Информация об изображении
Эмблема праздника паруса в Амстердаме — завершающего третьего этапа четырнадцатой Операции Парус
Увлекательные события лета 1980 года — лета Московской Олимпиады — оттеснили на второй план многие интересные спортивные мероприятия неолимпийского характера. К числу последних относилась и традиционная встреча, проводимая по четным годам по программе Международной ассоциации учебных парусников (СТА) и на этот раз совпавшая по времени с XXII Олимпийскими играми.
Эмблема праздника паруса в Амстердаме — завершающего третьего этапа четырнадцатой Операции Парус
Для советских яхтсменов и моряков четырнадцатая по счету Операция Парус особенно интересна тем, что в число 83 различных по величине и вооружению судов-участников под флагами 18 стран наряду с ветераном регат СТА четырехмачтовым барком «Крузенштерн» входили уже две наши крейсерско-гоночные яхты — ленинградская «Рица» и рижская «Спарта». Их экипажам было предоставлено почетное право выйти на сложные гоночные трассы Балтийского и Северного морей, чтобы помериться силами с опытными соперниками в регате, а в береговой части праздника — спета молодых моряков продемонстрировать мастерство в прикладных видах спорта, художественные способности, общительность и дружелюбие, чувство юмора, знание иностранных языков и правил морского этикета.
Быть готовыми к состязаниям по столь разнообразной программе очень и очень непросто, а сдавать позиций, завоеванных советскими парусниками в прежние годы, не хотелось! Читатель, конечно, помнит, что список наших побед на регатах СТА был начат в 1974 г. блестящим выступлением барка «Товарищ», завоевавшего переходящий серебряный «Флорентийский кубок» за абсолютное первенство в гонках и приз «Камень с мыса Горн» за победу в классе «толшип», в который входят крупнейшие парусные суда настоящего времени. Не забыт морской общественностью страны и тот факт, что на той же Операции Парус-74 экипаж барка «Крузенштерн» был удостоен главного приза СТА — серебряной модели клипера «Катти Сарк» за наибольший вклад в развитие международной солидарности и взаимопонимания между молодыми моряками планеты.
Следующая Операция Парус-76 памятна победами «Товарища» в двух этапах трансатлантической гонки.
В регате Операции Парус-78 впервые принимала участие советская яхта — это была «Рица»; она стала серебряным и бронзовым призером двух гонок, проходивших в Северном море и в Атлантике.
Так было. Что получится на этот раз, оставалось лишь предполагать. Но скажем сразу, наши моряки и яхтсмены сделали все, чтобы достойно представлять советский флаг на очередной XIV Операции Парус!
Забегая вперед, отметим, что лучшим среди больших парусных судов класса А стал ветеран польского учебного флота — трехмачтовый фрегат (по нашей терминологии — корабль) «Дар Поможа», который вел капитан Т. Олехнович. Этот старый (построен в 1909 г.) очень красивый корабль на параде «винджаммеров» в Киле привлекал особое внимание: ведь он был участником еще самой первой, довоенной встречи парусников, организованной СТА в 1938 г. Польский парусник в двух гонках финишировал первым, ему по заслугам достались главные призы.
Информация об изображении
Экипаж яхты «Рица» Ленинградского яхт-клуба балтийского морского пароходства
Наш «Крузенштерн» остался за чертой призеров, поскольку лавировка в узкостях и на течении для столь тяжелого судна представляет огромную сложность. И хотя на этот раз величественный барк под советским флагом не значился в числе показавших хорошее время, о его команде во главе с капитаном А. Перевозчиковым все участники гонок и пресса неизменно отзывались с большой симпатией: моряки отлично понимают, что сойти с дистанции и спокойно следовать в порт назначения под двигателем было куда проще, чем делать поворот за поворотом, тяжким трудом отвоевывая даже не мили, а кабельтовы на дальнем пути к финишу, и все-таки финишировать под парусами. Но вернемся к героям нашего рассказа.
