Fastnet Race издавна считается одной из самых престижных и, пожалуй, наиболее представительной европейской гонкой. Мнение об этих соревнованиях у многих из нашего экипажа, как, наверное, и у большинства российских яхтсменов, было сформировано в основном слухами, редкими свидетельствами очевидцев и статьями из "КиЯ". В памяти засели картинки с изображениями опрокинутых ураганным ветром яхт и барахтающихся в воде людей. На самом же деле на счету 36 проведенных "Фастнет-рейс" было всего два стоящих шторма, трагические последствия которых и привели к принятию действующих сегодня категорически жестких требований к навигационному и спасательному оборудованию яхт и экипировке гонщиков. Наш шкипер Сергей Бородинов, более искушенный в океанских гонках, чем кто-либо из команды (кроме, может быть, Славы Сысенко), просил нас не отвлекаться на излишние эмоции и смотреть на предстоящую гонку, как на соревнование если и не рядовое, то вполне нам посильное и лишенное мистической завесы таинственности. Как впоследствии оказалось. Регата 97 не отличалась погодными отклонениями и вобрала в себя всю гамму обычных ее проявлений: свежие бризы сменялись штилем и плотным туманом, легкие попутные штормы чередовались с относительными затишьями, дождь сменяло солнце и так далее. Никаких природных катаклизмов мы не встретили, хотя в одну ловушку чуть было не угодили — я имею в виду борьбу с океанскими приливами, к которым невозможно было привыкнугь. всю жизнь гоняясь в Маркизовой луже, но об этом — чуть дальше.
Итак, на старт вышли 252 яхты разных классов и практически все ведущие шкиперы мира.
Говоря о флоте участников, отметим, что по традиции в гонке принимали участие яхты, которым вскоре предстояло отправиться в кругосветку. В Каусе можно было увидеть сразу 8 великолепных "60-футовиков", причем среди них были именно "боевые" лодки будущих соперников. которым не терпелось начать выяснение отношений. Названия этих яхт и имена их шкиперов говорили сами за себя. Мы могли видеть "Мерит Капи (шкипер Грант Далтон). "Силк Кат" (Ларри Смит), "Тошиба" (Крис Диксон), "ЕФ Лэнгвидж" (Пол Кайар), "Свидиш Матч" (Гунар Крантц), "Инноватион Квэрнер" (К.Фростад) и другие.
Среди участников были три вызывавших огромный интерес знаменитых тримарана-"рекордсмена": "Примагаз", "Фуджиколор II" и "Банк Популер". Только в последний момент выбыл из числа стартующих тримаран "Корум", накануне получивший повреждение корпуса.
Несомненно, украсило гонку участие яхт класса "Open-60", которые только в начале 1997 г. вернулись из безостановочной кругосветки "Венди Глоб" (см. "КиЯ" №161). Эти прекрасно узнаваемые лодки без какого-либо существенного переоборудования теперь выходили в гонку с полными экипажами. На руле стояли такие шкиперы, как знаменитая одиночница — француженка Изабель Отисье (на "ПРБ") или Ив Парлье (на "Акитен Инновасьон"); его товарищем по команде и со-шкипером шел не кто иной, как сам Эрик Табарли — один из корифеев кругосветных плаваний! Видеть живого Табарли на палубе яхты — это было, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений тех дней!
Особый интерес представляло участие "макси"-монотипов, гонявшихся без гандикапа, и в частности яхт "Эрикссон-80" — бывших "Гран Мистраль". Для яхт этого класса, в котором и выступали мы. Фастнетская гонка являлась заключительным зачетным этапом чемпионата мира. Наша российская яхта "Глобал Инициатив", ведомая Сергеем Бородиновым и больше известная просто как "Рашен Тим", должна была отстаивать занимаемое ею к этому времени 3-е место в общем зачете. Первое практически уже обеспечила себе шведская "Никоретт" (шкипер Людде Ингвалл), очень ровно прошедшая все предыдущие этапы.
"Фастнет" для нас была уже третьей регатой в Англии. Перед этим мы "отгоняли" Ченнэл Рейс и всю Каусскую неделю. Нельзя сказать, что гонки эти нам удались. Во всяком случае результат, показанный "Глобап Инициатив" в Швеции, где мы выиграли Big Boat Cup, выступая очень ровно, здесь в Каусе повторить нам было не суждено. На фастнетскую гонку мы возлагали определенные надежды. Имидж регаты, состав ее участников обязывали нас подойти к соревнованиям предельно собранно и ответственно.
Итак, принимаем старт. Шведам удается возглавить гонку. На второй позиции оказывается "общеевропейская" "БИЛ" ("Банк Интернасьональ Люксембург") со шкипером Россом Филдом на руле. Мы вынуждены вести жесткую борьбу с "Флайинг Датчмен", причем через несколько минут после старта голландцы грубо нарушают правила. Сразу же поднимаем про-тестовый флаг, что уже после финиша, в Плимуте, позволило опротестовать действия голландцев и выиграть спор. Те первые минуты, когда мы были вынуждены, избегая столкновения, совершить крайне невыгодный для себя маневр, использовали австралийцы: их "Джекобе Крик", получив полную свободу действий. долгое время занимала третью позицию. Так получилось, что мы выходили из пролива Те-Солент в роли догоняющих. Замечу, что непосредственным свидетелем этой стартовой коллизии я не был, так как был "задействован" на радиопереговорах и сидел внутри яхты у рации.
Фастнетская гонка, особенно на пути к Ирландии, проходит в зоне действия сильных приливно-отливных течений, которые по нескольку раз в день меняют и скорость, и направление. На Балтике и тем более — в Финском заливе ничего подобного нам испытывать не приходилось!
