Обладателями этого приза были знаменитые океанские суперлайнеры. Последним, завоевавшим этот приз, был турбоэлектроход «Юнайтед Стейтс» вместимостью 52 тыс. регистровых тонн. В 1952 г. во время первого рейса из Нью-Йорка в Англию он прошел по большому кругу 2949 морских миль (5465 км) со средней скоростью 35,59 узлов (65,95 км/ч). Когда машины суперлайнера отдавали полностью 240 тыс. л. с. мощности на гребные валы, его скорость достигала 77,24 км/ч. Все последующие попытки побить рекорд «Юнайтед Стейтс», в том числе и предпринимаемые на гоночных катерах открытого моря, оканчивались неудачей.
Сейчас, кажется, появились серьезные претенденты на «Голубую ленту» — известные английские спортсмены Тед Толеман1 (гонщик на катерах открытого моря класса I) и Чей Блит (яхтсмен-авантюрист). Они на борту авиалайнера «Боинг 747 Юмбо» провели необычную пресс-конференцию для трехсот журналистов. На ней во время рекламного облета маяка «Бишоп-Рок» они сообщили детали разработанного ими плана покорения Атлантики.
Похоже, что вся кампания по побитию рекорда будет проходить под флагом рекламы нескольких фирм, вложивших в это предприятие свои средства. Главной из них является «Вирджин Рекорде энд Тэйпс» — фирма по производству грампластинок и магнитофонных записей с капиталом в 150 миллионов фунтов стерлингов. Соответственно и катамарану, на котором должны будут отправиться через океан 8 человек во главе с Толеманом и Блитом дали название «Вирджин Атлантик Челенджер». Сейчас это небольшое 19,8-метровое судно строится на верфи «Куге Марин», известной по выпуску океанских гоночных катеров-катамаранов.
Корпус катамарана сварной из алюминиевых сплавов; надстройка — клепаные из тонких дюралюминиевых листе Общая ширина судна — 6,67 м, ширина одного корпуса по. скуле — около 2,27 м. Корпуса имеют несимметричные обводы с большой (около 20°) килеватостью днища и двумя поперечными реданами. Два 12-цилиндровых дизеля «MTU12V.396TB93», снабженных турбонаддувом, имеют мощность по 1960 л с. при 2100 об/мин и приводят во вращение частично погруженные гребные винты. Для того чтобы завоевать «Голубую ленту», «Вирджин Атлантик Челенджер» должен пересечь океан как минимум на 15 ч быстрее, чем это сделал «Юнайтед Стейтс». А это значит, что катамаран должен в течение 66 ч идти со средней скоростью 45 уз (83 км/ч). За это время двигатели «сожгут» 41 т топлива. Для дозаправки предусмотрены три остановки в океане. Емкость топливных цистерн на катамаране всего 13,5 т, однако на нем в отдельной цистерне хранится неприкосновенный запас в 0,7 т.
Перед тем как отправиться через Атлантику, «Вирджин Атлантик Челенджер» совершит пробег вокруг Ирландии для проверки надежности всех механизмов и конструкции корпуса, а также отработки заправки топливом в открытом море. Судно оборудуется четырьмя радиостанциями, работающими на разных частотах, приборами спутниковой навигации, навигационными системами «Рэкен Декка», «Лоран» и «Омега», радиолокационной станцией «Декка-1070» и традиционными средствами навигации. Такое внимание к навигационному оборудованию катера не случайно, так как оно позволит провести судно по кратчайшей траектории и точно вывести его на заправщиков топливом.
В случае успеха 1,2-метровый позолоченный приз Хэйлза будет извлечен из-под пуленепробиваемого прозрачного колпака, под которым он хранится уже более 30 лет в музее Академии торгового флота США, и возвращен в Англию. Эти гонки дадут толчок организации новых трансатлантических соревнований на мореходных катерах, в которых примут участие помимо англичан итальянские и американские спортсмены.
Еще один претендент
Недавно стало известно, что конкурировать с Толеманом и Блитом в борьбе за рекорд собирается английский гонщик-водномоторник Роберт де Скотерн, объявивший о постройке специально для этой цели 22,9-метрового катера. В отличие от Толемана, который избрал катамаран, Скотерн заказал узкий (шириной всего 3,81 м) глиссирующий катер. Конструктор катера считает, что этого будет достаточно для обеспечения остойчивости, но зато малая ширина судна позволит снизить сопротивление воды и ударные перегрузки на волне.
На катере будут установлены два двигателя «Рольс-Ройс Гриффон» мощностью по 2000 л. с. Запас топлива разместится в металлической цистерне длиной 12 м, одновременно служащей днищевой частью корпуса. В час двигатели будут «сжигать» по 400 л топлива, так что неизбежно потребуется промежуточная заправка в океане. Несмотря на это Скотерн считает, что расстояние от островов Силли до Нью-Йорка он сможет покрыть за 67 часов.
Примечания
1. Т. Толеману принадлежит мировой рекорд скорости на катерах открытого моря, равный 194,7 км/ч.