Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Парусные соревнования
  • 2006 год
  • «Барколана 2025: захватывающая парусная регата в Триесте*
Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
XIV Балтийская парусная регата
XVI Балтийская Парусная Регата
XV Черноморская парусная регата
XVI Черноморская парусная регата
XVII Балтийская парусная регата
XVIII Балтийская парусная регата
XIX Балтийская парусная регата
Первая Полярная парусная регата 1967 года
Генуэзская парусная регата 1968 года
XX Черноморская парусная регата
Международная парусная регата «Дружба» в Сочи 1983 года
Международная парусная регата в ГДР 1969 года
XXII международная Балтийская парусная регата
Парусная «Регата дружбы» в Риге 1972 года


«Барколана 2025: захватывающая парусная регата в Триесте*

Год: 2006. Номер журнала «Катера и Яхты»: 199
          0


Баркола. Бора. Барколана. На первый взгляд — полная абракадабра, что-то вроде бессмысленной детской считалки. Однако у десятков тысяч людей эти слова наверняка вызовут целое море эмоций. Лично я при упоминании этой магической формулы до сих пор ощущаю бодрящий адреналиновый подъем, хотя и не без оттенка ностальгической грусти.


 
Баркола — это прибрежное местечко на севере Италии, практически пригород Триеста: минут пятнадцать-двадцать на машине от центра в зависимости от трафика. Корень у названия — наверняка "barca", что привычно и русскому уху: это "лодка" в самом широком смысле этого слова, от крошечного тузика до мегаяхты, подобно английскому "boat". Впрочем, есть и еще одно созвучное словечко — "barcollio", что в переводе с итальянского означает "непрерывная качка". Оба варианта имеют к нашему повествованию самое непосредственное отношение.

Бора — знаменитый береговой ветер, зарождающийся в горах и роднящий Триест с нашим Новороссийском. Особо свирепствует он осенью и зимой — тогда прохожие пробираются по тротуарам, держась за специальные поручни или заранее натянутые веревки, а мотороллеры и мопеды сразу кладут набок — все равно ветром повалит.

Ну а "Барколана" — это самая массовая в мире парусная регата, которая проводится в тех краях каждую осень и позволяет вкусить прелести боры не одним только местным обитателям.

Информация об изображенииСамый популярный сувенир в Триесте в те дни — талисман «Барколаны» осьминожек Уччио
Самый популярный сувенир в Триесте в те дни — талисман «Барколаны» осьминожек Уччио
 
Жаль, конечно, что наш журнал столь поздно "заметил" это выдающее событие, разменивающее уже четвертый десяток, но лучше поздно, чем никогда — тем более что по счастливому стечению обстоятельств взглянуть на него удалось глазами не простого зрителя и даже не аккредитованного журналиста, а чуть ли не непосредственного участника, из самой гущи событий. Столь редкостный шанс выпал благодаря усилиям местной организации "Mercati Aperti" ("Открытые рынки"), дальновидно предусмотревшей посещение "Барколаны" в ходе представления марин и верфей малого судостроения области Фриули-Венеция-Джулия, расположенной на севере Италии (подробности на стр. 138).

В нынешнем году "Барколана" проводилась в Тресте, а точнее в Барколе, уже 37-й раз подряд. На заре своего существования именовалась она просто "Осенний кубок" и давала фанатикам паруса последнюю возможность помериться силами (да и просто пообщаться) перед тем, как лодки упокоятся на кильблоках в ожидании следующего сезона. В 1969 г. на старт регаты вышла 51 яхта, что и по тем временам было довольно много. С годами ее популярность только росла, словно снежный ком, и с 1998 г. "Барколана" регулярно фигурирует в Книге рекордов Гиннесса как самая массовая парусная гонка в мире.



 
Как вы думаете, сколько яхт одновременно выходит на старт короткой дистанции в Триестском заливе? Двести? Пятьсот?

А две тысячи не хотите? В "Барколане-2005" приняли участие 1750 лодок, причем из-за погодных условий немало потенциальных претендентов попросту не добрались до старта, а организаторы не рискнули выпустить на дистанцию довольно многочисленный флот самых маленьких яхт, экипажи которых подали заявки на общих основаниях. Ведь "Бар-колана" — это открытая встреча, это "регата для всех", где на одной общей дистанции пользуются равными правами потребительский прибрежный "крейсер" и суперсовременная "гоночная машина" для Кубка "Америки", полный "чайник" и всемирно известный титулованный яхтсмен. Практически единственное техническое ограничение состоит в том, что участвующие лодки должны быть однокорпусными (катамараны и тримараны не допускаются, судя по всему, исключительно из-за их габаритов по ширине, неприемлемых на и без того тесной дистанции), а также килевыми — убирающиеся шверты под запретом, хотя новомодные качающиеся кили применять можно. В плане размерений — тоже практически полная свобода: просто лодка должна быть не менее 6 м длиной.