Прихотливый характер местной природы проявил себя уже в первую ночь, когда в условиях полнейшего штиля яхтсменам пришлось бороться со все усиливающимся встречным течением. Значительно продвинуться вперед удалось только тем яхтам, которые дольше других продержались в ветровой зоне. Опустившийся густой туман заставлял штурманов проводить основное время у экранов радаров, следя за своим положением относительно соперников. В какой-то момент стало ясно, что течение действует сильнее ветра и мы перестаем двигаться вперед. Пришлось бросать якорь, предварительно связав в один длиннющий якорный канат почти все имевшиеся на яхте запасы свободных концов. Как оказалось, в ту ночь меньше всего повезло австралийцам — им пришлось трижды заводить якорь, чтобы не оказаться снесенными течением назад.
Мы простояли на якоре около двух часов, после чего, поймав бриз, снова устремились к Фастнет-Рок.
Следующие сутки яхты уверенно шли полным курсом под спинакерами. Скорость ветра менялась от 15 до 25 узлов. Надо сказать, на нашей яхте "накопилось" пять обмеренных спинакеров — два легких, два тяжелых и один штормовой. Так вот: практически все пять довелось за эти сутки нести по нескольку раз! Ветер то постепенно нарастал, набирая максимальную силу, то точно так же неторопливо стихал. На эти довольно регулярные колебания то и дело накладывались частые порывы ветра, приходившие вместе с тяжелыми грозовыми тучами. Ребята внизу не успевали обвязывать только что замененный спинакер, как с палубы его уже требовали обратно, так как очередной налетевший было перед этим шквал иссякал.
К утру 11-го первые яхты вышли в зону видимости маяка Фастнет. Строгий контроль за огибанием скалы, когда судьи с точностью до секунд фиксировали прохождение створа каждой яхтой, позволил впоследствии детально восстановить картину "битвы за Фастнет-Рок". С разницей всего в 2 минуты сразу после полуночи маяк обогнули лидеры гонки— французские тримараны-скороходы "Примагаз" и "Фуджиколор II". Через час за ними проследовал французский же многокорпусник "Банк Популер". Забегая вперед, отметим, что они же и финишировали в Плимуте первыми. Впрочем, никто в этом и не сомневался — очень уж заметна была разница в скоростях, по сравнению с "классическими" яхтами! Лучшие однокорпусники отстали от них на целых 6 часов; первая из "Эрикссонов" — "БИЛ" — подошла к Фастнету в полседьмого утра, ведя непрерывную схватку со следовавшей буквально по пятам "Никоретт".
Мы вышли к скале к 9 утра десятыми — в окружении пяти "уитбредовских 60-футовиков" и двух "60-футовиков" с "Венди Глоб". Очень интересно было наблюдать острейшую тактическую борьбу этих "профи" — "элитных" экипажей кругосветных гоночных яхт, которые уже через месяц после этого снова скрестили шпаги, уже на трассе кругосветки "Уитбред" (которую, кстати сказать, "на корню" скупила корпорация VOLVO, в связи с чем нынешняя гонка называется Whitbread Round the World Race for Volvo Trofies).
За первые сутки — 11 августа — маяк обогнули 68 судов. Естественно, в их числе были лидеры всех классов. А дальше начался настоящий обвал: бывало, что за одну минуту створ пересекало по пять яхт! За 6 ночных часов следующих суток судьи зарегистрировали 96 участников, прошедших Фастнет-Рок.
Наши ближайшие соперники — австралийцы к этому моменту отставали от нас на 17 мин. В принципе, им уже трудно было каким-то образом повлиять на окончательное турнирное положение "Глобал Инициатив" в чемпионате мира, однако австралийцы явно не хотели упускать шанс проявить себя в прославленной гонке. Так и случилось: уже ночью, во время лавировки при огибании о-вов Силли, ряд удачных маневров вывел "Джекобс Крик" на полторы-две мили вперед. К утру нашей команде удалось сократить разрыв, так что за несколько миль до финиша наши две "макси" шли уже корпус в корпус.
Многие любители парусного спорта, наверное, видели захватывающие кадры этого удивительного по напряжению поединка двух океанских гонщиков на последних 50 милях дистанции. На борту нашей яхты в этот момент находилась съемочная бригада "Клуба путешественников", что и позволило многие моменты Фастнетской гонки позже показать по ЦТ. В течение нескольких часов оба экипажа вели изнурительную борьбу, которая, однако, так и не решила спор до самого финиша. Окончательный ответ был получен уже в Плимуте. При входе в гавань, где была выставлена линия финиша, ветер неожиданно резко стих, яхты разошлись, по-разному отыскивая выход из сложившейся неприятной ситуации. В эти минуты в полной мере проявилось чутье нашего шкипера-гонщика — Сергея Бородинова. Он совершил несколько удачных маневров, которые решили исход гонки в нашу пользу.
После 600 с лишним миль трудной и очень разнообразной по складывающимся природным условиям гонки российская яхта опередила австралийскую всего на 7 секунд!!! И эти секунды принесли нам 3-е (после удовлетворения протеста) место в гонке, а вместе с ним и бронзу в розыгрыше чемпионата мира 97 года в классе макси-яхт "ERICSSON-80".
P.S. Фейерверк, которым Плимут встречал наших земляков, возвращавшихся из гонки на маленьком "Иване", для нас был прощальным. Проведя к тому моменту уже более суток в этом гостеприимном и по-настоящему морском английском городе, мы уже направлялись на юго-запад, в Атлантику Предстояло перегнать нашу "мистральку" в родную для нее Францию, в средиземноморский Порт-Камарг, и вернуть владельцу.