Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Парусные соревнования
  • Трансатлантические драмы на «Transatlantic Rolex Challenge» …
Краткое оглавление
1. Пойдем и побьем Чарли Барра! Примечания


Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Одиночная трансатлантическая регата «Transat 6.50» 2005 года
Подвесные лодочные моторы 2005 года
Крупнейшее в мире бот-шоу в Майами 2005 года
Восьмая Петербургская бот-шоу в «Ленэкспо» 2005 года
Североамериканские бот-шоу 2005 года глазами специалиста
Европейская регата «Кильская неделя» 2005 года


Трансатлантические драмы на «Transatlantic Rolex Challenge» 2005 года

Год: 2006. Номер журнала «Катера и Яхты»: 200
          0

Прошлый 2005 г. принес нам немало интересных спортивных результатов. Но внимание яхтсменов и болельщиков всего мира было приковано прежде всего к драматическим событиям, которые летом во множестве произошли в Северной Атлантике. Пожалуй, такого количества амбициозных планов и несбывшихся надежд, блистательных успехов и трагических неудач этот океан еще не знал. Но начнем по порядку.

1. Пойдем и побьем Чарли Барра!



Информация об изображенииНовая яхта «Maximus» с экипажем в Нью-Йорке
Новая яхта «Maximus» с экипажем в Нью-Йорке
 
Два года назад гигантская двухмачтовая шхуна "Mari-Cha IV" под британским флагом блистательно завершила свое трансокеанское плавание, впервые в истории преодолев 500-мильный барьер суточного перехода на однокорпусном парусном судне ("КиЯ" №187) и показав феноменальное время пересечения Атлантики 6 дней 17 ч 52 мин и 39 с. Это почти вдвое меньше, чем у знаменитого перехода Чарльза Барра, но результат оказался как бы не совсем чистым. Дело в том, что установленный в далеком 1905 г. на шхуне "Atlantic" рекорд (12 дней 4 ч 1 мин и 19 с) был поставлен в ходе гонки, а не одиночного плавания. Тогда соревновались друг с другом 12 яхт, стартовав в заранее назначенное время, и, конечно, не могло быть никакого ожидания наивыгоднейшего для броска через океан погодного окна.

Поэтому в ознаменование 100 летнего юбилея этого рекорда (пожалуй, самого знаменитого из всех существующих именно своей вековой "упрямостью") было решено провести гонку через Атлантику, пригласив на нее самые крупные и быстроходные яхты мира. "Ну что ж, пойдем и побьем Чарли Барра!" — воскликнул владелец "Mari-Cha IV" Роберт Миллер, услышав о новой "гонке века". Дистанцию оставили классическую — от маяка Амброз до маяка Лизард, но с небольшой добавкой: у Лизарда была лишь промежуточная финишная линия, знаменующая собой конец "той самой" трассы Барра. Окончательный же финиш располагался возле о.Уайт у входного буя Нидлс Файрвей, что добавляло к общей дистанции 142 мили, увеличивая ее протяженность по ГК до 3142 миль. Для этой дистанции (Амброз — Нидлс) тоже имелся свой давний рекорд — 13 дней 10 ч 15 мин.



 
Формальных ограничений на участие существовало лишь два: лодка должна быть однокорпусной, а ее длина — не менее 70 футов, поэтому участвовать в "Transatlantic Rolex Challenge" (так официально окрестили регату) могли и экстремальные лодки, и роскошные мегаяхты. Гонщики же, пожелавшие участвовать в борьбе за рекорд Ч.Барра, должны были отключить электрические приводы своих лебедок и использовать для их вращения лишь мускульную силу экипажа.

Участвовать в гонке вызвалось множество уникальных судов: от трехмачтового 78-метрового барка "Stad Amsterdam" до "Ranger" — одной из раритетных яхт класса J. Для объективности оценки результатов все яхты были разделены на три дивизиона: Grand Prix (для "отвязанных" супер-макси), Performance Cruiser 1 и 2 (для мегаяхт побольше и поменьше) и Classic (для раритетных лодок с классическими обводами), зачет решено было вести и по истинному, и по исправленному времени (для каждого из дивизионов использовалась своя система гандикапа: соответственно IRC, Americap II и NYYC Cruising Rule).

