Участники регаты прибыли в Пириту в самый разгар строительных работ. Возводились яхт-клуб и здания олимпийской деревни, сооружения гавани, но никого не тяготила обстановка огромной стройки — толчея машин и кранов, траншеи, склады материалов и конструкций. Радовало то, что контуры олимпийского комплекса уже четко вырисовывались на этом фоне!
Перед регатой были тщательно размечены три зоны для проведения гонок. В каждой из них соревновались яхты двух классов: на дистанции «Аэгна» (красная, близ о-ва Найссар) — катамараны «Торнадо» и «звездники»; на «Вимси» (желтая, в середине залива) — «Солинги» и «Летучие Голландцы»; на «Пирите» (оранжевая, сразу же на выходе из реки) — швертботы «470» и «Финны». «Пирита» — самая маленькая дистанция с диаметром 1,5 морских мили, «Аэгна» и «Вимси» имеют диаметр по 2 мили. Как и на Олимпийских гонках, каждой дистанции присвоен свой цвет; соответствующий цвет имели и поворотные знаки и флаги судейских катеров, обслуживающих дистанции. В центре каждой зоны стоял постоянный отличительный знак — тоже «своего» цвета, который служил ориентиром для гоночного комитета при выставлении дистанции.
Между судейскими катерами и берегом осуществлялась радиотелефонная связь (на разных частотах — для каждой дистанции отдельно). Радиосвязь использовалась для установки и изменения дистанции, спасательного обеспечения и передачи на берег всей информации по гонке. Данные стартовых и финишных протоколов передавались в центр на ЭВМ. К моменту возвращения спортсменов в яхт-клуб предварительные результаты по данной гонке уже были готовы, а после принятия решений жюри по протестам на следующий день опубликовывались окончательные результаты гонки и результаты по сумме всех состоявшихся гонок.
На дистанции «Пирита» на старте применялся видеомагнитофон, оказавшийся очень полезным при обсуждении протестов.
Состав участников нынешней Балтрегаты был несколько менее многочисленным, чем на многих из 28 предыдущих регат, но существенно отличался от них качественно: в борьбе участвовали многие чемпионы мира и Европы, чемпионы и призеры Олимпийских игр. Парусный спорт нашей страны был представлен 70 сильнейшими экипажами, причем наряду с испытанными олимпийскими борцами, такими, как В. Леонтьев, В. Васильев, В. Потапов, А. Балашов, выступали и представители молодой смены нашей сборной во всех шести классах яхт.
В «Звездном» классе отсутствовал наш сильнейший рулевой В. Манкин, а в классе «Солинг» — Б. Будников (оба экипажа в это время участвовали в чемпионатах Европы за рубежом), что, естественно, значительно снизило остроту борьбы. «Звездный» флот вообще оказался мало представительным — в гонках участвовало только 8 советских яхт. Лидерство уже со второй гонки захватил ветеран этого класса В. Васильев, который выступал на «звезднике» «Торнадо» Т. Пинегина, построенном шесть лет назад. Основную конкуренцию ему составили Е. Калина (на новейшей яхте), Я. Элнионнс и А. Вольмер, перешедшие на «звездники» лишь в начале этого сезона.
Балтика не порадовала яхтсменов ветрами — в продолжение всей регаты дули неустойчивые по направлению и преимущественно слабые ветры. Любопытно, что, кроме А. Балашова, будущие победители во всех классах начали соревнования неудачно — нужно было время, чтобы приспособиться к неожиданным заходам ветра, найти ветровые полосы, дующие из-за островов или мысов.
Много забот оказалось у судей на ближней дистанции «Пирита». Причиной были массовые фальстарты, вызванные большим количеством участников и высоким накалом страстей. Только после шестого старта начали одну из гонок швертботы «470» (когда они подходили к поворотному знаку после первой лавировки, ветер изменил направление сразу на 20° и судьям пришлось прекратить эту гонку!).
В классе «Финн» обычная 10-минутная процедура старта затянулась на целых два часа — семь раз давался отзыв после массового фальстарта! Только с восьмого стариа началась эта гонка, которую выиграл нынешний чемпион Европы и мира испанец Ж. Бланко; вторым пришел экс-чемпион мира англичанин К. Лоу, а олимпийский чемпион Й. Шуман (ГДР)— финишировал только четырнадцатым. Удалось провести всего шесть гонок; в трех из них победил и стал чемпионом регаты наш сильнейший «финнист» Андрей Балашов.
Пожалуй, одним из самых популярных гостей регаты был двукратный олимпийский чемпион в классе «Летучий Голландец», трехкратный чемпион мира и четырехкратный чемпион Европы англичанин Родней Паттисон. Кстати сказать, он прибыл в Таллин с еще одним — новым чемпионским титулом: месяц назад он одержал победу на чемпионате мира в классе «четвертьтонников» в Хельсинки. Но в Таллинском заливе он оказался менее удачливым и пропустил вперед нашего В. Леонтьева и чемпиона Европы У. Штейнгросса (ГДР). Паттисон никак не мог подняться выше 3-го результата в гонке, но такое начало не обескуражило закаленного в битвах спортсмена: он заявил, что выиграет хотя бы одну гонку из семи и всеми силами стремился к победе. Свое слово Паттисону сдержать удалось: он победил в заключительной гонке регаты, которая проходила при свежем ветре, порой достигавшем 4 баллов. Покидая столицу Эстонии, общительный англичанин сказал, что Таллин ему понравился и стать здесь олимпийским чемпионом будет особенно приятно — теперь он мечтает только об этом!
Скромным был и результат «непобедимого Рэга» — олимпийского чемпиона в классе «Торнадо» Реджинальда Уайта. Удача сопутствовала хозяевам регаты — А. Померантсу со шкотовым А. Зыбиным и гонщикам из Финляндии П. Нарко и И. Сийра. Неплохо провели гонки и братья Виктор и Александр Потаповы, только в 1976 г. дебютировавшие в новом для себя классе катамаранов. Их преемники в классе «470» — чемпионы Европы 1977 г. братья Юрий и Василий Корячкины еще раз показали высокое мастерство в упорной борьбе с очень сильными французскими яхтсменами. (Французы привезли в Таллин пять экипажей и заняли четыре места из первых шести. Поскольку на Олимпийские регаты швертбот «470» пришел из Франции, то для французских яхтсменов хорошее выступление в этом классе является делом престижа!) Победил в первой гонке и лидировал вплоть до четвертой гонки наш В. Игнатенко, но «запаса прочности» ему все же не хватило. В роковой для него последней схватке он занял 6-е место, а французы Ж. Салу и Д. Бернар, одержав вторую победу, стали чемпионами Балтрегаты.
Информация об изображении
Экс-чемпион мира в классе «Финн» К. Лоу (слева) беседует с представителем своей команды
В классе «Солинг», как уже говорилось, не было нашего первого номера сборной — Б. Будникова, впрочем, как и сильнейших рулевых в этом классе из ГДР: все они в эго время боролись за звание чемпиона мира в Норвегии. Рижский экипаж — Р. Бердаш, Л. Крейтере и В. Крупович, заняв 1-е место, еще раз продемонстрировал, что у нашей олимпийской сборной и в этом классе есть достойный резерв. Тем более, что и два «резервных» экипажа из ГДР также оказались достаточно сильными: хорошо известный в прошлом «финнист» В. Рихтер занял 2-е, а X. Хютнер — 3-е места. В почетную «шестерку» вышла также и одна из трех финских яхт, управляемая М. Иокиненом.
Экс-чемпион мира в классе «Финн» К. Лоу (слева) беседует с представителем своей команды
Делать какие-либо прогнозы на основе результатов Балтийской регаты не стоит! Вряд ли они полно отражают истинное соотношение сил, тем более, что ряда сильнейших гонщиков в Таллине не было. Это была разведка боем, ознакомление с условиями акватории будущей ОПР-80. Каждый спортсмен, претендующий на участие в Олимпиаде XXII, старался собрать возможно более полную информацию, необходимую для подготовки успеха.
Отрадно, что большинство зарубежных участников регаты, тренеры команд и представители спортивной прессы высоко оценили организацию гонок в Таллине и выразили надежду, что ОПР-80 пройдет на высоком уровне.
Результаты XXIX международной балтийской регаты
Таллин, 23—30 августа 1977 г.
«Солинг» (16 яхт): 1 — Р. Бердаш, Ю. Крейгерс, В. Крупович; СССР; 17,1 очка (13, 1, 1, 3, 3, 3); 2 — B. Рихтер, Б. Якел, О. Энгелхардт; ГДР; 24,0 (1, 4, 2, 12, 5, 2); 3 — X. Хютнер, У. Пагенкопф, Н. Винклер; ГДР; 31,7 (3, 12, 12, 4, 1, 1); 4 — И. Михайлов, В. Акименко, Г. Ковалев; СССР; 32,6 (4, 2, 4, 5, 2, 5); 5 — И. Голубев, В. Сильвере, С. Кохберг; СССР; 47,1 (5, 6, 3, 7, 6, 4); 6 — М. Иокинен, М. Палохеймо, Р. Лайне; Финляндия, 50,0 (2, 7, 7, 9, 4, 7).
«Торнадо» (21 яхта): 1 — А. Померантс, А. Зыбин; СССР; 11,0; (4, 6, 1, 1, 1, 2); 2 — П. Нарко, И. Сийра; Финляндия; 19.7 (9, 1, 2, 2, 2, 4); 3 — Я. Кливер, C. Фогелев; СССР; 38, 7 (3, 4, 2, 9, 4, 8); 4 — В. Потапов, А. Потапов; СССР; 39,1 (8, 2, 6, 3, 3, 7); 5 — П. Блакслэнд, Д. Бакли; Австралия; 39,4 (1, 8, 4, 4, 6, 6); 6 — Р. Уайт, Т. Дайвер; Англия; 43,1 (6, 3, 5, 6, 5, 3).
«470» (41 яхта): 1 — Ж. Салу, Д. Бернар; Франция; 37,7 (6, 5, 10, 1, 14, 1); 2 — 10. Корячкин, В. Корячкин; СССР; 49,1 (2, 3, 18, 17, 3, 6); 3 — В. Игнатенко, С. Жданов; СССР; 51,0 (1, 2, 15, 14, 9, 7); 4 — К. Шапе-лэн, Ж. Шапелэн; Франция; 52,0 (11, 24, 2, 2, 20, 2); 5 — Ж. Фонтэн, К. Фонтэн; Франция; 53,0 (18, 8, 4, 15, 1, 5); 6 — П. Бербижье, Ж. Клеруэн; Франция; 58,0 (4, 13, 1, И, дискв., 8).
«Летучий Голландец» (22 яхты): 1 — В. Леонтьев, В. Зубанов; СССР; 21,7 (7, 2, 8, 1, 1, 3); 2 — У. Штейн-гросс, И. Шрапе; ГДР; 27,7 (1, 5, 2, 6, 12, 2); 3 — Р. Паттисон, П. Конелл; Англия: 39.7 (3, 15, 4,7,7,1); 4 — В. Гусенко, В. Груздев; СССР; 42,4 (6, 9, 1, 14, 3, 5); 5 — М. Боуе, Н. Жолли; Франция; 45,4 (10, 3, 3, 5, 4, НФ); 6 — К. Биттнер, Т. Флаг; ГДР; 54,7 (9, 7, 7, 3, 11. 4).
«Финн» (44 яхты): 1 — А. Балашов; СССР; 21 (1, 14, 7, 1, 4, 1); 2 — Ж. Бланко; Испания; 35,4 (4, 18, 1, 3, 5, 6); 3 — Ж. Доресте; Испания; 36,7 (12, 1, 13, 2, 3, 5); 4 — И. Шуман; ГДР; 39,4 (дискв., 3, 14, 4, 1, 3); 5 — К. Лоу; Англия; 58 (14, 7, 2, 8, 17, 4); 6 — А. Мудриченко; СССР; 73,7 (3, 5, 21, 12, 7, 25).
«Звездный» (8 яхт): 1 — В. Васильев; Н. Смирнов; 9,0 (2, 2, 1, 1, 1, н/ф, 2); 2 — Я. Элнионис, В. Саатайс; 24, 4 (1, 6, 3, 5, 2, 1,3); 3 — Е. Белоусов, В. Воинов; 35, 4 (4, 3, 4, 4, 4, 3, 1).