Утром 1 ноября 2005 г. на оз. Конистон, в Соединенном Королевстве, 24-летняя Эллен Лоуни установила на глиссере "An Stradag E.l" (в переводе с гэльского — "Искра") из Клуба гоночных катеров "Уиндермир" (длиной 15 футов, или 5 м) новый мировой рекорд скорости для лодок со стационарным электрическим двигателем — 68.1 миль/ч, или 110 км/ч!
Самое необычное в этом рекорде, наверное, то, что предыдущий показатель скорости 81.8 км/ч был установлен полтора десятка лет назад на том же глиссере, который за это время успел побывать экспонатом Лейклендского ("Озерный край") музея (граф. Камберленд), а затем хранился на одном из складов.
Напомним вкратце историю. В 1988 г. графиня Арранская, известная своим участием в гонках класса Offshore, выступила инициатором и спонсором проекта по строительству первого, за пределами США, скоростного глиссера со стационарным электромотором для установления нового рекорда. На тот момент американский национальный рекорд для женщин "Miss Nickel Eagle" составлял 73.63 км/ч.
Спроектированный Лорном Кэмпбеллом 15-футовый корпус глиссера строился в Саутгемптоне. Вольфрамовые батареи пусковых реостатов для стартера (tungstone jet aircraft starter batteries) располагались по его бортам. Успех зависел от четырех электрических моторов постоянного тока совокупной мощностью 60 л.с., разработанных инженером Седриком Линчем.
На трассе "An Stradag" показал скорость, превышающую прежний рекорд на 5 м/ч. Одним из достижений было и то, что смена батарей в перерывах между заездами проводилась не за 20 мин., предусмотренных правилами UIM, а за 18.
Разработчики полагали, что достигнутые показатели — не предел и скорость можно увеличить еще минимум на 10 км/ч, но леди Арран, инвестировавшая в проект 25 тыс. фунт. стерл., посчитала за лучшее остановиться на достигнутых результатах.
Глиссер "An Stradag" оказался в Музее моторных лодок, затем попал в музей "Озерный край", а после — в его запасники, пока хозяин музея не решил продать лодку с торгов. В начале 2005 г. его купил гонщик Генри Инглин (Henri Engelen), живущий неподалеку, в Пенрите. Лодку следовало привести в готовность для участия в новом заезде — таково было одно из условий сделки. Разработчик электрических двигателей Седрик Линч (в настоящее время сотрудник концерна "Arvid Rabadia's Agnimotors") спроектировал мотор мощностью 135 л.с. Лорн Кэмпбелл, сконструировавший "An Stradag", внес изменения в свой прежний проект, добившись улучшения аэродинамических показателей. К работам подключились и прежние члены команды — Эмрис Баррелл из "Электрической компании Темза" и Йен Раттер, электрик электростанции "Би-Би-Си". Для переоснащения лодки глиссер было решено отправить на юг, в Хенли. Работы велись в доке Колина Хенвуда.
Местом установки рекорда избрали воды озера Конистон, на трассе, неоднократно опробованной гонщиками и известной попыткой Дональда Кэмпбелла установить рекорд скорости на "Bluebird K7", оснащенной обычными моторами в 320 л.с., но окончившейся неудачно* (1967 г., см. "КиЯ" №184).
Гонку назначили на начало ноября. Поскольку новый владелец глиссера Г. Инглин по весу значительно превосходил леди Арран, решено было найти претендента, готового занять место в кабине "An Stradag". Выбор пал на Лоуни как квалифицированного гонщика, члена Уиндемирской моторной ассоциации. Ее муж Крис — любитель гонок на озере — взял на себя освещение проекта в мировой паутине интернета.
К началу октября глиссер, оснащенный новыми моторами, собранными на заводе "Agnimotors", в Гуджарате (Индия) и 12 новыми батареями (спонсором проекта выступила "CMP Batteries Ltd", входящая в "Exide Texnologies"), прибыл на место будущих соревнований. Модификации подвергся и пульт управления — вместо прежних кнопок "Вкл"—"Выкл" была установлена ножная педаль акселератора, а на приборной доске появились два амперметра, вольтметр и "Garmin Quest" для замера скорости.
2 октября "An Stradag" впервые после 18-летнего перерыва прошел тесты на воде. Небольшие проблемы пришлось доработать по ходу тестов. Когда девять дней спустя в кабине оказалась Э. Лоуни, GPS зафиксировал скорость в 62 мили/ч и отключился.
1 ноября погода стояла спокойная. Финишная черта, обозначенная двумя оранжевыми буями, просматривалась хорошо. Сменный комплект батарей было решено расположить на борту "Mobiboat". Старт был дан в 8.50. На первом отрезке дистанции "An Stradag" показал 70.61 мили/ч, или 113.6 км/ч (бортовой GPS зафиксировал 71.8 мили/ч, или 115.5 км/ч. После замены батарей у борта "Mobiboat", занявшего 18 мин., "An Stradag" показал скорость 65.56 мили/ч (или 105.5 км/ч) (показатель GPS был 66.2 мили/ч, или 106.5 км/ч). Таким образом, мировой рекорд был улучшен на 17 миль/ч.
В двух следующих выходах из-за ухудшившихся погодных условий — дождя и ветра — глиссер не смог показать прежнего результата.
Моторы с глиссера сняли и возвратили владельцам. Корпус вернулся в распоряжение Генри Инглина. Подтверждение мирового рекорда зависит от решения UIM в Монако. Если в январе 2006 г. смена батарей во время соревнования будет признана правомочной, то рекорд можно считать состоявшимся, если нет — результаты будут заморожены. Но это не остановит энтузиастов. Следующий рубеж в 100 миль/ч (161 км/ч) может быть достигнут с использованием более дорогостоящих литиевых батарей, и, будем надеяться, долго нам ждать не придется.