Экипаж яхты «Рица» Ленинградского яхт-клуба балтийского морского пароходства
Успех «Рицы» — яхты Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова — на Операции Парус-78, о котором рассказывалось в сборнике №77, не прошел незамеченным. Экипаж, костяк которого составляли яхтсмены, годами совершенствовавшие мастерство в марафонах на Кубок Балтийского моря, убедительно продемонстрировал высокий спортивный уровень и конкурентоспособность советских крейсерщиков. Этот успех нельзя было считать случайным, несмотря на отсутствие опыта международных встреч у команды «Рицы». Призы, завоеванные ею при первом же выходе на Операции Парус, не только подтверждали право на участие в следующей встрече СТА, но и указывали на целесообразность увеличения числа участников регаты от нашей страны. Поэтому на Операции Парус-80 «Рица» была уже не единственной крейсерской яхтой под флагом СССР.
Латвийское морское пароходство. Рижское мореходное училище и яхт-клуб «Моряк» снарядили на гонки экипаж на только что полученной яхте польской постройки типа «Цетус». Поскольку предварительно в СТА рижанами уже была подана заявка с указанием названия яхты «Спарта» типа «Конрад-54» (см. сборник №85), за новой яхтой временно решили закрепить то же название. В гоночный протокол СТА при этом лишь потребовалось внести корректуру, что и было сделано с подачей новой заявки. Яхта типа «Цетус», по мнению рижских яхтсменов, только что испытавших новую яхту на первенстве Латвии, лучше подходила для столь ответственного выхода, обладая более высокими ходовыми качествами! чем «Конрад-54».
Обе яхты снабдили малогабаритной радиоаппаратурой, однако на «Спарте» часть ее к моменту прибытия в Киль вышла из строя. Пришлось с разрешения пароходства взять на прокат небольшую, но мощную радиостанцию зарубежного производства и приемник, работающий на промежуточных частотах, которые в сочетании с действующей аппаратурой обеспечивали надежную связь с любой береговой радиостанцией и, естественно, с «Рицей». «Спарта» регулярно выходила по радиотелефону на связь с Ригой, передавая диспетчерские сводки, информацию для газет и даже радиограммы частного характера. (После окончания гонок эту надежную станцию решили приобрести и доставили в Ригу для использования в будущем.) «Спарта» располагала также малогабаритной радионавигационной установкой «Декка»; капитан А. Чечулин с успехом постоянно использовал ее, в то время как капитану «Рицы» В. Антонову приходилось прибегать к классическим методам определения координат.
В соответствии с правилами СТА в составы команд необходимо было включить не менее 50% яхтсменов в возрасте до 25 лет. Для «Рицы» это не составляло проблемы. Экипаж ленинградской яхты, состоящий из восьми человек, обновили включением в него троих новых членов. Впервые на международные гонки пошли штурман с учебно-производственного судна ЛВИМУ С. Рудометов и только что получившие дипломы воспитанники училища В. Курпеков и Л. Юрищев, однако и этих новых людей никак нельзя было назвать новичками в парусном деле. Остальные же пятеро — сотрудники ЛВИМУ В. Антонов (капитан), Б. Богомолов, В. Бурлаков и курсанты С. Тимошков и А. Петросян отправились на Операцию Парус во второй раз — будучи уже мастерами спорта международного класса.
Для рижан, надо полагать, та же задача оказалась несколько сложнее. Включенные в состав экипажа «Спарты» курсанты С. Бибиков, Ю. Войтке-вич, Ф. Далле, А. Надежников, Э. Портный и А. Старшинин, как и их преподаватель А. Бондаренко, яхтенной прантики фактически не имели, В экипаж вошли лишь два опытных рижских яхтсмена: В. Кучмель и Б. Акопов. Им и капитану А. Чечулину предстояло из парней, отличавшихся множеством ценных начеств, которые были необходимы для состязаний с зарубежными сверстниками по программе береговых мероприятий, сделать яхтенных матросов.
И это, как известно, удалось. Курсанты, имевшие хорошую физическую подготовку и большое желание быстрее освоить технику работы с парусами, уже в ходе тренировок в Риге добились первых успехов. Снасти и паруса стали послушными в их руках. Ребята втянулись в яхтенный распорядок жизни, начали чувствовать себя полноценными членами гоночного экипажа.
Конечно, в гонках им дапеко не всегда удавалось действовать четко. Порой выходил из повиновения огромный спинакер, и «Спарта» по рубку пожипась на подветренный борт. Случались и другие казусы по причине недостатка опыта. Но в том, что «Спарта» стала третьим призером первой гонки, есть и их заслуга!
Капитан А. Чечулин (напомним, он возглавлял экипаж «Рицы» при ее успешном выступлении на Операции Парус-78), оценивая результаты большой работы рижского экипажа, отметил: «Мы выполнили программу-максимум. Этому содействовали и отличные ходовые качества яхты, и желание каждого из нас сделать все, чтобы лучшим образом использовать их. Рад, что мы не ошиблись в новичках-курсантах! Капитаны старых парусников, часто имевшие депо со случайными на борту людьми, которых нередко превращали в матросов насильно, были в несравнимо худшем положении. Мы же шли с добровольцами. Молодость, смелость и трудолюбие помогали им во всем. А благородное стремление не уронить чести нашего флага вывело команду на призовое место, которым можно и должно гордиться».
Штабу СТА на этот раз не удалось полностью выполнить намеченную программу. По причине сложных ветровых условий приходилось переносить сроки стартов, что влекло за собой потерю времени, а следовательно, и необходимость сокращения береговых спортивно-массовых мероприятий, к которым многие готовились весьма тщательно.
Официальная часть открытия Операции Парус-80 в Киле началась 13 июля. Наши яхты, пришедшие в Киль и ошвартовавшиеся в Олимпийском яхт-клубе заблаговременно, хорошо подготовились к параду судов-участников, состоявшемуся 16 июля.
Парад этот был организован великолепно. Более восьми десятков парусников разбили на группы по 8—12 вымпелов, каждую из которых возглавило большое судно класса А. Открывал парад представитель флота «хозяев» — западногерманский барк «Горх Фок». Следом за ним шел наш «Крузенштерн». Красочное зрелище привлекло многие тысячи зрителей: с берега и с сотен «гостевых» судов, образовавших длинный коридор, они наблюдали за четким движением парусников. В парадном ордере, при хорошем ветре, участвующие в параде суда проходили курсом бакштаг, имея возможность регулировать свою скорость.
Для гонок, согласно практике прошлых регат, все суда разделили на классы и «дивизионы» — подгруппы.
Информация об изображении
Участие советских яхт «Рица» и «Спарта» и барка «Крузенштерн» в Oneрации Парус-80
В классе А на старт вышло девять больших судов. Три из них представляли Данию. Впервые, если не считать регаты 1956 г., можно было видеть трехмачтовую бермудскую шхуну «Креол» (длина наибольшая — 65,3 м, между перпендикулярами — 50,8; ширина — 9,4; водоизмещение — 697 т; 10 парусов площадью 2040 м2; всп. дв. 3000 л. с.), построенную в 1927г. и долгие годы служившую частной яхтой. Корабли «Данмарк» и «Георг Стейдж» были хорошо знакомы участникам Операции Парус.
Участие советских яхт «Рица» и «Спарта» и барка «Крузенштерн» в Oneрации Парус-80
Флаг ФРГ несли победитель предыдущей регаты барк «Горх Фок» и опять-таки дебютирующий в гонках СТА еще более крупный барк «Си Клауд оф Гран Кайман» (о нем рассказывалось в сборнике №87).
Под норвежским флагом шел корабль «Сорландет». В этот же класс вошли польский «Дар Поможа», наш «Крузенштерн» и единственный «гость из-за океана» — эквадорский барк «Гуайяс». Этот барк — тоже дебютант Операций Парус — одно из немногих учебных судов новейшей постройки: он спущен на воду в Бильбао в 1976 г. Это сравнительно небольшое трехмачтовое судно с развитой надстройкой между грот- и бизань-мачтой. Его длина расчетная — 78 м, между перпендикулярами — 56,1 м; водоизмещение —1400 т. Судно несет 22 паруса площадью 1555 м2. Мощность двигателя — 700 л. с.
Первый и второй дивизионы класса В объединяли около 50 судов «без спинакеров». Здесь, как и в третьем дивизионе этого же класса, где шли яхты «со спинакерами» (почти 30 судов), было представлено гораздо больше национальных флагов. По численности доминировали суда из ФРГ — 20 единиц. Из 9 польских судов класса В большая часть стартовала в третьем дивизионе, где выступали и обе наши яхты. Поляки шли в гонку на яхтах собственной постройки, таких, например, как суда типа «Конрад-54», «Опал», «Драко». Всеобщее внимание привлекла новая красавица-бригантина «Погория», которую вел прославленный Кшиштоф Барановский. Выступление «Погории» во втором дивизионе класса В было удачным: в обеих гонках она финишировала третьей.
Старт первой гонки дали утром 18 июля от датского острова Мён. С 7-балльным ветром суда пошли в бакштаг правого галса на ост. Предстояло пройти около 545 миль по генеральному курсу до Готланда, обогнуть его, оставляя с правого борта, и выйти на маяк Утклипан, где по счислению регистрировался финиш перед прибытием в шведский порт Карлскруну. Большую часть пути суда шли с сильными попутными ветрами. Наши яхты оказались в числе тех немногих судов, которые при этом ни при каких условиях и даже ночью не убирали спинакеров.
От нордовой оконечности Готланда пришлось длительное время идти в лавировку. Именно на этом отрезке дистанции, как уже говорилось, досталось экипажу «Крузенштерна»! Был, однако, и штиль, и туман. Лидеры финишировали на четвертые сутки. И лучшей среди 21 малой яхты стала «Рица». Фактически затраченное ею на прохождение дистанции (550 миль по прокладке) время: 90 часов 46 мин. Таким образом средняя скорость яхты превысила 6,1 уз, а временами, например в 9-балльный ветер первой ночью, достигала 15 уз.
Первой финишировала в Карлскруне построенная в Финляндии яхта типа «Свон-65», прошедшая дистанцию на 12 часов быстрее, однако пересчет времени с учетом гандикапа отбросил ее на 7-е место: по исправленному времени она проиграла «Рице» — наименьшей из всех участников регаты яхте (ее длина по КВЛ всего 9,22 м) целых 4 часа!
За победу экипаж ленинградской яхты получил Большой приз СТА — переходящий серебряный кубок, только что учрежденный ассоциацией английских судовладельцев. Его вручали 26 июля на центральной площади города после торжественного прохождения молодых моряков 18 стран мира по улицам Карлскруны, отмечающей в эти дни свое 300-летие. Любопытной деталью оформления праздника были аэростаты, поднявшие над городом транспаранты с приветствиями участникам Операции Парус.
Второе место заняла яхта «Гайдук» под польским флагом. Это краснодеревое судно типа «Драко» лишь на 14 минут опередило нашу «Спарту» — ставшую третьей.
Время отдыха в Карлскруне пролетело в дружеском общении участников гонок. Здесь же перед выходом на Фредериксхавн, намеченный на 28 июля, по желанию капитанов можно было провести «интерченч» — частичную смену экипажей. Капитан маленькой «Рицы», где условия обитания близки к спартанским, от приглашения гостей воздержался. На «Спарте» тоже нет комфортабельного салона, но яхта все же несколько больше. Она привлекала внимание новизной типа и современной оснасткой (одних лебедок 14 — по одной на снасть!), многие выражали желание пройтись на ней. Поэтому капитан А. Чечулин, отправив шесть членов своей команды на польский корабль «Дар Поможа» и английский бриг «Роялист», пригласил шестерых молодых яхтсменов с иностранных судов и встал во главе интернационального экипажа. Вместе с оставшимися на «Спарте» советскими яхтсменами ее экипаж на эти три дня составили: швед Бьерн Вестерберг, голландец Бастиан Рапп, француз Франк Жубелен, англичанин Стив Люис, датчанин Ханс Кооп и яхтсмен из ФРГ Уве Зееман. Они дежурили на камбузе, работали с парусами, стояли на руле. Общению помогал английский язык, хотя яхтенная терминология его, в общем-то, далека как от русской, так и от немецкой, голландской и шведской, не говоря уже о французской. Но все получалось чудесно: в затруднительных ситуациях выручал юмор. На яхте царила дружеская атмосфера. И расставание было теплым.
Не сговариваясь, гости «Спарты» выразили общую мысль: «Важно всегда оставаться друзьями и жить в мире. Важно ходить в море иа парусные гонки, перевозить грузы, добывать рыбу, а не убивать друг друга». Простые слова молодых моряков подтверждали старую истину: мирное море сближает живущих на его берегах!
Маленький нарядный и чистый город датских рыбаков Фредериксхавн встретил участников регаты не менее гостеприимно, чем праздничная Карлскруна. 1 августа в районе мыса Скаген королева Дании с борта своей яхты дала старт второй — 436-мильной — гонке на Амстердам (Эймёйден). 73 судна под флагами 16 стран (самые многочисленные эскадры выставили Англия, Голландия и ПНР) вышли в Скагеррак при слабом 2-балльном весте. На вторые сутки и вовсе заштилело; потом легкий ветерок лишь периодически задувал от разных румбов, сдерживая ход гонки, скрадывая отведенное на нее время.
По всем признакам это затишье предвещало шторм, и он пришел: 9-балпьный зюйд-вест разбросал парусники по морю. К этому времени «Рица», взявшая старт только 10-й (помешало излишнее внимание соперников, имела положение, позволяющее уверенно претендовать на призовое место. При ходе в бейдевинд в сложившейся обстановке, когда на гроте пришлось брать три рифа, да еще сделать три оборота патент-рифа, яхта испытывала мощные удары корпусом; положение «Рицы» несколько ухудшилось.
Сильный встречный ветер и большая волна заставили некоторых капитанов сойти с гонки — 15 судов повернули и ушли в укрытие, но большинство экипажей не смотря ни на что продолжало гонку вплоть до поступившего в 01.00 6 августа извещения о ее прекращении. Лишь четыре относительно крупных судна успели к этому времени финишировать. Места остальных судов «на финише», определи ли по их положению на момент прекращения гонки. Наветренная позиция обеих наших яхт, сулившая выгоду при продолжении гонки, при таком зачете лишалась всех преимуществ, однако и «Рица» и «Спарта» все же остались в первой десятке (7-е и 10-е места).
И в Амстердаме — снова праздник парусов! Чередуются бесконечные встречи, экскурсии и торжественные приемы, включая официальный прием у королевы Нидерландов. Здесь, по общим итогам всей программы Операции Парус-80 тайным голосованием капитанов была решена судьба главного переходящего приза СТА — серебряной модели клипера «Катти Сарк»: он был вручен капитану «Дара Поможа».
Чем еще запомнилась нашим молодым морякам Операция Парус-80! Всеобщим интересом к Московской Олимпиаде. Бойкот XXII Олимпийских игр, который изобрели за океаном, не помешал многим тысячам зарубежных любителей спорта узнавать правду о них. Яхтсмены из Ленинграда и Риги выступали как представители олимпийской державы. Значки и открытки с символами Московской Олимпиады считались лучшим сувениром! Только на «Спарте» в дни стоянок в зарубежных портах побывало более тысячи гостей, каждый из которых хотел услышать последние, а главное, правдивые новости из Москвы и Таллина.
Любопытной новинкой было то, что на Операцию Парус-80 пришло несколько парусников водоизмещением от 10 до 70 т, которые весьма успешно используются на платных круизах. Рекламируются они довольно шумно. Попутно можно отметить, что билеты на них дороги (например, на упоминавшийся уже огромный «Си Клауд» цена их просто баснословна) и тем не менее приобрести их очень трудно.
Пойдут ли советские яхты на Операцию Парус-82! Время покажет. Во всяком случае, экипаж «Рицы» как победитель гонки имеет на это право; он будет в течение двух лет хранить завоеванный переходящий приз, который необходимо вернуть в СТА перед началом очередного розыгрыша.
Информация об изображении
Экипаж «Спарты» на торжественном построении в Центральном республиканском яхт-клубе
Ленинградские яхтсмены полагают, что «Рица» едва ли подойдет для гонок в Бискайском заливе, где пройдет трасса одного из этапов регаты 1982 г. Яхта просто мала. Объемы ее помещений недостаточны для длительного пребывания большого экипажа в океане. На пути из Амстердама в Ленинград «Рица» без заходов преодолела под парусами 1300 миль за 12 суток (всего за 1980 г. «Рица» прошла 3770 миль). Это на сегодня рекорд для яхт типа «Алькор». Так на переходе из Амстердама экипаж из восьми человек жил на «голодном» водном пайке, расходуя в сутки менее 10 л воды. Последние пять дней использовали солоноватую забортную воду восточной Балтики, сохраняя остатки запаса на случай штилевого плавания.
Экипаж «Спарты» на торжественном построении в Центральном республиканском яхт-клубе
Словом, опытному ленинградскому экипажу необходимо сменить судно. Новая яхта, отвечающая всем требованиям гонок в океане, стала бы для него лучшим призом за высокие достижения на международной арене. Думается, что училище имени Макарова в состоянии приобрести такую яхту для своей многочисленной парусной секции.
Перед рижанами тоже масса проблем. На их новом «Цетусе» мал комплект парусов. А отсутствие парусов, как известно, самое большое зло на яхте. Появятся они — можно надеяться на высокие достижения в будущем. Да и о подготовке к выходу на международные гонки других рижских яхт стоит серьезно подумать. Суда здесь есть, гонщиков высокого класса в Латвии много. Найдутся среди них и капитаны подстать ленинградцу А. Чечулину, который командовал рижской «Спартой» на прошедшей Операции.
Информация об изображении
Капитан-наставник и тренер команды Борис Богомолов (слева) и капитан Виктор Антонов
Кстати, говоря о капитанах, стоит коснуться и вопроса о выдвижении их не из числа профессиональных моряков с яхтенным опытом, а из числа яхтсменов-крейсерщиков. Конечно, таких капитанов следует готовить по расширенной программе, переняв опыт хотя бы у польских парусников, которые, в свою очередь, позаимствовали его у англичан. Капитан А. Чечулин считает, к примеру, что его помощники яхтсмены В. Кучмель и Б. Акопов показали себя прекрасно подготовленными моряками. Сдав экзамены по ряду дисциплин, не входящих пока в наши квалификационные требования, они могли бы стать яхтенными капитанами дальнего плавания. А двухмесячное заграничное плавание должно было бы войти в их плавательный ценз.
Капитан-наставник и тренер команды Борис Богомолов (слева) и капитан Виктор Антонов
И на «Рице», и на других яхтах наших клубов тоже есть яхтсмены, которые отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к командирам спортивных экипажей в самостоятельном дальнем плавании. Однако почему-то мы не решаемся официально аттестовывать их, хотя и доверяем командование яхтами на гонках (в том числе и в зарубежных водах) и в дальних походах. Стоит обратить внимание на зарубежный опыт. Разве не показательно, что в списке капитанов 68 различных по величине (от 314 до 16 темзинских тонн) и вооружению парусников, составивших на Операции Парус-80 флот класса В, значились всего четыре профессиональных капитана (двое из них вели советские яхты).