Действительность, однако, внесла свои коррективы, и многие из заявившихся яхт сняли свои заявки, но остались и "Maximus", и "Mari-Cha", и "Tiara", и множество других, не менее интересных яхт. Азарт подстегивался присутствием на ряде лодок их владельцев, известных яхтсменов и даже яхтенных конструкторов. Все говорило о том, что схватка будет жаркой: особо предвкушались две дуэли: в классе GP между "Mari-Cha IV" и новейшей "Maximus", а в классе PC 1 — между "Tiara" и "Drumbeat" (бывший "Salperton").

Информация об изображенииСхема трансатлантической гонки «Transatlantic Rolex Challenge»
Схема трансатлантической гонки «Transatlantic Rolex Challenge»
 
Разумеется, второе противостояние в прессе смаковалось особо: во-первых, потому что уже очень давно сверхдорогие яхты подобного класса с живыми миллиардерами на борту не схватывались между собой в трансокеанской гонке, во-вторых, потому что "Tiara" и "Drumbeat" — практически систершипы: спроектированы одним конструктором и построены на одной верфи. ("Tiara", правда, на четыре фута длиннее и вооружена шлюпом, а не кечем.) Специалистов же куда больше интересовала дуэль "Mari-Cha" — "Maximus", подоплека которой была в чем-то схожей. "Maximus" проектировался почти той же группой конструкторов под руководством Грега Эллиота (разве что без Ф.Бриана) и с использованием той же VPP1, что и британская шхуна. И, конечно же, всех подогревало ожидание новых рекордов.

Но 20 мая, в последний день перед стартом, в Нью-Йорке на многих яхтах еще кипела работа. На шикарном 115-футовом "Whisper" два кока в поте лица готовили пищу... сразу на все 20 дней пути для 24 членов команды, поскольку камбузное оборудование с яхты на время гонки демонтировалось и отправлялось на о. Уайт самолетом. На "Mari-Cha IV" получили новые шверты какого-то "принципиально нового" профиля. Как сообщалось, они способны "радикально улучшить" поведение лодки на острых курсах (с чем у нее и в самом деле проблемы), и все последние часы перед стартом команда провела на воде, настраивая и тестируя яхту. Тем же самым занималась и команда "Maximus": лодка едва успела попасть в Нью-Йорк всего за пять дней до старта, причем оказалась просто в ужасном состоянии. Еще на одной из дорогих и шикарных яхт в спешном порядке снимали роскошную внутреннюю отделку и картины, одновременно упаковывая намертво принайтованные скульптуры.


И вот 21 мая торжественный день настал. но ничего не случилось. Подобравшаяся к Кейп-коду мощная депрессия вкупе еще с одной, болтавшейся в 200 милях от Лонг-Айленда, вынудили организаторов перенести старт на сутки.

22 мая гонка все же стартовала. В дивизионе GP, к огромному разочарованию всех болельщиков, было всего три участника — помимо 140футовой "Mari-Cha IV" и 100-футового "Maximus" здесь решила выступить хоть и быстроходная, но всего лишь 81-футовая "Carrera" конструкции "Reichel-Pugh", которая могла рассчитывать лишь на победу по гандикапу (или на серьезные поломки двух лидеров).

В PC 1 реальная схватка ожидалась, как мы уже сказали, между "Tiara", взятой у Дж.Ляйтерсдорфа в аренду швейцарским банкиром Тьерри Лом-баром специально для этой гонки, и "Drumbeat". Вооруженный кечем "Drumbeat" мог на типичных для этой трассы попутных ветрах нести заметно больше парусов, чем "Tiara", к тому же рулевым на нем шел сам Эд Дюбуа (создатель обоих лодок — а кому, как не ему, лучше всего знать их особенности). Вдобавок навигатором на "Drumbeat" пригласили виртуозного навигатора Адриену Кагалэн, соратницу Трэйси Эдвардс и Стива Фоссетта в их рекордных плаваниях.


 
С интересом ожидали в этом дивизионе и выступления "Windrose of Amsterdam" — классической 152-футовой двухмачтовой шхуны, спроектированной Дж. Дийкстра (который сам же и стоял за рулем). Он был создателем и барка "Stad Amsterdam", крупнейшего участника гонки, выступавшего в дивизионе Classic.

Гонку сразу после старта возглавила "Mari-Cha IV", медленно, но все же отрываясь от упрямо преследующего ее "Maximus". "Похоже, что новые шверты и впрямь работают как надо, — передали с борта британской шхуны. — Еще совсем недавно в такую погоду мы были бы почти беспомощны". Однако уже через сутки ситуация изменилась — оба гиганта направились к юго-востоку, стремясь попасть в струю Гольфстрима, в то время как в лидеры вышла более скромная "Carrera", держащаяся ближе к ортодромии. Прогноз был не благоприятным — ближайшие несколько суток налетающие встречные шторма должны были постоянно сменяться штилевой погодой, что осложняло принятие тактических решений.


Ожидаемой борьбы "ноздря в ноздрю" между роскошными "Tiara" и "Drumbeat" пока не получалось. "Tiara" ушла на юг, — передала 24 мая Адриена Кагалэн, — мы ее не видим и вообще непонятно, зачем она это сделала. Пока идем третьими, у нас все хорошо".

25 мая стал несчастливым: в клочья разорвав грот в очередном шторме, с дистанции сошла "Carrera", барк "Stad Amsterdam", напротив, оказался в штилевой ситуации и вынужден был включить двигатель (из-за боязни опоздать в Каус ко дню своей чартерной заявки). На дистанции остались всего 18 яхт. "Странная гонка — ветра либо нет, либо его слишком много", — передал с борта "Mari-Cha" ее рулевой Майк Сандерсон.


 
Из-за трудных погодных условий, к разочарованию всех наблюдателей, "Mari-Cha" и "Maximus" не смогли показать весь свой потенциал, через четыре дня после старта гонки обе эти яхты еще отставали от рекордного графика Барра. Лишь на следующий день задуло — да как! С борта "Mari-Cha" сообщили о том, что на порывах лодка развивает до 30 уз! Этот тяжелый день 26 мая, словно пинком, заставил обе супер-макси, наконец-то опередить рекордный график, причем "Maximus" даже сумел заочно обойти свою грозную соперницу примерно на 15 миль, поскольку вечером 26 мая "Mari-Cha" буквально въехала в очень крутую 8-метровую волну, а потом попросту свалилась с гребня вниз, испытав два сильнейших удара. Корпус яхты, по счастью, вышел из волны без повреждений, а парусное вооружение пострадало, причем ощутимо. Была сломана каретка гика-шкота, что вынудило команду спустить грот и пробиваться вперед сквозь шторм под стакселем № 4, триселем и взятой на три рифа бизанью, впрочем, тоже поврежденной, так что пришлось вскоре спустить и ее. Экипаж сменил галс и положил яхту в дрейф на 12 ч, пока на 5-6-метровых волнах шел трудный ремонт ликпаза бизани, каретки шкота и других поврежденных снастей. В итоге к полудню 27 мая разрыв между двумя лодками вырос уже до 141 мили!

Вместо ожидаемых попутных северо-западных ветров на яхты регулярно надвигались встречные шторма от юго-востока, и "Mari-Cha" и "Drumbeat" не могли полностью показать преимущества своего двухмачтового вооружения. А вооруженные шлюпами "Maximus" и "Tiara" довольно успешно шли острыми курсами, порой заметно опережая своих соперников. В особенно неприятном положении оказались яхты, выбравшие северный маршрут — именно там юго-восточные ветра были наиболее сильными. Те же, кто пошел южнее (как "Tiara"), гораздо раньше подхватили более удачный южный, а чуть позднее — юго-западный ветер.


