О каждом из этих яхтсменов можно рассказывать очень долго Федор широко известен в нашей стране и за рубежом своими экстремальными путешествиями не только на яхтах. В свое время пресса и телевидение сообщали о походах Конюхова на Северный и Южный полюса Земли. о его уникальных восхождениях на высочайшие вершины всех континентов. Он первым из российских яхтсменов обошел вокруг земного шара на яхте "Караана" в 1990-1991 годах. Детали второй его парусной кругосветки хорошо известны только друзьям, которым Федор может рассказывать о своих приключениях без остановок. И хотя на сегодня Федор Конюхов является единственным из российских яхтсменов, обошедшим на яхте вокруг света уже два раза, он пока еще никак не отмечен Всероссийской федерацией парусного спорта за свои выдающиеся достижения.
Виктор больше сторонник парусных регат. Свой опыт он накапливал на Дальнем Востоке в гонках и плаваниях по Японскому морю и Тихому океану Сначала гонялся ка олимпийских катамаранах "Торнадо", затем на крейсерских яхтах. На Дальнем Востоке он, кстати, и познакомился с Федором, когда они участвовали в нескольких совместных регатах. После возвращения на Черное море Виктор принимал участие в строительстве и подготовке к кругосветке первой советской океанской гоночной яхты "Фазиси" и участвовал на ней в первых двух этапах "Whitbread 1989-90" Затем он переключился на соревнования одиночек и а 1992 году принял участие в известной с i960 года и самой популярной гонке яхтсменов-одиночек "OSTAR" через Атлантический океан ка собственноручно построенной 9-метровой яхте "Лагуна", где занял четвертое место в своей группе (см. "КиЯ" №162). К следующей кругосветной гонке 1994-95 гг. Виктор строил 15-метровую яхту с оригинальным парусным вооружением "Аэро-риг", но не успел се достроить вовремя. И только в этом году его мечта принять участие в кругосветке яхтсменов-одиночников осуществится вместе со своим американским другом и партнером Бобом Адамсом они строят в Сочи две совершенно одинаковые яхты, на которых собираются идти в гонку. Автору посчастливилось побывать на построенных Виктором яхтах и от каждой из них осталось впечатление очень хорошо и тщательно сделанной гоночной машины.
Что же представляет из себя гонка "Around Alone"? Многим иэеестно ее прежнее название — "The ВОС Challenge" — по имени первого спонсора гонки — фирмы British Oxygen Corporation Эта гонка придумана самими яхтсменами открытого моря как развитие и усложнение ставших им ухе привычными трансатлантических гонок "OSTAR". В 1998 году кругосветка экс-"ВОС Challonge", а ныне "Around Alone", обшей протяженностью около 27 тысяч миль, стартует в пятый раз Промежуточные заходы — Кейптаун ЮАР), Окленд (Новая Зеландия) и Пунта-дель-Эсто (Уругвай). Яхтсмены будут соревноваться на ахтах двух классов: длиной 40-50 футов (13-16 м) и 50-60 футов (16-19 м). На первое июля стартовые взносы внесли 35 спортсменов из 15 стран — рекордное количество участников этой регаты напомню, что в первых двух гонках побеждал Французский яхтсмен Филипп Джинто, в последующих — также француз Кристоф Оген (в промежутке между этими двумя гонками он еще победил в безостановочной кругосветке "Vendee Globe") Кристофу Огему принадлежит и рекорд времени прохождения всей дистанции гонки — 121 день 17 часов 11 минут. Можно отметить, что в настоящее время французские яхтсмены-одиночники бесспорно являются сильнейшими 8 мире.
На каких яхтах пойдут наши яхтсмены?
Виктор Языков будет соревноваться в первой стартовой группе — максимальная длина его яхты близка к нижнему допустимому пределу — около 13 метров. Парусное вооружение на этот раз выбрано традиционным — бермудский шлюп. Построенная почти полностью из углепластика, яхта (она названа именем их совместного с Бобом Адамсом предприятия "Wind of Change" — "Ветер перемен") получилась очень легкой и имеет качающийся киль без ставших уже обычными для яхт такого типа водяных балластных цистерн. Качающийся киль обладает еще одним преимуществом — позволяет яхте быстрее возвращаться в исходное положение в случае опрокидывания Это особенно актуально для современных суперлегких и широких океанских гоночных яхт. Перо руля закреплено на транце и доступно для осмотра о любой момент. Для повышения продольной остойчивости яхты на полных курсах и предотвращения попадания в брочинг плавниковый киль яхты сильно смещен в корму. Баланс сил на лавировочных курсах и уменьшение дрейфа будет обеспечиваться двумя наклонными выдвижными швертами. расположенными немного впереди мачты. Такая необычная гидродинамическая схема была использована в предыдущей гонке "Vendee Globe" одним из ее героев — англичанином Питом Госсом, и оказалась очень эффективной. С такой современной яхтой Виктор надеется побороться за лидерство о своей группе и финишировать с хорошим результатом.
Информация об изображении
Анатолий Большаков (слева) и Федор Конюхов верят в успех российских яхтсменов
Федор Конюхов для участия в гонке избрал более привычную для него стратегию. С помощью московского Современного Гуманитарного Университета (яхта в гонке будет мести аналогичное название) Федор приобрел во Франции 60-футовую яхту, построенную для океанских гонок еще в 1990 году. Яхта эта достаточно крепкая, участвовала во многих океанских гонках и в предпоследней безостановочной кругосветке "Vendee Globe" под именем "Casino de Etretai" заняла пятое место. Конечно, яхту пришлось дооборудовать в соответствии с правилами гонки "Around Alone" и по настоянию Федора — усилить мачту и некоторые другие узлы. Федор пояснил, что но планирует быть в числе лидеров, так как у основных его соперников специально для этой гонки построены новые экстремальные, более легкие и быстроходные яхты, которые, особенно в условиях слабых ветров экваториальной зоны, могут легко уйти вперед. Как показал опыт предыдущих кругосветных гонок, ультрасовременные яхты действительно способны развивать очень высокие скорости, но часто сходят с дистанции из-за поломок, поэтому нельзя заранее сказать кто победит в итоге. "Главное для меня, — сказал Федор, — пройти все четыре этапа и принести флаг России на финиш гонки".
Анатолий Большаков (слева) и Федор Конюхов верят в успех российских яхтсменов
Очевидно, и это многократно подтверждено опытом предыдущих гонок, что. какая бы ни была хорошая яхта, решающим будет опыт яхтсмена — его выдержка, самообладание, умение правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Я участвовал с обоими нашими гонщиками в одних регатах и хорошо знаком с каждым из них, поэтому могу заверить, что уж с этой-то стороны у них все в полном порядке Федор, помимо яхтенной подготовки, вообще прошел "огонь, воду и медные трубы". Уже один его 80-суточиый одиночный поход к Южному полюсу многого стоит Виктор также имеет огромный яхтенный опыт. Я слышал отзывы о нем тех. кто ходил с ним на "Фазиси", читал в книге "Русская рулетка", что говорит о нем Скип Новак Уверен, что с трудным делом — успешным участием в гонке "Around Alone" — Виктор и Федор справятся хорошо.
Хотелось бы дополнительно отметить, что о связи с предстоящей регатой в крупнейших мировых средствах массовой информации намечена обширная программа ее поддержки. Десятки телестанций и согни корреспондентов со всего мира будут освещать эту гонку. На старты и финиши каждого этапа будут выходить тысячи катеров и яхт с болельщиками. Было бы очень хорошо, если бы среди них оказались и представители России. Штаб по реализации проекта "Федор Конюхов — Around Alone" предлагает различные варианты участия россиян в этих мероприятиях. Рассматривается, в частности, вариант вылета "команды поддержки" в Чили или Аргентину с тем, чтобы на зафрахтованной яхте пройти рядом с нашими яхтсменами часть пути вокруг мыса Горн, поддержать морально и передать им дополнительный заряд бодрости.