Немного истории
В середине 70-х гг. прошлого века английский яхтсмен Боб Саломон, страстный поклонник одиночных океанских гонок, задумал организовать и провести регату, в которой могли бы участвовать спортсмены, не имеющие серьезной спонсорской поддержки и выступающие на относительно скромных и недорогих судах длиной не более 21 фута. "Супермонстры", наподобие 72-метровой "Club Mediterranea" и 40-метровой "Vendredi, 13", выставленные французами в трансатлантическую гонку OSTAR 76 ("КиЯ" №66 за 1977 г.), только укрепили его в мысли о необходимости скорейшего создания подобной "демократичной" гонки и разработке правил нового класса яхт для нее.
Эта идея была подхвачена другими яхтсменами, и уже 8 октября 1977 г. 24 яхты (а всего зарегистрировались 26) длиной 6.5 м вышли из британского порта Пензанс в Атлантический океан. Курс первой одиночной трансатлантической мини-регаты пролегал тогда через Тенерифе (Канарские о-ва) к о. Антигуа. Хотя скептики предрекали проекту неудачу, до финиша благополучно дошли 19 лодок, несмотря на плохую погоду во время первого этапа. Одиннадцать дней сильнейшего шторма, разметавшего яхты по океану (и погубившего бельгийского гонщика Патрика Ван Года), привели к тому, что результаты были засчитаны лишь по второму отрезку Тенерифе—Антигуа. Победителем гонки неожиданно для всех стал француз Даниэль Жиллар на "Petite Dauphine" — серийной остроскулой яхте типа "Serpentaria 6.50". Второе место занял предстартовый фаворит поляк Казимеж ("Куба") Яворски, выступавший на самостоятельно построенной яхте "Spanielek", уже тогда имевшей сэндвичевую конструкцию, стаксельное вооружение и оснащенной двумя рулями. Вопреки надеждам придти первым и встречать участников у линии финиша, сам Боб Саломон (на серийной яхте типа "Anderson 22") финишировал лишь 15-м. Бруно Пейрон, ставший впоследствии у себя во Франции знаменитостью, в той памятной гонке был двенадцатым...
После финиша было решено, что подобная трансатлантическая "мини-гонка" будет проводиться по нечетным годам, чтобы исключить ее "пересечение" с макси-гонкой OSTAR (сегодняшнее название — "The Transat"), которая проходит каждый четвертый четный год. Боб Саломон вместе с Даниэлем Жилларом возглавляли еще три таких соревнования, после чего передали руководство этим проектом другому горячему поклоннику подобных мини-яхт — французскому журналисту Жан-Люку Гарнье. Подобной "передаче эстафеты" способствовало и то, что в "Мини-трансате", как стали называть гонку, все ощутимее начали доминировать французские гонщики. Поэтому, естественно, именно представители Франции и возглавили весь организационный процесс.
Едва взяв дело в свои руки, французы в 1984 г. создали ассоциацию нового класса яхт, назвав ее "Voiles 6.50", которая сразу вошла во французскую федерацию парусного спорта и учредила правила нового класса "Mini 6.50". Это стало переломным моментом в развитии подобных яхт. Уже следующий старт "Мини-трансата" в 1985 г. был дан во французском Бресте. Финишировали яхты в Пуэнт-а-Питре на о.Гваделупа — тоже традиционном для французов порту, в котором завершаются многие океанские гонки. Одновременно организуется гонка "Мини-Фастнет" — от Бреста до знаменитого маяка и обратно. В 1986 г. в спортивном календаре появляется средиземноморская регата "Мини-Макс", в 1988 г. — гонка "Трансгасконь", а в 1991 г. — "Mini-Challenge". С 1993 г. зачет в гонках ведется раздельно в двух дивизионах: "Proto" и "Serie"1.
В 1994 г. "Mini 6.50" приходит в Италию, где создается собственная ассоциация класса. Чуть позднее яхты этого типа начинают появляться во всей Европе — в первую очередь в Германии, Швейцарии, Норвегии и Голландии. Появились "Мини" даже в Эстонии и Румынии. Подобному успеху в немалой степени способствовали как относительно небольшая цена полностью укомплектованной лодки, так и возможность сравнительно легко перевозить ее на трейлере2 к месту старта очередной гонки.
Новый этап в развитии класса начался с 2001 г., когда гонка "Мини-трансат" впервые пересекла экватор, финишировав в бразильском порту Байя.
Для многих знаковых фигур современного парусного спорта регата "Мини-трансат 6.50" оказалась трамплином в "большие гонки" — через нее прошли братья Пейроны, Эллен Макартур, Мишель Дежуайя, Ролан Жур-ден, Ив Парлье, Джованни Сольдини и многие другие известные яхтсмены. А для Бернарда Штамма, впоследствии неоднократного победителя самых разных гонок в классе "Open 60", построенная самостоятельно "Mini 6.50" стала первым шагом в парусном спорте вообще — до этого Бернард был мотогонщиком.
Всего же за четвертьвековую историю "Мини-трансата" в ней (и других регатах класса) участвовали в общей сложности свыше 600 яхтсменов. С момента перехода под контроль французов и окончательного оформления правил класса (1984 г.) было построено 4553 лодок "Mini 6.50", из них около 300 — за последние шесть лет. Характерно, что примерно половина всех недавно появившихся яхт относится к дивизиону "Proto", причем многие из них не только построены, но и сконструированы их капитанами. Ежегодно в различных соревнованиях класса в Европе принимают участие 200-250 человек.
В последний год интерес к "Mini 6.50" начали проявлять и за океаном — в США, где 16 декабря 2003 г. было объявлено о проведении летом 2004 г., года американской "инаугурационной" регаты класса — от Бостона до Бермудских островов, а ряд местных яхтенных КБ поспешили предложить несколько проектов "мини". Нельзя не отметить здесь, что один из американских яхтсменов выступил недавно даже с идеей проведения кругосветной одиночной гонки на яхтах "Mini 6.50". По его плану, старт должен состояться в бразильском порту Байя, далее — Панамский канал, Галапагосы, Гавайи, о.Вануату, Кокосовые о-ва, Маврикий, Кейптаун, о.Св.Елены и финиш в Байе. Вся гонка предположительно займет один год и потребует от участников немалой выносливости. Правда, на сегодняшний момент в самих США зарегистрированы всего лишь две "живые" "Mini"...
Значительную активность в этом классе проявляют и южноафриканские яхтсмены, которые создали свою ассоциацию и проводят в год шесть собственных гонок, в том числе две дальние: очень сложную трансатлантическую Кейптаун—Рио-де-Жанейро, проходящую против господствующих ветров, и Кейптаун—о.Св.Елены.
Такова вкратце история развития класса "Mini 6.50", ставшего образцом для многих других "старших" классов — прежде всего для "Open 50" и "-60". Благодаря сравнительной дешевизне "мини" и возможности свободно экспериментировать, не рискуя очень большими средствами, этот класс превратился в своеобразный испытательный полигон разнообразных конструктивных (порой совершенно уникальных!) решений, которые впоследствии находят признание и на яхтах "старших" классов. Двойные рули, отклоняемые и перемещаемые балластные кили, дополнительные шверты, кормовая часть с изменяемой геометрией, массовое применение водяного балласта — вот лишь малый перечень тех новинок, которые впервые появились и были опробованы на яхтах класса "Mini 6.50" в процессе их эволюции от неказистых кургузых лодочек до современных стремительных гоночных машин. "Turbo charged rockets", — так выразился о сегодняшних яхтах этого класса один из участников "Мини-трансат 2003".
Эпоха "бури и натиска" — первое десятилетие (1979—1989)
Две дюжины яхт, построенных или купленных для участия в самом первом соревновании, несли на себе значительный отпечаток влияния действовавших тогда правил обмера IOR. И, хотя в "Mini-OSTAR 77" (как тогда называлась гонка) упомянутые правила не применялись, а конструкторам была предоставлена значительная свобода действий, инерция мышления оказалась сильнее. Большинство участвующих в гонке лодок имели все типичные черты тогдашних небольших IOR-овских яхт — сравнительно малый грот и большой передний треугольник, седловатую палубу, неглубокий плавник с большой хордой, узкую корму с большим углом выхода батоксов. Ширина корпуса большинства не превышала 2.1-2.2 м. Заметно отличался от конкурентов лишь "Spanielek" Казимежа Яворского с более широкой, чем у конкурентов, кормой, стаксельным вооружением, кевларо-вым корпусом и двумя рулями. Можно сказать, что с появления именно этой лодки эволюция гоночных яхт открытого моря сделала первый небольшой поворот.
Однако подлинной революцией, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие океанских яхт в целом, стала появившаяся на следующей регате лодка "American Express", спроектированная американским конструктором Томом Вайли. Под управлением Нортона Смита она выиграла гонку 1979 г. — и с той поры по сей день так и остается единственной американской "мини", когда-либо выигравшей "Мини-трансат".
Революционность конструкции "Американского экспресса", его внешние отличия от своих "коллег" по классу были разительны. Яхта, хотя и имела довольно типичную для своих одноклассников того времени ширину 2.44 м на миделе, но эта ширина от миделя до кормы менялась мало. У лодки был очень глубокий и узкий гидродинамически эффективный киль с бульбом, с которым ее осадка равнялась 1.5 м. Для сравнения: "Petite Dauphine" — яхта-победитель предыдущей гонки — при той же ширине на миделе 2.48 м имела традиционную узкую корму и осадку 1.05 м, а хорда ее киля превышала его высоту. Помимо этого, "Экспресс" был на 100 кг (или на 10%) легче и нес на 15% больше парусности. Американская лодка с ее прямым штевнем, широкой кормой, абсолютно плоской палубой без выступающей рубки и заметно более высокой, чем у конкурентов, мачтой с длинным гиком и большим гротом, внешне выглядела абсолютно инородным телом среди своих IOR-овских собратьев.
Но главным (при этом незаметным внешне) отличием "Экспресса" от других участниц "Mini-OSTAR 79" было наличие водяного балласта. Эта яхта стала всего лишь вторым в мире (после построенного в 1968 г. "Pen Duick V" Э.Табарли) спортивным парусным судном, в котором использовался подобный балласт. Но Том Вайли использовал его в абсолютно немыслимой пропорции — масса принимаемой на борт воды (285 л) составляла без малого треть водоизмещения самой лодки (у "Pen Duick V" — всего 10%) и превышала массу твердого балласта!
Все эти нововведения не могли не привести к значительному улучшению ходовых качеств новой яхты по сравнению с ее одноклассницами. Так и вышло: суточные пробеги "Экспресса" в ходе гонки неоднократно превышали 180 миль, а однажды за 24 ч было пройдено даже более 200 миль — феноменальный результат, ранее считавшийся абсолютно недосягаемым для столь малых яхт и вполне соответствующий названию самой лодки. Средняя скорость яхты на дистанции превысила 5.5 уз, что на целый узел выше скорости победителя предыдущей гонки! Этот результат удалось улучшить лишь в 1983 г.
Появление радикальной яхты "American Express" и ее впечатляющая победа (она оторвалась от ближайшего конкурента почти на неделю, на шесть суток улучшив результат победителя предыдущей гонки) повернули в нужном направлении мысли конструкторов не только "мини-класса". Практически в каждой современной лодке, предназначенной для океанских одиночных гонок, независимо от ее размерений теперь можно увидеть черты победительницы "Mini-OSTAR 79": широкий корпус, плоская "швертботная" корма, парусное вооружение с развитым гротом, водяной балласт (пусть и не столь радикального объема), крохотная рубка. Глядя на современные широкопалубные "авианосцы" классов "Open 50/60", следует помнить, что сегодняшние пропорции их корпусов еще четверть века назад предопределила скромная шестиметровая яхта.
Однако сразу же после финиша в правила были внесены изменения, поставившие "American Express" вне закона в будущих гонках серии "Мини-трансат". Под запретом оказалось использование в будущем водяного балласта в объеме, большем, чем 50% массы твердого балласта (у американской яхты это соотношение доходило до 140%). Заложив основы архитектуры и ряд технических решений океанских гоночных яхт на ближайшую четверть века, "American Express" навсегда сошла со сцены.
Странным образом судьба этой яхты как бы предопределила судьбу ее создателя. Невероятно одаренный и талантливый конструктор, чье имя ставят вровень с именами Гари Мула и Джорджа Олсена, Том Вайли не пришелся ко двору ни в одном из североамериканских яхтенных КБ. Сейчас, на момент написания этих строк, автор проектов яхт, которые неоднократно выигрывали многие престижные гонки и признавались "яхтами года" в США, тех самых, огромными фотографиями которых пестрели все яхтенные журналы мира, не знает, как заплатить за квартиру... "Я оказался гораздо худшим бизнесменом, чем конструктором", — грустно признался Том в телефонной беседе с корреспондентом "КиЯ"...
В следующем, 1981 г., большую часть "стартовой линейки" "Mini-OSTAR" заняли "широкие" лодки. Но поскольку введенные организаторами ограничения не позволили конструкторам использовать для предотвращения большого крена водяной балласт в том же объеме, в каком это сделал Том Вайли, для улучшения управляемости на кренах некоторые из них были оснащены двумя рулями. Именно с этого года и ведет свой отсчет эпоха массового применения двойных рулей.
Несмотря на это, победитель 1981 г. (им стал Жак Пейнон на "Les Iles du Ponant") все же не смог улучшить результат предыдущей гонки — на прохождение дистанции он затратил на 12 ч больше, чем два года назад Н.Смит. "Les Iles du Ponant" уже имела почти предельную по правилам класса ширину (2.90 м), два руля, гладкую палубу и крохотный кокпит, в котором помещались разве что ноги рулевого. Со свойственным им высокомерием во всем, что касается океанских одиночных гонок, французы именно ее считают первой яхтой с двумя рулями, забывая о "Спаниелеке".
В 1984 г. к руководству классом и гонками пришли французы — и, как писал в одном из своих рассказов Аверченко, "все завертелось". Начался постепенный отход от декларированных Б.Саломоном принципов "недорогой трансатлантической гонки"4. Сразу же было разрешено использование высокотехнологичных материалов — кевлара и углепластика, в том числе при изготовлении мачт5. Следующей знаковой яхтой "Мини-трансата" стала французская "Coco" (в 1984 г. сконструированная покойным ныне Филиппом Харле уже под разработанные и окончательно утвержденные французами правила класса "Mini 6.50"). Эта единственная серийная лодка, которой (если исключить из рассмотрения самую первую гонку) удалось нарушить гегемонию прототипов на подиуме "Мини-трансата". В 1987 г. "Coco" под управлением Лорена Буаньона заняла второе место в абсолютном зачете, опередив множество прототипов. А в 1993 и 1995 гг. все три призовых места в дивизионе "Serie" занимали гонщики, выступавшие исключительно на "Coco". Этому проекту оказалась суждена долгая жизнь — и, хотя в 1997 г. в дивизионе серийных яхт воцарился новый бессменный лидер (им стала французская же яхта "Pogo"), до сих пор находятся энтузиасты, пытающиеся (и не без успеха) улучшить гоночные характеристики культовой лодки путем увеличения площади ее парусности.
1989 г. принес еще одно нововведение в конструкцию яхт "Мини-класса", также перешедшее позднее на более крупные суда. Им стал поворотный бушприт, позволивший нести большой асимметричный геннакер. Управление бушпритом осуществлялось при помощи талей, проходивших через выстрелы, расположенные побортно чуть впереди от ДП. Благодаря подобному решению гонщику-одиночке стало значительно легче управлять судном — нести геннакер намного удобнее капризного спинакера, кроме того, поворотный бушприт, позволяющий выносить парус на ветер, способен повысить эффективность его работы. И особенно ощутимо это повышение будет заметно в длинных гонках типа "Минитрансата", когда яхты подолгу идут одним курсом и одним галсом. Вновь повысились средние скорости яхт — победитель гонки 1989 г. прошел дистанцию со скоростью, которая на 9% больше, чем у победителя предыдущей гонки.
Теперь можно рассмотреть несколько современных и перспективных проектов яхт "Мини-класса", а также ряд характерных конструктивных особенностей этих судов, но это будет сделано в продолжении.
![](https://www.barque.ru/img/articles4/8290.jpg)
Артур Гроховский. Автор благодарит за предоставленные материалы и помощь в работе коллег из журналов "Zagle" и "Voiles", а также ФЛукаса, И.Воронина, Ж.Валенте, А.Банделя, Л.Ворневелда.
Примечания
1. Разница между яхтами этих двух дивизионов (по правилам) заключается в том, что для признания лодки серийной она должна быть построена не менее чем в десяти экземплярах на одной верфи, пройти не менее 2000 миль и соответствовать несколько более строгим требованиям и ограничениям по применяемым материалам.
2. Для перевозки этих яхт на трейлере их просто приходится укладывать с наклоном, чтобы вписаться в ограничение по допустимой ширине перевозимого груза 2.5 м.
3. По данным на конец 2003 г.
4. Тогда все участие в гонке (включая стоимость самой яхты) обошлось Б.Саломону в сумму чуть более 8000 ф.ст.
5. Однако вскоре применение углепластика в конструкции мачт было запрещено. Его вновь разрешили лишь с начала 2004 г.