Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Знаменитые корабли
  • 2000 год
  • Опыт реконструкции первого русского военного корабля
Краткое оглавление
Основные характеристики "Орла" по результатам нашей реконструкции Примечания


Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
История корабля русского флота фрегата «Паллада»
Первые сторожевые катера Русского флота
Обращение личного состава кораблей и частей Кронштадтского военного гарнизона
Наш опыт проектирования и постройки катамаранов
Опыт дальних спортивных плаваний: Рига — Одесса
Опыт дальних спортивных плаваний: Щецин — Майами
Опыт постройки и эксплуатации стальных тримаранов
Наш опыт изготовления водомета
Опыт эксплуатации крейсерской яхты «Тритон»
Двухлетний опыт эксплуатации мотора «Вихрь»
Первый русский корабль «Орел»
Дедушка русского парусного спорта
Опыт постройки пластмассовых мотолодок типа «морские сани»
Опыт любительской постройки морских саней Уффа Фокса


На тему оборудование конференц залов.

Опыт реконструкции первого русского военного корабля

Год: 2000. Номер журнала «Катера и Яхты»: 172
          0


Мы получили несколько читательских писем с упреками в том, что ничего не сообщаем о постройке судов-копий, да и о постройке "Штандарта" рассказали очень коротко. Исправляя положение, печатаем заметку о реконструкции корабля "Орел" и попутно напоминаем, что о его постройке рассказывалось в "КиЯ" №21. Одновременно помещаем подборку о ряде судов-копий, построенных в последнее время за рубежом.

Основные характеристики "Орла" по результатам нашей реконструкции


Информация об изображенииКорпус копии корабля "Орел" стоит рядом со "Штандартом"
Корпус копии корабля "Орел" стоит рядом со "Штандартом"
 
Длина наибольшая (с княвдигедом), м24.5
Длина габаритная (с бушпритом), м26.5
Ширина габаритная, м5.9
Ширина наибольшая (корпуса), м5.6
Высота борта на мидель-шпангоуте, м3.2
Осадка, м2.2-2.4
Высота от ВЛ, м6.0
Высота габаритная от ВЛ, м21
Водоизмещение наибольшее, т130

В 2000 году исполняется 330 лет со дня ввода в строй первого русского военного парусного корабля "Орел". Ввиду отсутствия чертежей этого судна судить о его архитектуре и размерениях довольно трудно. Многие историки трудились над воссозданием образа "Орла", но бесспорных вариантов реконструкции до сих пор не было. Много белых пятен и в истории этого корабля. На наш взгляд, наиболее убедительных результатов добился историк Александр Васильевич Висковатов, изложив их в книге "Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия" (изд. 1864 г.). Книга интересна тем, что написана около 150 лет назад, т.е. появилась раньше других исторических материалов на тему "Орла", а также тем, что в ней изложены "голые" исторические факты, комментарии же явно отделены от текста и сопровождены доказательной базой.

Информация об изображенииКорабль "Орел" по рисунку голландца Яна Стрюйса
Корабль "Орел" по рисунку голландца Яна Стрюйса
 
Известно, что 14 ноября 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича от 31 мая 1667 года "О заведении корабельного дела" на верфи у села Дединово Коломенского уезда на реке Оке был заложен первый в России военный парусный корабль, построенный на казенные деньги из русского леса, на русской земле с непосредственным участием русских мастеров — плотников и кузнецов, "которые наперед сего бусы и струги делывали".

Строительство корабля осуществлял "по своему разумению" голландец — полковник фон-Буковен, который находился тогда в Москве и был рекомендован как человек, который "на море многие пути хаживал на корабли, и морской бой ему в обычай, и корабельное дело и русской извычай знает". Помощниками Буковену были назначены подполковник Старк и корабельщик Гельт.


Несмотря на непременную волю государя "чтобы корабельное дело не стояло", продвигалось оно с трудом, с перерывами, но 26 мая 1668 г. назначенный царем "к корабельному строению" дворянин Полуехтов смог донести государю, что "корабль спущен и доделывается на воде, а яхта и шлюпка (строившиеся одновременно) поспеют в скором времени".

В начале марта 1669 г. авантюрист1 Давид Бутлер, назначенный главным кормщиком (т.е. капитаном), донес, что "корабли и яхты на Хвалимское море в ходу сделаны годны", и 24 апреля 1669 г. после испытания корабельных пушек последовал царский указ: "Кораблю, который в селе Дединове сделан вновь, прозванье дать "Орлом" и поставить на носу и на корме по орлу и на знаменах и на яловчиках нашивать орлы же".

Информация об изображенииОбщий вид корабля "Орел" по реконструкции автора
Общий вид корабля "Орел" по реконструкции автора
 
В июне 1669 г. "Орел" был уже в Нижнем Новгороде, а 31 августа, — после четырехмесячного плавания пришел в Астрахань.

Одиннадцать с половиной русских сажен длины (24.5 м), три сажени ширины (6.4), девять пядей с небольшим в грузу осадка (1.62 м), три мачты и бушприт (по рисунку Стрюйса), 22 железные пушки от 2 до 5-фунтового калибра — это те конкретные данные, которые только и дошли до нас о корабле "Орел". О яхте известно только то, что она была о шести однофутовых железных пушках. Корабль, яхта, бот и обе шлюпки обошлись казне в 9021 рубль с копейками.

Из некоторых документов следует, что "Орел" был направлен для подавления крестьянского восстания, возглавляемого Степаном Разиным. Однако эта попытка закончилась неудачей: казаки захватили "Орел", разграбили его и сожгли. Остальные суда, за исключением шлюпок, на которых голландцы бежали в Персию, подверглись той же участи.


По докладам же астраханского воеводы в 1678 г. выясняется, что: "На Кутум-реке — корабль — ветхой, дно и бока сгнили, в ход не годится, а на нем припасов 3 дерева щегольных (мачты) с кругами деревянными ветхими. В корабле двои полати (палубы) верхние да нижние..." Из этого текста следует, что "Орел" не был сожжен Разиным, а оказался сидящим на мели на реке Кутум. По мнению Висковатого, "Орел" был оставлен на мели Д.Бутлером.

Информация об изображенииРезультат авторской реконструкции — сечение по миделю
Результат авторской реконструкции — сечение по миделю
 
Последующие события позволяют предположить, что Бутлер либо специально, либо вследствие своей некомпетентности посадил "Орла" на мель и, понимая, что за этим может последовать, бежал на одной из шлюпок в Персию.

Несколько слов о "Потешной" флотилии (подробнее — см. "КиЯ" № 161). По нашему мнению, скорее всего, она была заложена отцом Петра I — царем Алексеем Михайловичем, умершим в 1682 г., когда Петру было 10 лет. "Потешная флотилия" началась с того, что в 1688 г на Плещеевом озере появились два "зело хороших трехмачтовых фрегата и три яхты". Учитывая, что "Орел" строился почти три года под руководством нескольких голландских мастеров, не могли голландский плотник К.Брант (который когда-то служил на "Орле" товарищем корабельного пушкаря), и мастер Корт, заложив в августе 1688 г эти два корабля, построить их в том же году. Историк И.И. Голиков писал: "1 мая спустили построенные там суда на воду и сколько велико было его (Петра I) удовольствие от плавания и управления теми фрегатами". Как понимать эти противоречия? Скорее всего эти два фрегата были заложены еще при жизни Алексея Михайловича. Царь контролировал каждое бревно, каждую веревку и каждый шаг строительства "Орла", строго следил за финансированием и кадрами. Вероятно, он и приказал заложить по образу и подобию "Орла" еще два фрегата, которые и были достроены после его смерти уже не голландскими мастерами, а нашими русскими умельцами. Можно предположить, что Петр I получил эти фрегаты уже готовыми. Таким образом, отцом русского военного флота мог быть назван царь Алексей Михайлович, Петру I достался бы титул отца русского регулярного флота и главного кораблестроителя.


Информация об изображенииМоменты постройки стального корпуса "Орла"
Моменты постройки стального корпуса "Орла"
 
В 1996 г, заинтересовавшись историей создания "Орла", петербуржский предприниматель С.М. Власов решился построить копию "Орла", близкую подлиннику хотя бы по внешнему виду. Для этого было создано предприятие "Клуб "Партикулярная верфь". В перспективных планах этого предприятия предполагалась постройка ряда кораблей петровской эпохи, таких, как "Святой Петр". "Гото Предистинация". По замыслу Сергея Михайловича, они должны были украсить набережные Невы.

При строительстве копии "Орла" было принято решение придерживаться авторской реконструкции, приведенной в данной статье.

Наиболее достоверными из размерений судна можно считать его ширину и осадку, так как неизвестно, что именно понималось под длиной судна, а высота борта в документах не упоминается. Зная классические соотношения размеров голландских судов того времени, которые могли быть приняты за прототип голландскими же мастерами, можно предположить, что длина судна составляла 3-3.5 ширины, а высота борта — 2 осадки.

"Орел" был, скорее всего, фрегатом — трехмачтовым кораблем с прямым парусным вооружением и с 6-7 парами весел. В то время фрегаты были широко распространены на флотах Англии и Голландии. Кроме того, необходимо помнить и о двух фрегатах "Потешной" флотилии, и о 24-пушечном фрегате "Святой Апостол Павел", который был заложен Петром в 1693 г. на Соломбальской верфи (по архитектуре и размерениям он был очень близок "Орлу"). Эти корабли были построены через 18 лет и через 24 года после "Орла", а такой ничтожный срок не мог существенно изменить архитектуру судов.

Что касается наличия весел, то следует вспомнить, что в то время Россия еще не была морской державой и плавания осуществлялись по рекам, где ходить галсами суда не могли. Известно также, что первое морское торговое судно европейского образца "Фридрих", построенное в России в 1636 г. для герцога Шлезвиг-Голштинии Фридриха III в Нижнем Новгороде, было вооружено 12 парами весел; судно было двухпалубным, но какая палуба была гребной — неизвестно. У "Святого Апостола Павла" весельное вооружение (по дошедшим до нас гравюрам) было расположено ниже водонепроницаемой пушечной палубы. Любопытно, что на самой распространенной реконструкции "Орла" пушки расположены на нижней палубе, что предполагает греблю либо с верхней палубы, либо с нижней, но через пушечные порты, о чем пишут некоторые авторы. В указанном выше труде А.В. Висковатого отмечено, что на "Орле", кроме стрельцов, офицеров и матросов, были еще и гребцы. А вот для того, чтобы установить, на какой палубе эти гребцы размещались при гребле, следует немного порассуждать.


Информация об изображенииОдин из вариантов общего расположения стального судна-копии
Один из вариантов общего расположения стального судна-копии
 
Считаем, что весла надо размещать на первой (нижней) палубе, где они вставляются через специальные отверстия и в случае необходимости могут быть убраны внутрь судна, а отверстия быстро забиты чопами. Здесь же размещался весь личный состав на отдыхе (стрельцы, матросы) и каюты офицеров — в помещениях, защищенных от непогоды. В трюме размещался твердый и жидкий балласт (бочки с вином), погреба боезапаса. Провизия (живые куры, свиньи и т.п.) размещалась на первой палубе. Первая палуба была проницаемой, т.е. имелись люки для доступа в трюм, который был неполной высоты. Это обстоятельство и ввело в заблуждение реконструкторов "Орла", которые первую палубу расположили на высоте 2.5-2.6 м над основной плоскостью. Но если вторую палубу расположить над первой на расстоянии 2.2-2.2 м, необходимом для нормальной работы с пушками, то мы получим высоту борта около 4.7 м. Такая высота борта выходит за пропорции, принятые в те времена, и может привести к потере остойчивости судна. Для артиллеристов, которые в те времена стреляли прямой наводкой, расположение пушек на высоте менее 1.0 м было совершенно неприемлемо, хотя бы потому, что эта высота соответствует высоте волн при состоянии моря примерно в 2 балла; неслучайно артиллеристы всегда высказывались за высокое расположение пушек в противовес кораблестроителям, которые, стремясь к повышению остойчивости судна, боролись за их низкое расположение. Необходимо также отметить, что расположение пушек над веслами позволяло вести огонь одновременно с греблей, т.е. иметь ход в безветренную погоду. По иным вариантам реконструкции это сделать невозможно.

Внешний вид и парусное вооружение спроектированной нами копии полностью соответствуют оригиналу, но корпус судна для большей долговечности изготовлен из стали и покрыт мастикой с имитацией дерева. Внутренняя отделка должна закрывать все металлические конструкции деревянными деталями.


В настоящее время металлический корпус без отделки уже построен. Весь деревянный рангоут, такелаж, блоки и паруса спроектированы и изготовлены фирмой "Старлит", руководимой известным яхтостроителем Александром Сергеевичем Стружилиным. Объем выполненных работ составляет около 50% всего объема строительства.

Проектно-конструкторской группой фирмы "Старлит" было разработано несколько вариантов общего расположения судна, так как рассматривались различные варианты его использования. В частности, это могло быть самоходное парусно-моторное прогулочное судно. Предполагалось, что в летнее время оно сможет совершать короткие прогулки по Неве и Невской губе, а зимой будет стоять у набережной, украшая ее и работая в режиме экзотического ресторана в историческом центре Санкт-Петербурга. Судно может быть превращено в учебный парусник — музей на воде, пригодный для участия в международных соревнованиях и фестивалях старинных судов.

На приведенной схеме дан вариант использования судна возможным новым владельцем, так как прежний — С.М. Власов — трагически погиб.

Мы будем рады, если кто-либо займется достройкой "Орла". Это судно сделает честь любому городу, став его символом и украшением.

Примечания


1. Авантюристом Бутлер назван по той причине, что он, очевидно, был самозванцем: он не смог предъявить документов, доказывающих его корабельное и капитанское мастерство, о котором он ранее заявлял. Возможно, царь и не узнал бы об этом, но многочисленные доклады с верфи о некомпетентности Бутлера заставили его потребовать объяснений. Так или иначе, царь все же простил его и оставил на посту капитана.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
История парусника «Штандарт» Петра Великого и его современной копии
Российский гребной марафон
Пересечение Берингова пролива на аквабайке
История известной американской фирмы «Fountain Powerboats»
Забавные истории про заядлого рыбака Сергея Михайловича
Экспедиция по следам преподобного Арсения Коневского
4000-мильный перегон яхты из Балтики в Италию
72-метровое гребное 124-весельное судно для Екатерины II
Дальний поход на легких надувных лодках Селенга—Диксон
Через всю страну с востока на запад — очерк о плавании из книги Г. С. Чепика
Лайф-боты Колина Арчера или спасательная служба Норвегии
Одиссея двух российских рыболовов в море Кортеса
Встреча путешественника Евгения Гвоздева на Гибралтаре
Кругосветное путешествие Майка Хорна «Широта Ноль»
Кругосветное плавание французского яхтсмена Ги Диляжа

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Опыт реконструкции первого русского военного корабля

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Современные действующие копии знаменитых судов
Использование паруса на боевых кораблях
Загадка английского миноносца «Дэринг»
Плоскодонные шхуны потомки североамериканских дори и скифов
Скитания Эндрю Холзи по Тихому океану на весельной лодке
Подъем со дна Северного моря норвежского кеча «Христиания»
Катер по имени «Главкс» — рассказ А. Фофашкова
Завершение путешествия Майка Хорна «Широта Ноль»
Путешествия Тура Хейердала глазами судостроителя
Одиночное плавание на яхте «Эскада»
Путешествие Владимира Сомова на надувной лодке «в никуда»
Путешествие из Петербурга в Израиль на яхте «Daphnia»
На углепластиковой гребной лодке «Ростов-на-Дону» через Атлантику
Создание копии американского брига «Ниагара»
Как катер стал катером: они были первыми


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 49 + 18 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории