Когда меня просят рассказать, что такое проект Атлантик Челлендж, я отвечаю: это — соревнования и морской фестиваль, необычайно красивый праздник, действующие лица которого — парусногребные лодки 18 века — гички и, конечно, их команды, состоящие из молодых (15-21 год) и увлеченных ребят. Раз в два года команды из нескольких стран с обоих берегов Атлантики собираются, чтобы продемонстрировать искусство управления под парусами, посостязаться в гребле, знании навигации и морской практики, обменяться опытом, завязать знакомства. Но это — уже вершина айсберга: чтобы стать частью этого праздника, нужно самостоятельно построить копию французской парусно-гребной капитанской шлюпки образца 1796 года, а также собрать и подготовить команду к участию в соревнованиях-фестивале. Эта невидимая часть и является "челленджом" — вызовом, целью, которую сложно и потому интересно достичь.
Почему именно эта французская лодка? — спросите вы: дело в том, что инициатор и вдохновитель проекта — известный американский энтузиаст деревянного судостроения Ланс Ли более подходящей для демонстрации морского искусства лодки найти не смог. Судите сами: 12 м длины при только 2 м ширины, 40 см осадки, 10 распашных весел, рейковые паруса общей площадью 40 кв. м на трех убирающихся мачтах. Есть у классической транцевой гички (непременно с обшивкой кромка на кромку) еще одно качество — исключительная красота, любой будет очарован и ее изящными линиями, и великолепным поведением в море. А главное — чтобы управлять такой лодкой, всем 13 членам экипажа необходимо слаженно работать бок о бок как единому целому.
Для петербургского клуба "Штандарт" "челлендж" начался в 1990 г., когда нас впервые пригласили на соревнования в датский г. Роскильд, предоставив свою лодку. В то время наши знания о деревянных судах ограничивались походами на ЯЛ-6, но в наших мечтах мы уже строили настоящие парусники и ходили на них в дальние страны. Проект Атлантик Челлендж поддержал наш энтузиазм: в 1992 г., после очередных соревнований во Франции, добрая половина "челленджеров" из разных стран, прихватив свои инструменты, пожаловала в Петербург, чтобы помочь нам начать строительство Ботного дома — центра исторического судостроения. Через год мы уже не были простодушными "чайниками": приобретенный опыт работы с деревом, знания, полученные в школе деревянного судостроения в Ноблеборо (США), путешествия на различных "старинных" судах наполняли нас уверенностью, что теперь мы можем реализовать свои мечты. Вручную напилив дубовых досок для транца и форштевня, 30 октября 1993 года мы освятили закладку гички, и началось: чем больше времени мы проводили, подгоняя доски обшивки и сгибая распаренные шпангоуты, тем больше влюблялись в еще не законченную лодку. Настоящая, самостоятельная работа не только давала бесценный опыт, но и сближала, и в момент, когда наша "Enchante" коснулась воды, мы были уже единым и сплоченным коллективом.
Далеко не все из той первой команды продолжают сегодня строить деревянные суда, но прочувствованная однажды радость от достижения нелегкой цели помогает идти к успехам в любой области.
На сегодня мы ставим целью вовлечение в деятельность проекта возможно большего числа молодежи. Вот уже 4 года проводим тренировочные сборы на форте Тотлебен, где подростки учатся грести и ходить под парусом, спасать утопающего, упражняются в слаломе под веслами без руля. Да и в течение учебного года скучать не приходится: изучаем основы навигации и такелажного дела, весной готовим гичку к сезону.
Летом 1998 г. наша, уже новая и очень молодая команда снова ездила в Роскильд на соревнования. Это стало возможно в основном благодаря поддержке Северо-Западного Пароходства: нашу команду и гичку бесплатно перевезли на судах компании в Монстерас (Швеция) и обратно, а уж путь Монстерас — Роскильд мы преодолевали самостоятельно и не без приключений.
Соревнования проходили на территории всемирно известного музея кораблей викингов. Гички разных цветов из США, Канады, Великобритании, Ирландии, Франции, Дании и России не только украшали потрясающую коллекцию кораблей, расположенную в музейной гавани. В первый день соревнований проводился конкурс по навигации, который заключался в решении практических навигационных задач. Уже к концу этого дня члены 8 команд перестали быть соперниками, царил дух доброжелательности и единства. Нас объединяло одно дело, одна общая идея.
"Атлантик Челлендж" — необычные соревнования: главный приз вручается не той команде, что заняла 1-е место по итогам гонок, а команде, проявившей наибольшую сплоченность и волю в достижении цели, наиболее соответствующей духу проекта. За четыре дня были проведены две парусно-гребные гонки, парусная гонка, 2-мильная гребная гонка, слалом под веслами без руля, конкурсы по такелажному делу, передаче груза с пирса на гичку, спасанию выпавшего за борт капитана и, конечно, конкурс "Капитанская гичка". Дело в том, что основное историческое назначение быстроходной гички — доставка морских офицеров с корабля на берег. Именно это и моделировал конкурс.
Мы заняли пятое место, но полученный опыт и новые впечатления количественно не измерить! Поездка на соревнования отнюдь не была увеселительной прогулкой. Скорее, это было нелегкое испытание, пройдя которое, мы стали взрослее, крепче духом, набрались сил и жизненной энергии. Надеемся, что сможем открыть прекрасный мир морской романтики новым ребятам, присоединившимся к нам.