В сентябре шхуна «Светлана», на которой трудились в океане сотрудники Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного научного центра АН СССР, вернулась в Петропавловск. На берег сошли не только научные сотрудники, но и три члена экипажа. На борту «Светланы» мы остались вдвоем с помощником — яхтенным капитаном Владимиром Кулиниченко, опытным моряком, избороздившим Балтийское и Черное моря.
Приближалась пора тайфунов, поэтому нам хотелось как можно быстрее вернуться домой, во Владивосток. Уже через два дня, оформив документы и получив разрешение рейдовой службы, мы отправились в плавание. Погода стояла удивительная для Камчатки — было по-летнему тепло, светило яркое солнце, однако стоило потянуть ветерку со стороны вершин полуострова, как горизонт затянуло дымкой. Мы поспешили натянуть сперва свитера, а затем и ватные костюмы.
Шли вдоль берега, в основном с попутными ветрами. К полудню достигли мыса Лопатка, а оттуда направились к скалам Владимира, чтобы посмотреть лежбище сивучей, описанное в лоции. Огромные и неуклюжие животные лежали, лениво поворачиваясь. Иногда они довольно быстро и легко забирались на высокие и крутые обрывы камней.
Мы обогнули скалы со стороны океана и проложили курс в Четвертый Курильский пролив.
На траверзе скал Авось встретили теплоход «Юрий Смирнов» и запросили прогноз. Ожидался северо-восточный ветер силой 15—20 м/с и тайфун, который уже подходил к Хоккайдо. А пока ветер то усиливался до 7 баллов, то ослабевал. Две генуи не «бабочку» и грот несли яхту так, что зашкаливал лаг. Мы попытались поставить и кливер, но не выдержали раксы. Дело кончилось тем, что при ослаблении порывов ставили апсель, а при усилении — убирали его. Апсель намного удобнее, чем топсель. Один человек может без труда ставить его или стравливать на крышу рубки.
Утром, когда грот и наветренную геную убрали, шхуна стала почти неуправляемой. Вторую геную пришлось заменить штормовым стакселем. Без парусов под рангоутом яхта мчалась со скоростью 5—7 уз. Под штормовым стакселем шли с зашкаливающим лагом. Ветер был настолько сильный, что мы удерживались в просторном кокпите только благодаря страховочным поясам.
В ночь на четвертый день ветер ослаб до 6—7 баллов, давление подскочило вверх. Мы поставили все паруса, а днем, когда было тепло и солнечно, добавляли апсель.
На подходе к Сахалину от нас сбежал единственный пассажир — сова, которую тайфун с Курил загнал к нам на палубу. Сперва она всего боялась, но очень быстро освоилась и спокойно забиралась рулевому на колени, плечи и голову. Без нее нести вахту стало гораздо скучнее.
Удивительная разница между двумя соседними морями! В Охотском не перестаешь удивляться разнообразию фауны и флоры. Здесь и великаны-киты, и маленькие изящные «воробьи», убегающие из-под штевня. Везде касатки; иногда они пугали нас, выныривая из-под яхты. Нерпы, тюлени, котики встречаются даже на середине моря. Множество всяких птиц — чайки, топорки, альбатросы. Не редкость и сплетенные из травы мелкие острова с отдыхающими на них птицами. В Японском море видимой жизни никакой. Чайки только у берегов.
За ночь, в сопровождении неугомонной стаи дельфинов, выписывающих изящные светящиеся рисунки вокруг яхты, мы прошли пролив Лаперуза. Видимость была настолько хорошей, что даже увидели маячок Камня опасности (обычно он окутан туманом}. Весь мыс Крильон был украшен огнями, уходящими в сплошную облачность.
В Японском море было значительно теплее. Здесь отдельными группами работали японские рыболовные суда. Каждая группа была выкрашена в одинаковые нарядные цвета.
Мы держали курс на маяк Егорова. Когда слабые ветра нордовых четвертей сменялись полным штилем, запускали дизель. Он спокойно обеспечивал «Светлане» 6-узловую скорость.
Наконец, замелькали знакомые маяки — Пластун, Опричник, Ольга, Валентин. Красавец Аскольд мы обошли со стороны моря. Вот и белокаменный Владивосток, мы дома! Ошвартовались в яхт-клубе ДВНЦ. Пришлось истратить приличное количество ракет, чтобы ответить на приветствия яхт.
Итак, поход закончен. За девять суток пройдено 1300 миль по Тихому океану. Охотскому и Японскому морям.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о нашей шхуне «Светлана». Очень надежная яхта «Конрад-46». Тихоходность в слабый ветер вполне окупается хорошей скоростью, мореходностью и надежностью в сильный. На ней предусмотрено множество вариантов передних парусов для самых разных погодных условий.