 
Разномастный флот разделяется на 13 классов: от супер-макси до малюток "Passere" — деревянных беспалубных вельботов местной постройки (их-то и не выпустили на сей раз на дистанцию по соображениям безопасности). Многие выступают на собственных лодках — прежде всего сами итальянцы, их соседи из Словении, а также австрийцы с немцами (им принадлежит больше половины яхт в местных маринах), но значительная доля иностранных участников задействует и чартер.

Кого бы я не спрашивал, все затруднялись определить, чего же здесь больше — чистого спорта или шоу, гонки или праздника. Пожалуй, того и другого примерно поровну. С одной стороны, уровень и техники, и спортивного мастерства фаворитов, а также острота борьбы, с которой я теперь знаком не понаслышке, позволяют отнести "Бар-колану" к числу самых серьезных спортивных встреч. С другой, массовость и рожденная ею атмосфера наводят скорее на мысль о большом парусном фестивале.


"Барколана" в полной мере обладает тем неоценимым качеством, которого так не хватает подавляющему большинству парусных регат, пусть и самых представительных — а именно, зрелищностью. Окруженный крутыми карстовыми склонами залив представляет собой естественный водный стадион на сотни тысяч посадочных мест — во многом это и объясняет столь невиданную популярность "Барколаны". Треугольная (а точнее, трапециевидная) дистанция общей протяженностью около 18 морских миль проложена в непосредственной близости от берега (по крайней мере, старт и финиш видны с него, как на ладони без всякого бинокля), а сам скоротечный формат гонки — всего один короткий "круг" — не даст заскучать даже неподготовленному зрителю и великолепно укладывается в рамки одного прямого телерепортажа.


 
Более-менее точную информацию перед гонкой можно было получить разве что о числе заявленных участников; гостей, похоже, никто не считал, но и без того было видно, что Триест "перегружен" — посетив город меньше чем за месяц до события, я не заметил таких толп на улицах, да и с гостиницами было попроще. Теперь же поселиться в отеле удалось только при содействии "Mercati Aperti", пользующейся государственной поддержкой, и первым, что бросилось в глаза возле стойки портье, были рекламные листовки, зазывающие публику на местные прогулочные теплоходики, которым на время "Барколаны" предстояло переквалифицироваться в плавучие трибуны. Цены "кусались" — 7580 евро за билет, хотя и с бесплатным буфетом. Местные марины (а только крупных, где места у причалов исчисляются сотнями, в самом городе и его окрестностях больше десятка) были забиты до отказа, а народ в разноцветных непромоканцах попадался буквально на каждом шагу.

Словно подстегнутый тысячами туристов и болельщиков, Триест, как видно, решил выдать гостям свою главную природную достопримечательность. Бора, днем накануне старта лишь слегка показавшая зубы, к вечеру разгулялась не на шутку. Порывы ветра, лавиной слетающего с гор, достигали 60 уз (30 м/с)! На открытых участках набережной на воздух можно было опереться, словно на упругую подушку. Как сообщили потом организаторы, многие припозднившиеся и потому застигнутые врасплох участники, в основном иностранцы, попросту не сумели добраться на своих лодках до Триеста.



 
В стане собравшихся тоже царило некоторое уныние. Шутка ли — власти не выпускали из порта даже огромный круизный лайнер! Под вой ветра и оглушительное щелканье фалов на сотнях яхтенных мачт, подталкиваемые борой в спину, мы отправились поужинать в портовый ресторанчик "La Barca", расположенный на самом конце пирса. Там яблоку негде было упасть, официанты сбивались с ног — отдельные экипажи, судя по всему, вовсю заливали горе превосходным местным вином, так что обслужили нас уже за полночь.

Однако к утру бора несколько поумерила свою прыть, и мы поехали в Марину Лепанто, расположенную километрах в тридцати от Триеста. Там нас ждал сюрприз — руководство марины предоставило нашей делегации два однотипных 9-метровых "Бейлайнера 285" — специально, чтобы мы посмотрели гонку с воды. Что очень важно, над каждой из лодок трещал на ветру специальный зеленый флаг, позволяющий заходить внутрь дистанции — в случае чего нам предстояло исполнять также и спасательские функции.


 
Правда, тут же выяснилось, что официального шкипера одной из лодок прихватила желудочная колика — так ваш покорный слуга и оказался за рулем.