Участвующие в гонке проектировщики и конструкторы яхт могли наглядно удостовериться в качествах своих судов, а также в тщательности их постройки. "Ветер на порывах превышает 20 м/с, — передал Дж.Дийкстра с борта "Windrose". — Паруса, как и предполагалось, стоят нормально, и лодка просто летит над волнами. Но случилось и несчастье — волной сорвало раструб вентилятора, и обеденный салон превратился в натуральный бассейн с душем. Просто удивительно, как быстро портится интерьер в таких условиях..."


 
Проблемы возникли и на других лодках. Совладелец и строитель "Maximus" Билл Бакли вывихнул плечо, и яхте пришлось (почти как и "Mari-Cha" сутками ранее) повернуть по ветру, чтобы Биллу пятеро человек могли вправить вывихнутые кости. Неудача коснулась и самой лодки. 28 мая, когда "Maximus" под гротом и геннакером со скоростью за 30 уз вновь неслась к берегам Британии, ее отклоняемый киль. решил самостоятельно переложиться на другой борт. Яхта мгновенно окунулась в воду чуть ли не до краспиц, но, по счастью, дублирующая система управления килем, на которую быстро переключили электропитание, сработала нормально. Все это привело к тому, что "Mari-Cha" восстановила свое лидерство в гонке, опережая "Maximus" примерно на 13 миль. Теперь компьютеры "Mari-Cha" показывали, что она может улучшить результат вековой давности не менее чем на двое суток, но это уже не волновало гонщиков. Победа, победа над "Maximus" по истинному времени — вот что было для них ценнее всего. А чтобы гарантированно победить, нужно было ответить на главный вопрос — куда идти, на юг или на север. Южный вариант был длиннее, но на последнем отрезке, по прогнозу, он мог стать очень удачным в ветровом отношении, компенсируя лишние мили, и это стало решающим для заочной "игры в покер". В то время как "Maximus" пошел северным маршрутом, "Mari-Cha" повернула к югу — и выиграла.


 
1 июня в 10 ч 05 мин утра супершхуна первой пересекла линию финиша, улучшив результат 100-летней давности на 2 дня 12 ч 5 мин и 56 с и показав среднюю скорость 12.61 уз. "Время от времени я чувствовал, что призрак Чарли Барра смотрит на нас с небес и радуется каждой нашей неудаче, — сказал после финиша Роберт Миллер. — Но мы не позволяли себе слишком долго задумываться над этим".

"Maximus", на котором перед самым Лизардом опять возникли проблемы с килем, прошел мыс позднее на целых три часа, вновь чертя краспицами по воде. А "Mari-Cha", войдя в Английский канал, буквально пролетела остаток дистанции до мыса Нидлс, увеличив на этом отрезке свой отрыв еще на два часа. Так 1 июня 2005 г. пали оба столетних рекорда. Пали, но по гандикапу их новый обладатель проиграл гонку своему единственному сопернику — ведь на каждые 24 ч путевого времени "Mari-Cha" должна была привозить ему 79 мин своего отрыва (т.е. в сумме порядка 12 ч на весь пройденный путь).


Такая победа, впрочем, не очень обрадовала новозеландский экипаж. "Мы сражались за абсолютную победу, а не за пересчет, — сказал после финиша штурман "Maximus" Марк Квилтер. — Такова уж натура, всегда хочется считать себя самым сильным. Правда, у "Mari-Cha" слишком много мышц". "Нам еще относительно повезло, — вторил ему конструктор "Maximus" Грег Эллиот, точно так же проведший всю гонку на борту своего детища. — В условиях попутных ветров "Mari-Cha" порвала бы нас на тряпки, очень она мощна, зараза"2.


 
Драматичным получился финиш яхт дивизиона PC 1. Несмотря на отсутствие генуи, сильно затруднившей борьбу со шлюпами, здесь первой финишировала "современно-классическая" шхуна "Windrose of Amsterdam", причем она не только более чем на сутки улучшила 100-летний результат Ч.Барра, но и опередила куда более длинные и более современные по архитектуре и вооружению "Drumbeat" и "Tiara". Судя по всему, Дж. Дийкс-тра оказался не только великолепным конструктором (об одной из его яхт читайте статью в этом номере), но и отличным тактиком! А сами "Tiara" и "Drumbeat" все-таки организовали на последних милях пути самый настоящий матч-рейс. Шедшие разными курсами ("Tiara" выходила на Лизард с юга, "Drumbeat" подходил к нему северным маршрутом) и повернувшие на один галс перед маяком лодки финишировали с разрывом. всего в одну секунду! Красивая борьба двух парусных мегаяхт, по длине входящих в первую пятерку мира, сопровождалась немалыми потерями. Помимо стакселя на "Tiara" поломали пару лат на гроте ("Очень просто заменить их на яхте обычных размеров, но на таком огромном шлюпе в море нет никаких возможностей это сделать", — пожаловался капитан Паскаль Пела-Фине). На "Drumbeat" это сделать попытались, правда, там были всего лишь надорваны латкарманы (да и грот заметно меньше). Попытка эта стоила яхте 300 миль пути — ровно настолько ухудшилось ее положение за время ремонта.


 
Оставшуюся часть пути до Нидлса "Tiara" прошла медленнее из-за проблем со спинакером, так что "битву гигантов" "Drumbeat" все-таки выиграл, причем не только по гандикапу.

В целом, гонка явно удалась, хотя иногда казалось, что погода просто ополчилась против роскошных мегаяхт, не рассчитанных на столь грубое обхождение ("Это как если на "Rolls-Royce" выйти на старт ралли Монте-Карло", — сказал после финиша Дж.Дийкстра). Тем не менее нельзя не отметить, что их надежность оказалась на очень высоком уровне, а участие в гонке самих конструкторов, без сомнения, дало им бесценный материал для размышлений. Ну и, конечно же, сам факт участия лодок, стоящих десятки миллионов (Дж.Ляйтерсдорф, к примеру, просит за "Tiara" 34 млн долл.), в столь крупной и напряженной регате привлечет в парусный спорт и новых спонсоров, и новых поклонников.

Примечания



1. VPP — velocity predicted program, программа прогнозирования скорости, общее название программного обеспечения, служащего для прогнозирования скорости проектируемых парусных яхт на основе компьютерного анализа их обводов и парусного вооружения. Существует много разновидностей этого ПО, созданного разными фирмами — как общедоступных, так и закрытых, "приватных". Закрытая VPP, разработанная Клэем Оливье, ведущая свое начало еще от знаменитого катамарана "Stars and Stripes", победителя Кубка "Америки", постоянно модернизируемая и использованная при создании "Cheyenne"/"Playstation", "Mari-Cha III" и "-IV", а также "Maximus", считается одной из наиболее совершенных в мире.

2. По своим ТТХ "Mari-Cha IV" и "Maximus" различаются почти так же сильно, как "Л-6" и "Картер 30" — "Mari-Cha" в полтора раза длиннее и несет вдвое больше парусов.

Статья была проверена: Нечаев Тимофей
Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Заключительный этап Гран-при чемпионата мира «Формулы 2000»
Забытый экспонат разогнался до 110 км/ч: как электроглиссер из музея побил рекорд
Абсолютный рекорд скорости под парусами не состоялся
«Open 30» — первые яхты уже в гонках!
Новые рекорды скорости под парусами — 39.97 уз.

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Трансатлантические драмы на «Transatlantic Rolex Challenge» 2005 года

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
«Неправильная» одиночная кругосветка на яхте «Aviva Challenge»
Парусная Москва 2005: итоги и комментарии
Итоги парусного сезона Санкт-Петербурга 2005 года
Кубок России 2005 по буерному спорту
Описание некоторых систем этих аппаратов гонок «Формула 2000»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 46 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории