На этот раз наша парусная эскадра, отправлявшаяся за рубеж, выглядела особенно внушительно. В состав ее вошли восемь яхт из числа сильнейших в каждой из трех стартовых групп, представленных на Кубке Балтики. Как проявят себя наши экипажи в соревнованиях с участием сильнейших зарубежных яхтсменов? Ответ на этот вопрос имел принципиальное значение.
Напомним, что, учреждая Кубок, редакция «Катеров и яхт» выдвинула идею проведения больших парусных гонок, посвященных традиционному празднованию Дней мира на Балтике, с участием яхтсменов всех прибалтийских стран. Динамика соревнований особенно за последние два года свидетельствует, что эта идея находит все большее число сторонников, и хотя цель не достигнута, но в ее реализации имеется значительное продвижение.
Маршрутные гонки яхт приобретают все большую популярность и у нас и за рубежом. Их притягательная сила заключается в том, что участникам предоставляется возможность совершить интересное крейсерское плавание с заходами во многие порты и одновременно соревноваться в искусстве управления яхтой, в навигаторском мастерстве при прокладке курса и выходе на заданную точку в открытом море — участвовать в увлекательной спортивной борьбе.
На старт шестых гонок на Кубок Балтийского моря вышло 80 яхт — это на 5 больше, чем в прошлом году, и вдвое больше, чем в 1970 г., когда соревнованиям был присвоен статут всесоюзных. И можно смело сказать — за эти годы заметно возросло мастерство участников. Несмотря на усложнение дистанции, предусматривавшей огибание в открытом море двух заданных точек, на которые следовало выходить по прокладке и радиомаякам, явных ошибок не было допущено ни одним капитаном. Яхты финишировали на редкость дружно, победа на этапах завоевывалась преимуществом, исчислявшимся нередко даже не минутами, а секундами.
Гонки в Гдыне также подтвердили высокий класс наших яхтсменов. На дистанции 250 миль (Гдыня — маяк Эландс-Сёдра-Грунд — Гдыня) в первой группе второе место занял «Альбатрос» капитана И. Н. Кугушева, третье — «Орион» капитана А. А. Аристова; во второй группе в число призеров вошли «Паллада» (капитан А. Никитин, 2-е место) и «Сольвейг» (капитан К. Г. Бонков, 3-е место). В 30-мильнон гонке победу в своей группе одержал «Альбатрос», на 4-е место вышел «Орион». Можно, таким образом, заключить, что экипажи советских крейсерских яхт уже являются достойными конкурентами гонщикам прибалтийских стран.
Посещение яхт-клубов Гдыни, а также яхтенной верфи «Стоги» в Гданьске принесло нашим яхтсменам несомненную пользу с точки зрения ознакомления с техникой, которой располагают наши польские друзья. Здесь, однако, приходится сделать неутешительный для нас вывод, который напрашивался еще во время соревнований на Кубок. Речь идет о том трудном положении, которое сложилось с постройкой крейсерско-гоночных яхт на наших верфях. Ведь рост количества участников гонок на Кубок происходит, к сожалению, лишь в очень незначительной мере за счет пополнения нашего парусного флота яхтами отечественного производства. Практически кроме «шестерок» и нескольких их модификаций у нас за последние годы ничего не строилось. Таллинские «однотонники» на гоночных дистанциях оказались неконкурентоспособными, от их производства решено было отказаться.
«Арктурусы», «Таурусы», «Опалы» и другие яхты польской постройки получили высокую оценку у наших яхтсменов. Мы отдаем должное их конструкторам и строителям, сумевшим развернуть современное серийное яхтостроение. Трудно, однако, рассчитывать, что по уровню оборудования яхты, которые приходят из ПНР в наши яхт-клубы, не будут уступать тем, на которых гоняются сами польские яхтсмены. Возможность постоянно пополнять вооружение комплектами новых фирменных парусов, внедрять разрабатываемые на верфях новинки и, в порядке обратной Информации, выдавать верфям предложения по совершенствованию строящихся судов позволяет польским яхтсменам выжимать из своей техники то, что нам недоступно.
Вот характерный пример. Одной из яхт, первыми прошедших 250-мильную гонку в Гдыне, оказался «Таурус» капитана Иржи Сюды (обогнать его удалось только двум пластмассовым «Конрадам-54» со столь высоким гоночным баллом, что после пересчета по гандикапу они даже в своей первой группе не смогли выйти в число призеров). Осмотр его «Карфи» на стоянке не позволил получить исчерпывающего представления об особенностях судна, показавшего такие феноменальные результаты. Можно было видеть только, что на днище у транца поставлены вертикальные пластины, вероятно, служащие для повышения устойчивости на курсе и предотвращения прорыва воздуха к перу руля. Сообщалось, что на «Карфи» изменена форма и увеличено углубление киля, предусмотрена настройка мачты в зависимости от курса и силы ветра.
Остается по данному поводу высказать надежду, что развитие широких связей с зарубежными яхтсменами, участие их в гонках на Кубок Балтики принесут определенную пользу и нашим яхтостроителям, будут стимулировать освоение лучшего иностранного опыта и поиск новых собственных решений.
Накал спортивной борьбы при возросшем количестве участников сопровождался, к сожалению, неоднократными нарушениями правил соревнований и ППСС. На старте в Ленинграде при прохождении узкого Северного фарватера в результате столкновения московская яхта «Торос» пробила борт литовскому «Нямунасу» — ему пришлось вернуться и отказаться от участия в гонке. Экипаж «Тороса» решением судейской коллегии был дисквалифицирован на первый этап (высказывалось мнение, что такое наказание недостаточно). Подвергся дисквалификации экипаж ленинградской яхты «Нева», которая при повороте снесла мачту другой ленинградской яхте — «Марсу». На «Марсе» сумели, вернувшись в клуб, быстро поставить новую мачту и к моменту старта следующего этапа дойти до Таллина; завоевать призового места экипаж, конечно, уже пе смог, но за проявленную спортивную настойчивость ему на закрытии был вручен специальный памятный приз. Дисквалификации за навал подверглись на первом этапе также яхты «Варяг» (Ленинград) и «Капелла» (Рига).
Можно сделать вывод, что обсуждавшееся перед началом соревнований предложение о переносе места старта за линию кронштадтских фортов вполне обоснованно. Во всяком случае, не случайно, что старты следующих этапов, дававшиеся на открытых рейдах и неизменно при свежем ветре, прошли без всяких осложнений.
Всю дистанцию в 750 миль полностью прошли 76 яхт из 80, причем финишировали они в Клайпеде даже на день раньше намеченного программой соревнований срока. Тем не менее надо признать, что для многих участников столь большая продолжительность гонки (с учетом времени, которое необходимо, чтобы вернуться в свой яхт-клуб) находится на пределе возможностей. Учитывая это обстоятельство, а также интересы зарубежных яхтсменов, участие которых ожидается на VII соревнованиях — в будущем году, следует признать целесообразным проводить определение мест и награждение победителей на финише каждого этапа либо предусмотреть возможность полной смены экипажа.
Хроника соревнований
I этап. После старта при норд-норд-весте силой 4 — 5 баллов яхты идут сначала в полветра, а затем в лавировку по Северному фарватеру. Ситуация на фарватере требует от капитанов и экипажей предельной собранности. Из-за полученных повреждении сходят с дистанции «Нямунас» (его сопровождает совершивший навал «Торос»), «Марс», катамаран «Гемини».
Из записей зам. командира «Ориона» В. II. Гусева:
«На лавировке нам пришлось бы туго, не замени мы вовремя огромную геную лавировочным стакселем. На фарватере вперед постепенно уходит «Мальва» с зарифленным гротом. Хорошо идут «Опалы»: сегодня — их ветер, низкий рангоут позволяет им идти без лишнего крена. Чувствуется, что «моря мало». Расходимся с конкурентами вплотную по корме. Поворот, и правый галс чисто ведет вас на последний буй фарватера. А ниже под ветром десятки парусов. Какие-то два судна прибрежного плавания тяжело катят им навстречу. (Ссылки на помехи при расхождении с пароходами арбитры, конечно, всерьез не прямут!) Рижская «Капелла» с левого галса делает у нас на курсе поворот. Неосмотрительность гонщиков, забывших правила хорошей морской практики, очевидна. Выйдя из-за бровки фарватера на буй № 1 правой стороны, «Капелла» затягивает левый галс и обостряет ситуацию до предела. В последний момент вместо того, чтобы увалиться под корму нашего 13-тонного «Ориона» (яхта типа «Арктурус»), а уже затем лечь на правый галс и чисто обогнуть знак левым бортом, рижане делают поворот у нас на курсе. Без хода, с растравленным гротом и работающим стакселем «Капелла» сваливается на «Орион». Чтобы избежать прямого столкновения, мы идем под корму «Капеллы», свободного пространства. однако, слишком мало: «Орион» получает скользящий удар в правую скулу, у рижан часть фальшборта разлетается в щепы...»
Из записей капитана «Фрегата» (типа «Таурус», III группа) Л. П. Полярова:
«Гогланд разделил погоду — плохая осталась позади. На яхтах стали заменять стакселя на генуи, вскоре появились и спинакера. На подходе к маяку Хельсинки от свежего ветра остались лишь легкие порывчики. Лидеры всех трех групп находятся в пределах видимости. Участники, идущие ближе к финскому берегу, оказываются в лучшем положении — здесь ветер дует свежее, и они, по кривой обойдя основное скопление штилеющих яхт, получают заметный отрыв. Но вот ветер заходит на норд-ост: отстающие яхты получают его первыми и начинают подтягиваться к лидерам».
Из записей В. П. Гусева:
«Ветер неожиданно заходит и становится попутным. Сила его — один балл или того менее. Но грот уже убран, спинакер наполнился, легкая генуя работает в паре с ним (шкот ее вынесен на грота-гик) Легкие паруса есть у нашего соперника — на «Руси». Но к ней еще не подошел ветер, как, впрочем, и к другим лидерам. Поэтому мы настигаем их, потом начинаем обходить яхты из числа тех, кто не имеет легких парусов. На «Руси» тревога — они видят, что «Орион» первым выходит на огибание маяка Хельсинки! Последняя прямая к финишу чуть не стала для нас — по воле рулевого «Руси» — ломаной линией. Мы связаны: у нас левый галс, при попутном ветре «Русь» может теперь увести нас куда угодно от Аэгны. Выбираем грот втугую, приводимся под корму «Руси» и продолжаем уходить на ветер. На «Руси» заминка. Затем следует поворот фордевинд, начинается погоня... Контуры судейского судна неразличимы в сгустившихся сумерках. Идем по счислению. «Русь», нагоняя нас, сокращает разрыв на глазах. Ре спинакер-гик, упертый ноком в ночное небо, уже нависал над нашими вантами, когда судьи зафиксировали наш финиш! Победа, но к сожалению, не полная: трех секунд, отыгранных у «Руси», явно не хватает, чтобы компенсировать преимущество в гандикапе, которым располагает наш соперник».
Дистанция первого этапа (200 миль) пройдена подавляющим большинством участников за 29—30 часов, финиш был очень плотным — почти все яхты пришли в течение часа. Первые места во всех трех группах определились лишь при пересчете по гандикапу (результаты см. в таблице).
II этап. Старт в Таллинском заливе дается при свежем ветре от норд-оста. Этот этап получил у гонщиков название штурманского: яхты должны выйти на точку, находящуюся в открытом море в 80 милях от острова Осмуссар, и обогнуть ее.
Из записей В. П. Гусева:
«Когда начинает шквалить, у нас то одна, то другая снасть выходит из строя — сказывается необкатанность «Ориона», который еще не участвовал ни в одной серьезной гонке. (Советуем учесть всем, кто получает новые яхты из Польши: огона на синтетических плетеных тросах — слабое звено бегучего такелажа; выполнены огона способом клетневания без пробивки, перед выходом в море их следует переделать.) На точку поворота, обозначенную судейским судном, выходим точно, пеленгуясь с помощью приемника «Геолог» по радиомаякам Уте и Свенска-Бьерн. Первая ракета, которую мы увидели, вспыхнула прямо по курсу около 1.30 ночи вторых суток».
Яхты, следовавшие за лидерами первой группы — «Русью», «Альбатросом», «Орионом» и катамараном «Каупо», пользуясь хорошей видимостью, выходили на судейское судно, ориентируясь по парусам впереди идущих. Ветер постепенно стих и снова, как и на финише первого этапа, участники заканчивали дистанцию с минимальными разрывами, а места распределялись по гоночным баллам.
III этап. Старт в Рижском заливе — снова при свежем норде и на крутой волне. Основные претенденты на победу уже определились по предыдущим этапам. В первой стартовой группе это литовская «Нерия» (типа «Опал») капитана А. С. Завиша, во второй — ленинградская «шестерка» «Сольвейг» капитана К. Г. Бойкова, в третьей — таллинская «Вирго» (типа «Таурус») капитана Т. Т. Ныу. Хорошие места на финишах плюс минимальный гоночный балл делают эти яхты трудно досягаемыми для остальных.
Менее определенно выглядит судьба остальных призовых мест, а также Хрустального кубка редакции, который вручается экипажу яхты, прошедшей дистанцию с минимальным временем.
Из записей Л. П. Полярова:
«Штиль в Ирбенском проливе на третьем этапе сыграл роль промежуточного финиша, а его окончание послужило своего рода стартом для продолжения гонки. Все были рядом со своими надеждами па успех. Получив слабый попутный ветерок, мы предприняли попытку лавировать на бакштагах. Первый же галс в море показал, однако, несостоятельность подобных расчетов. Яхты под берегом использовали усиление ветра и получили возможность уйти вперед. Среди них наши основные противники — «Вирго», «Вальтер», «Отрада». «Россия» со своим низким баллом по исправленному времени тоже явно оказывается впереди, хотя сейчас и несколько отстает от нас».
Когда основной группе яхт остается до финиша каких-нибудь 15—20 миль, вновь штилеет. Опять отставшие получают шанс поровняться с лидерами.
Из записей Л. П. Полярова:
«Окончанию штиля предшествовал ниспадающий поток воздуха, закруживший яхты в невообразимой карусели. Повороты следуют один за другим — галсы продолжаются не более пяти минут, а продвижения по курсу вперед не заметно. У экипажа «Отрады», видимо, сдают нервы: на ней внезапно убирают паруса и заводят двигатель — яхта сходит с дистанции...»
В Клайпеду первыми пришли катамараны «Гемини» и «Каупо». Из яхт раньше всех финишировала «Русь» — что и решило судьбу Хрустального кубка: он был вручен экипажу этой яхты (капитан Э. Я. Стайсон).