Вслед за местным "гидом" медленно провожу слегка зарыскивающий "Бей-лайнер" по узкому ведущему к морю каналу мили полторы длиной, по берегам которого, болтая ногами в воде, сидят простецкого вида рыбаки с длинными удочками, и вскоре нас встречает покрытый белыми барашками темно-синий морской простор. Едва миновали выходные буи фарватера, как подстегиваемая борой Адриатика навалилась на нашу, в общем-то, не самую мелкую посудину, точно на какую-то скорлупу, не заслуживающую никакого внимания.


Как ни орудовал рукояткой газа и кнопками триммера, исход был один — нос лодки с завидной регулярностью врезался в волну, и расположившихся в кокпите поливало тугими солеными струями, как из брандспойта. "Бейлай-нер" хоть и глиссировал, но то и дело залипал скулой в глубоком крене и вообще всячески намекал, что такие похождения не для него. А волна, разведенная с берега 40-узловой борой — это, доложу вам, не шутки: при высоте метра полтора длина ее подошвы порой составляла аккурат длину нашего корпуса. "Barcollio" — по-нашему "болтанка"! В общем, скоро мы перестали обращать внимание на постоянный "душ", хотя промокли и просолились до нитки, и переключились на живописные пейзажи по левому борту — до места старта "Бар-коланы" оставалось миль пятнадцать.


 
Едва миновали одну из главных достопримечательностей Триеста — белоснежный, украшенный зубчатыми башенками замок Мирамаре, как вокруг наших близнецов-"Бейлайнеров" начинают роиться кренящиеся под порывами боры яхты. А впереди — целый лес парусов. Да какой там лес — чаща, тайга, непроходимые джунгли! Никакими словами не передать, что это за зрелище — почти две тысячи яхт, скопившихся перед двухмильной стартовой линией в сильный ветер!

Одило Симонит, совладелец местной верфи "Cantieri Alto Adriatico", строящей классические деревянные яхты, каким-то чудом вычислил в этой мешанине одному ему знакомый силуэт своей лодки с "фирменной" командой. Следуя его указаниям, я пролез за стартовый буй, возле которого скромно болтались на волнах теплоходики для зрителей, и вскоре неожиданно для себя втерся, что называется, в самую гущу.



 
Батюшки! Как они тут друг друга еще не передавили! Несущиеся на всех мысленных курсах разнокалиберные парусники порой разделяли считанные метры. И всех я по правилам должен был пропускать — собратья с моторами волновали меня только с правого борта. В общем, своим поведением мы со вверенным моим заботам "Бейлайнером" очень напоминали официанта в переполненном ресторане — когда он, виляя задом, с полным подносом на руке шустро лавирует между тесно поставленными столиками. Каждую секунду я то круто отворачивал, то резко сбрасывал газ, то, наоборот, выжимал из мотора все его лошадиные силы, дабы увернуться от нацеленного в борт очередного украшенного пеной форштевня — и при этом безостановочно вертел головой во все стороны, словно филин.


 
Тут-то я, наверное, впервые в жизни пожалел, что руки заняты "баранкой" — какие вокруг были сюжеты для фотосъемки! Оставалось только уповать на помощь коллег из международного пресс-центра, в распоряжении которых были не только лодки, но и вертолеты — получить истинное представление о масштабах регаты можно, наверное, только с высоты птичьего полета.

До старта еще минут двадцать, но кое для кого гонка уже окончена. Неподалеку замечаем яхту, сломанная мачта которой вместе с парусами улеглась на воду под бортом. К ней, отплевываясь от волны белоснежной пеной, шустро катит щекастый РИБ с упакованными в непромоканцы молодцами. Очень хорошо — ума не приложу, как бы мы подошли к жертвам боры на нашем вальяжном "Бейлайнере" при такой свистопляске!

Но вот, наконец, ровно в 10.00 звучат три пушечных выстрела — старт дан, и вся парусная армада, как один, устремляется в море. Создается впечатление, будто шипение рассекаемой сотнями форштевней воды заглушает все остальные звуки!


 
"Не стой на пути у высоких чувств!" — мы предусмотрительно отваливаем под ветер и некоторое время сопровождаем "пелетон", который уверенно возглавляет супер-макси "Trieste, Provincia di". Выбросив, несмотря на сильный ветер, огромный геннакер, за каких-то три первые минуты гонки она оторвалась от прочего флота почти на полмили. Кстати, в международном парусном мире эта лодка больше известна как "Skandia" — победительница гонки "Сидней-Хобарт" и второй призер "Rolex Fastnet Race" 2003 г., просто на время "Барколаны" группа известных триестских яхтсменов во главе с Лоренцо Брес-сани и Фурио Бенусси взяла прославленную "гоночную машину" в чартер.

Ветер немного стих, если это слово вообще применимо к боре — примерно до 25 уз (около 12 м/с), но чем дальше в море, тем выше становятся волны. Шкипер вновь присоединившегося к нам второго "Бейлайнера" предлагает вернуться к берегу и караулить лидера на финише. Однако постоять возле пары буксиров, берегущих финишную линию, удалось недолго — ко второй лодке подскочил катер карабинеров с мигалкой. Как потом выяснилось, смысл нотации сводился к тому, что нечего, мол, отсиживаться в затишке под берегом — дуйте-ка в море, народ спасать! Оставалось лишь взять под козырек и послушно следовать предписанию. Честно говоря, лично я об этом ничуть не пожалел.


 
Фаворита мы перехватили за пару миль до финиша. "Skandia-Trieste" шла в гордом одиночестве, оторвавшись от ближайшего конкурента — макси "Jena" — на добрый километр. За ней, словно прилипалы за акулой, двигалась целая кавалькада катеров и моторок, оставляя за собой длинный пенистый след. Пара РИБов — не иначе, с телевизионщиками, нещадно поливая друг друга брызгами, прицепилась чуть ли не к самому транцу лидера, а замыкал кавалькаду 24-метровый "Pershing 76", разглаживающий море, словно гигантский утюг. Кроме того, над головой неотвязно висели два легких вертолета. Присоединились к общей процессии и мы, причем огромная мачта супер-макси при 45-градусных кренах порой нависала прямо над нашим кокпитом ("А на нас она не упадет?" — забеспокоился кто-то, припомнив виденные происшествия).

Я бросил взгляд на экран чарт-плот-тера. Ничего себе! Больше 14 уз, и это в бейдевинд — да и ветер заметно подкис. Сколько же, интересно, они выдавали на старте?

И вот самый волнующий момент — лидер пересекает линию финиша. Пушечная пальба, фейерверк, сирены! "Дуди!" — чуть ли не хором вопит наш экипаж. Жму на кнопку, но "Бейлайнер" откликается чем-то больше похожим на робкое бибиканье мопеда в тихом переулке. Тогда поступает предложение орать и свистеть, что мы дружно и делаем.

Не знаю, как остальные, но лично я, поливаемый солеными брызгами под тугим напором боры, испытал в тот момент такое упоительное чувство, будто это я сам сейчас финишировал, будто сам выиграл "Барколану"!


 
Гонка, свидетелями которой мы стали, оказалась самой быстрой за всю историю регаты — "Trieste, Provincia di" преодолела дистанцию протяженностью около 18 морских миль по генеральному курсу всего за 58 мин 20 с — на 16 мин 40 с быстрее, чем это сделала в прошлом году не менее знаменитая "Cometa". Яхтсмены из Триеста пересекли финишную линию на траверзе Барколы, когда основной флот еще только подбирался к первому поворотному бую, приплясывающему на волнах в словенских территориальных водах.

Благополучно вернувшись в Марину Лепанто и поставив насквозь просоленные лодки на место, обратно в Триест мы возвращались по прибрежному шоссе. На самой головокружительно высокой его точке мы остановились и еще раз оглядели простор залива. К вечеру бора окончательно растеряла силы, и с высоты отвесного обрыва вода казалась почти гладкой. Закончилась и "Барколана", но море было по-прежнему усеяно сотнями белых треугольников.

Согласно статистическим данным, моторные суда более популярны, чем парусные — они и быстрее, и не столь сложны в управлении с точки зрения неофита. Но увиденное все же убедительно свидетельствовало, что старому доброму парусу по-прежнему ничего не угрожает — по крайней мере, в этих краях.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Кругосветное соревнование на «Кубок Жюля Верна» в 2004 году
Европейская регата «Кильская неделя» 2005 года
Королевская регата «Ахмад-чай-2005» в Санкт-Петербурге
100-мильная гонка крейсерских яхт в Санкт-Петербурге 2005 года
Финальный этап Кубка «Nokia Oops Cup» 2005 года
После чемпионата мира и Европы в классе «Zoom8» 2005 года
Регата на Белоярском водохранилище 2005 года
Чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту 2005 года
Придет ли в Россию чемпионат UIM “Class One World Powerboat”?
Открытый осенний кубок Петербурга по водномоторников в 2005 году
Второй этап чемпионата мира в классе «Формула 2000» в 2005 году
Постройка клона гоночного РИБа «Черная акула»
Лучшие яхтсмены 2005 года*
Гонщик Ник Молони завершил участие в одиночной гонке «Vendee Globe»
Кругосветная парусная гонка «Volvo Ocean Race 2005—2006»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
«Барколана 2025: захватывающая парусная регата в Триесте*

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Заключительный этап Гран-при чемпионата мира «Формулы 2000»
Забытый экспонат разогнался до 110 км/ч: как электроглиссер из музея побил рекорд


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 23 + 14 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории