Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Путешествия
  • 2005 год
  • Из дневников антарктического похода яхты «Апостол Андрей»
Краткое оглавление
14 января 2005 г. Тринадцатое число 2 февраля. Четверть глобуса! 9 февраля. К югу от 60-й параллели 17 февраля. Ледяные монстры моря Дюмон д'Юрвиля 18 февраля. Меж Южных полюсов... 21 февраля. Мушкетеры базы Дюмон д'Юрвиль 24 февраля 27 февраля. Лучшая неделя в Антарктике 28/29 февраля 3 марта. "Апостол Андрей" прерывает кругосветку 5 марта. Этот "австралийский" руль... 7 марта. "Апостол Андрей" покидает Антарктику 12 марта. Капитанская ночка 14 марта. Полгода в походе


Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Дневники капитана яхты «Апостол Андрей»
Николай Литау — капитан яхты «Апостол Андрей»
Николай Литау — капитан яхты «Апостол Андрей»
Кругосветное плавание на яхте «Апостол Андрей»
Яхта «Апостол Андрей» — вторая попытка
Экспедиция парусника «Апостол Андрей» вдоль берегов Аляски
Мореплаватели: «Апостол Андрей», Конюхов, «Мирабель», «Благовест»...
Новости ботинга: «Апостол Андрей», кругосветка, юбилей, Магеллан, необрастайка...
Новости ботинга: «Благовест», «Апостол Андрей», юбилей, завод, заправка, регата...
Учебный поход яхты «Хортица» в Таллинн в 1974 году
Переоборудование яхты класса «R5,5» в крейсер для походов
Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
Андрей Балашов — первый номер в классе «Финн»
Мини-яхта на основе яхты-компромисса «Корсар»


Из дневников антарктического похода яхты «Апостол Андрей»

Год: 2005. Номер журнала «Катера и Яхты»: 195
          0


Днем 14 сентября 2004 г. под звуки военно-морского оркестра и выстрелы фейерверка "Апостол Андрей" покинул гавань Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и начал свое третье кругосветное плавание. В нем планировалось "спуститься" по Атлантическому океану к Антарктиде и обогнуть континент внутри 60-й параллели, которая является международной границей Антарктики. При этом экипаж рассчитывал улучшить собственный рекорд проникновения парусных яхт на юг — достичь 70° ю.ш. 8 января в 19.10 по Гринвичскому времени яхта пересекла 60-ю параллель и начала плавание в "неистовых шестидесятых"...

14 января 2005 г. Тринадцатое число


Информация об изображенииКоманда яхты "Апостол Андрей"
Команда яхты "Апостол Андрей"
 
...Наконец-то, задуло. К ночи ветер усилился до 15 м, пришла пора взять рифы. Сутки заканчивались, новые я решил начать сам. Вышел наверх, взял штурвал у Андрея Балымо-ва, и... не успел тот скрыться в люке, как грот хлопнул на волне, и я увидел здоровенную дыру у задней шкаторины паруса. В первую же минуту 13-го числа!

В этот же день пересекли 20-й меридиан — долготу мыса Игольный, южной оконечности Африки, границу между Атлантическим и Индийским океанами.

27 января. Шторм в море Содружества Остался позади первый шторм Южного океана. Застал он нас в 300 милях к западу от входа в залив Прюдс. Ветер начал усиливаться в понедельник к вечеру, к ночи достиг силы в 9 баллов, а утром во вторник анемометр показывал среднюю скорость ветра в 23 м/с — 10 баллов по шкале Бофорта. Бег наперегонки с циклоном продолжался весь день, но после обеда падение давления прекратились. И вовремя — дальше на юг пути не было: мы уперлись в Антарктиду. Радар показывал, что в 7 милях по курсу обозначилась граница припая. Рассматривать с близкого расстояния, как выглядит кромка льдов при штормовом ветре и плохой видимости (все эти сутки шел снег), желания не было, и мы положили "Апостола" на обратный галс.


2 февраля. Четверть глобуса!


Последний месяц антарктического лета начался со свежей погоды. К ночи 31 января задуло, а барометр устремился вниз — в море Дейвиса спускался глубокий циклон. Мы сменили первый стаксель на третий, зарифили грот и, убрав многострадальную бизань, приготовились штормовать.

К середине ночи ветер усилился до 1617 м/с, в порывах достигая 25 м. Но на этом, к счастью, и остановился — к утру ослаб до 7 баллов и слегка отошел к югу. Мы получили возможность хорошо продвинуться по курсу.

В итоге за двое суток пересекли 10 меридианов, в том числе и 90-й. Четверть антарктической окружности позади!

9 февраля. К югу от 60-й параллели


Исполнился месяц, как "Апостол Андрей" пересек 60-ю параллель, и мы вторглись во владения снежной королевы. За этот месяц яхта оставила за кормой 3666 миль и миновала 112 меридианов.

Информация об изображенииВолнение на море довольно сильное
Волнение на море довольно сильное
 
Итоги не очень обнадеживающие — миль по генеральному курсу мы прошли больше, чем нужно, но меридианов оставили позади меньше, чем планировали. Это — следствие удручающе малого количества ветра. За месяц мы насчитали всего семь дней, когда скорость ветра превышала 10 м/с, и примерно столько же — когда ветер был слабее 5 м/с.

За этот же месяц мы пережили один 10-балльный шторм, и однажды ветер достиг силы в 8 баллов. Всего пару раз видели солнце...

Магнитное склонение достигло 90°, и стрелка компаса теперь вместо направления север-юг показывает запад-восток. Точнее, вторым концом она указывает на Южный магнитный полюс, до которого осталось меньше 700 миль.

17 февраля. Ледяные монстры моря Дюмон д'Юрвиля


Утро застало "Апостол Андрей" в море Дюмон д'Юрвиля. Через пять часов уперлись в южную стену гигантского айсберга — он простирался в обе стороны насколько хватало видимости. По радару определили его протяженность — около 18 миль!


Скрутили поворот в двух кабельтовых от отвесно обрывающейся ледяной стены и одну вахту шли на юг, после чего легли на обратный галс. Теперь "Апостол Андрей" двигался параллельно восточной стенке гиганта, в 3 милях от него. Почти 25 миль прошли этим курсом, но так и не увидели северного края айсберга.

Температура воды из-за обилия айсбергов выше -2° не поднимается, и воздух последние дни тоже держится ниже нуля. Это приводит к обледенению: леера и леерные сетки украсили красивые сосульки, палуба покрылась тонкой коркой льда — перемещаться по яхте приходится с большой осторожностью, чтобы не оказаться за бортом. Веревки тоже замерзли, обледенели и стоят колом, лебедки покрылись льдом. Чтобы удержать шкот, его нужно закладывать сразу на две лебедки последовательно — одна не держит. При поворотах паруса сбрасывают наледь, и палубу, и команду осыпает ледяной крошкой.

18 февраля. Меж Южных полюсов...


Море Дюмон д'Юрвиля уникально. Здесь на Южный полюс можно прийти на яхте. Правда, на магнитный. Что мы и сделали с утра.

Между двумя южными полюсами — больше полутора тысяч миль. Сейчас, когда "Апостол Андрей" уже удалился от магнитного на 80 миль, до географического еще 1440.

21 февраля. Мушкетеры базы Дюмон д'Юрвиль


В полдень 19 февраля "Апостол Андрей" пересек южный полярный круг, до французской станции Дюмон д'Юрвиль оставалось несколько часов хода.

Станция разместилась на скалистом о. Петрел. Нас встречали ее начальник Диди Беллё и Патрис Годон, шеф сезонной партии. Патрис выразил озабоченность по поводу нашего позднего захода и возможных проблем со льдами, после чего пообещал во всем помочь. В течение трех часов французы решили все наши проблемы, удивив организованностью и слаженностью.

Наши изрядно опустевшие танки пополнились дизтопливом. Над "Апостолом Андреем" завис вертолет, на его подвесе в контейнере стояло два десятка канистр с пресной водой. Затем каждому члену экипажа вручили по коробке, и мы, сгибаясь под их тяжестью, понесли на лодку продукты. Кроме консервов, мороженого мяса и рыбы, нам презентовали мешок картошки и ящик, наполненный яблоками, апельсинами, манго и киви. Не думал, что эти фрукты "произрастают" так далеко на юге.


Неожиданно, вопреки всем прогнозам, мы получили хороший западный ветер. Через час только ледяной панцирь Антарктиды виднелся за кормой, а еще через полчаса яхта вышла за пределы южного полярного круга. Недолгим на этот раз было наше заполярное плавание.

24 февраля


В начале суток пересекли 147-й меридиан — условную границу Индийского и Тихого океанов.

Оправдывая свое название, новый океан встретил нас почти полным штилем. День хлопали парусами, и лишь к вечеру задул попутный ветерок, который вскоре усилился до 10-12 м. 150-й меридиан яхта пересекла уже 9-узловым ходом. Десять часовых поясов позади, столько же их осталось до станции Беллинсгаузен.


27 февраля. Лучшая неделя в Антарктике


Прошла неделя после того, как "Апостол Андрей" покинул станцию Дюмон д'Юрвиль. Все время мы имели благоприятный, в основном попутный, ветер умеренной силы. В итоге — 1000 миль позади.

Сегодня утром мы прошли 170-й меридиан, на котором расположен полуостров Адэр — западная граница моря Росса.

28/29 февраля


Красный день календаря "Апостол Андрей" пересек 180-й меридиан! Половина земного шара позади.

Мы пересекли линию перемены дат в ночь с 28 февраля на 1 марта и двое суток будем жить в 28 февраля, так как при пересечении этой линии, судно, идущее с запада на восток, проживает одни сутки дважды.

Чтобы не путаться в будущих мемуарах, вспоминая: "Какого 28-го это было?"- решили лишний день на борту считать 29 февраля. "Да будет год високосным!" — изрек капитан, и свершилось! Вот только из-за отсутствия даты в календарях ни денежного, ни прочего довольствия за этот день не полагается.

3 марта. "Апостол Андрей" прерывает кругосветку


Сегодня в 3 часа ночи из-за поломки рулевого устройства яхта лишилась возможности управляться. Легли до утра в дрейф. Осмотр рулевого оборудования подтвердил наихудшие опасения — потеряно перо руля. Экипаж приступил к изготовлению временного руля, который позволил бы дойти до ближайшего порта. Для этого используется спинакер-гик в качестве баллера и дверь от кубрика вместо пера.


Принято решение следовать к Новой Зеландии, ближайшей к нам земле, до которой 1300 миль. К сожалению, мы сейчас находимся уже восточнее ее, и нам предстоит возвращаться на северо-запад, против преобладающего направления ветров. В остальном — на борту все нормально. Мы здоровы и присутствия духа не теряем.

5 марта. Этот "австралийский" руль...


Руль, который мы потеряли, был изготовлен в Австралии, во время первой кругосветки. Тогда, в 1997 г., "Апостол Андрей" лишился своего "родного" правила в Индийском океане у о. Кергелен. Во время модернизации на Кронштадтском Морском заводе в 2000 г. "австралийский" руль вынули и осмотрели. Он всех устроил и был установлен обратно. В последний ремонт летом 2003 г. его не касались.

Поломка стала для нас полной неожиданностью. Произошло все на чистой воде при силе ветра 7 баллов. Правда, на полных курсах, когда нагрузки на руль максимальные. И паруса мы несли почти все, выжимая скорость. Правда, за час до аварии убрали бизань, чтобы уменьшить нагрузку на рулевое устройство, но думали прежде всего о штуртросах и цепи, но не о баллере. Никому в голову не могло прийти, что железяка толщиной в 100 мм может обломиться в штатной ситуации.

На перо пошла дверь кубрика. Веревки и канаты опутали корму яхты. Одни крепят баллер, другие удерживают его от смещения, третьи — фиксируют перо. Две идут в кокпит к рулевому и крепятся к штурвалу. Рулевой, на манер кучера, тянет их, как поводья.

Не давая нам вырваться из Антарктики, задуло с севера. Через шесть часов лавировки мы оказались в том самом месте, откуда начали движение. Роман Смирных вспомнил школьный курс физики: "Работа при движении по замкнутому кругу равна нулю". И сам тут же опроверг этот постулат: "Почему же тогда ноют все мышцы?".

7 марта. "Апостол Андрей" покидает Антарктику


7 марта в 19 ч 40 мин "Апостол Андрей" пересек 60-ю параллель и вышел из зоны Договора об Антарктиде. Ровно два месяца мы провели в антарктических водах, пересекли 193-й меридиан, прошли 6500 морских миль, из них 360 без руля.


К сожалению, плавание вокруг Антарктиды пришлось прервать в тот момент, когда оно вступило в завершающую стадию, и хорошие попутные ветры позволяли надеяться на успех предприятия.

12 марта. Капитанская ночка


Прошедшая ночь оказалось бурной и полной событий. Подозрительные симптомы проявились еще два дня назад, когда атмосферное давление полезло в гору и достигло 1006 ГПа. Таких цифр мы не видели практически с тропиков, но если там они норма, то здесь давление забралось повыше лишь для того, чтобы затем рухнуть вниз на 43 единицы.

Закончив сеанс радиосвязи и обмен почтой с землей, я было собрался отойти ко сну, но не успел — ветер резко усилился до 18 м/с. Следующая весть была хуже — лопнул грот. Хочется сказать пару "теплых" слов в адрес тех, кто его шил: более ненадежного паруса на "Апостоле Андрее" не было со дня первого выхода в море. Прослужив совсем ничего, парус расползается от легкого ветра, и весь экипаж только и занят тем, что латает его, не переставая.

Информация об изображенииЯхта "Апостол Андрей" у причала
Яхта "Апостол Андрей" у причала
 
Я присоединился к вахте — вместо грота поставили трисель. Передав бразды правления старпому, мы с боцманом удалились на отдых. Наверху выглянули звезды, давление резво полезло вверх.

На этот раз я успел добраться до спальника. Но только вытянулся в блаженном тепле, как яхта легла на борт. В снастях завыл и засвистел ветер, корпус стал содрогаться от порывов. Пришедшего за мной старпома я встретил уже одетым, и мы поднялись на палубу убирать стаксель. Пройти на бак оказалось совсем не просто — сила ветра была такова, что, шагая ему навстречу, создавалось ощущение, будто упираешься в стену. Пока убирали парус, каждого волной пару раз протащило по баку на всю длину страховки.

Оставшись под одним триселем, "Апостол" с облегчением выровнялся. Больше мы ничем помочь ему не могли, яхта хорошо лежала на курсе, сопротивляясь ветру и волнам. Сняв рулевого, я отправил всех вниз. Прибор показал скорость ветра в 31 м/с — 12 баллов по шкале Бофорта.

К счастью, ненастье длилось недолго, и к восьми утра скорость ветра была уже 18 м/с.

После непродолжительного отдыха одни принялись восстанавливать вновь поврежденный "руль", другие — штопать злосчастный грот. Давление тем временем устремилось вверх с еще большей скоростью, чем опускалось, и к 20 часам ветер скис до 6 м/с, только тяжелая зыбь, валяющая яхту с борта на борт, напоминала о пронесшемся над нами глубоком циклоне.

14 марта. Полгода в походе


За кормой — 18 тысяч миль, из них 800 — без руля. С антарктического круга сошли, пройдя немногим больше половины. Но как сказано у пророка Екклезиаста: "Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои". Если это был наш круг — вернемся, если нет — не судьба...

Сделано полдела, болтаемся по воле ветра, как... Но к какому-нибудь берегу, да прибьет, и руль починим. А что дальше?..


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Плавание на мотолодке вокруг Северного полюса «Полярный Поход – 2000»
Поход на РИБах «Kорсар» по Ладожским шхерам
Копия английского галиона «Золотая Лань»
Большая история яхт класса «Mini 6.50»
Первые в России гонки на моторных судах
Размышления ветерана Владимира Бухарина о истории водно-моторного спорта
Поморская лодка шняка, шитая вицей
Поход вокруг Ладоги за 14 часов
Мореходный парусник ганзейский когг
Еще одна лодка царя Петра i?
Учебное парусное судно «Мир»
200-летие первого кругосветного плавания россиян
Плавание по Енисею на шлюпке
Океанское гребное плавание близнецов Сергея и Андрея Синельников
Спортивная водно-моторная династия Атамановых

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Из дневников антарктического похода яхты «Апостол Андрей»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Кому Россия обязана позором Цусимы?
История совершенствования скутеров «Формулы-1»
Завершился гребной марафон братьев Синельников на лодке «Русь»
Из Петербурга в Стокгольм на шхуне «Три звездочки»
На парусных швертботах по Амуру и Охотскому морю
История прославленных бронекатеров по проектам 1124 и 1125
Строительство бронекатеров в Новосибирске
Краткая история российского барка «Крузенштерн»
Династия судоводителей-любителей Чекмаревых
Выезд на охоту и рыбалку в Карелию с лодкой «Комбат-380»
25-летний юбилей яхты «Флора» отмечаем в Атлантике
Постройка ладьи «Русич» для похода «из варяг в персы»
История тридцатилетней парусной яхты «Варяг»
История жизни Евгения Германа на берегу бухты Славянка
Грани яхтсменского опыта Д. А. Курбатова


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 21 + 13 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории