Жарким июльским утром 1996 г. у причальной стенки старинного шведского города Карлскрона выстроились яхты из разных стран, прибывших на парусный фестиваль "Baltic Sail", среди которых была и яхта "Варяг". На его фалах под краспицами развевались не только гостевые флаги, но и разноцветные вымпела, свидетельствующие об участии экипажа в международных парусных регатах.
Его кедровый корпус, покрытый лаком, блестел под лучами утреннего солнца и отражался бликами на спокойной воде. Внешний вид вызывал восхищение у иностранцев, гуляющих вдоль пирсов — они-то уже давно перешли на пластиковые корпуса. Мне захотелось больше узнать о яхте, которой тогда исполнилось только 22 года и которая легко обходила "шестерки", отличаясь от них острым форштевнем, более высоким надводным бортом и покатой рубкой. Даже в то время мало кто знал, какую роль "Варяг" сыграл в развитии российского яхтенного судостроения.
Капитан яхты Валентин Гуторов пригласил меня на борт. Я спустился в кокпит и вошел в рубку — внутри яхта уже не выглядела так богато, как снаружи. Размещение коек и шкафчиков было таким же, как и на многих "шестерках", но каюта все же казалась просторной и удобной. Форпик не был завален парусами, штурманский стол, оборудованный всеми необходимыми приборами для решения навигационных задач, позволял вести прокладку курса независимо от условий плавания.
— У тебя просто шикарно, — сказал я Валентину.
— Старались, — уклончиво ответил он. — Нам пришлось многое переделывать. Хорошие мысли приходят со временем.
— А кто до тебя командовал яхтой?
— Первым капитаном на ней был Анатолий Степанович Коновалов, потом Игорь Дементьев, а вот теперь я.
— Расскажи мне историю "Варяга", — попросил я Гуторова.
Валентин уселся за полированный стол, угостил кофе и стал рассказывать: "Шел 1973 год. Прошло всего десять лет с момента спуска первой "Л-6". К этому времени Ленинградская экспериментальная судоверфь построила более полусотни яхт, которые разошлись по всем морям Союза и составили основу тогдашнего крейсерского флота. В процессе парусных соревнований на Кубок Балтики выявились недостатки, характерные для яхт этого класса — недостаточная обитаемость, трудность управления на попутной волне и ряд других. Появились первые "тонники" таллинской постройки, у которых отсутствовали многие недостатки "шестерок" — в частности, перо руля было отделено от киля. Новые проекты появлялись и в Польше, где серьезно занимались постройкой и совершенствованием яхт. Виктор Чайкин — главный инженер судоверфи —тоже думал об этом, работая над старыми чертежами Анатолия Киселева. В процессе модернизации ему хотелось сохранить обводы "шестерки", площадь парусности, прочность корпуса, улучшив ее мореходность и обитаемость. Все началось с постройки яхты "Амур", на которой увеличили высоту надводного борта — лодку стало меньше заливать волной, но несколько увеличился дрейф. Это, впрочем, компенсировалось при прокладке, поэтому "Амуру" тогда не было равных в гонках.
В 1973 г. по решению ЦК Комсомола одну из крейсерских яхт Ленинграда решили направить на соревнования в Польшу. Капитаны А.Коновалов и Б.Кришталь оказались "невыездными", поэтому назначили сборный экипаж во главе с В.Домогатским. Яхта вернулась из похода с большими повреждениями, что очень расстроило и Коновалова, и Кришталя. Они попросили тренерский совет назначить их экипаж на новую яхту, спуск на воду которой был намечен на весну 1974 г.
Валентин Гуторов мог многого из истории яхты не знать, потому что служил в те годы в ВМФ и только начинал серьезно заниматься парусным спортом. Позднее о рождении яхты "Варяг" мне рассказал Борис Кришталь: "Нам с Коноваловым стало ясно, что, несмотря на хорошие ходовые и мореходные качества яхт "Л-6", необходимо думать о дальнейшем развитии их конструкции, — вспоминал он. — Мы предложили сделать новую модель "шестерки", которая по конструкции была бы ближе к "Алькору". Нас поддержали В.В.Чайкин, А.Б.Карпов и инженер-судостроитель Б.В.Мирохин.
Главными конструктивными изменениями стали плавниковый киль и перо руля, отнесенное в корму и защищенное скегом. Это меняло гидродинамические характеристики корпуса, которые совместно с улучшенной аэродинамикой парусов должны были улучшить ходкость лодки. Коновалов сказал мне: "Боря! Занимайся гидродинамикой, а парусами — я сам". Для улучшения остойчивости мне хотелось иметь свинцовый киль. Свинец нашли от фальшкилей списанных яхт "Л-4" и "5,5", а выполнить отливку удалось на заводе "Севкабель", где я сам раньше работал. Форму для отливки сделал член нашего экипажа В.Кузнецов. Была изменена и форма рубки. Ее сделали пологой, отличной от традиционных "шестерок". Она впоследствии и перешла на последующие яхты типа "Алькор".
В процессе рождения яхты возник спор относительно штурвального управления. Наличие штурвала выглядело несколько необычно для яхты такого класса. Опыта проектирования и установки его не было, и предварительные расчеты оказались ошибочными при выборе передаточного числа. Яхта строилась в большой спешке, времени на испытания не оставалось: на старт первого этапа Кубка Балтики ушли практически прямо с верфи. Коновалов ругал колесо и приказал заменить на традиционный румпель. Так "Варяг" по сей день и ходит — без штурвала".
При проектировании яхты была увеличена ее ширина, что, однако, не дало положительного результата. Лодка стала похожа на яйцо, где острая часть форштевня скатывается к тупой корме. Это заметно, если посмотреть на яхту сверху, — тогда кажется, что корма сливается с носом. Одним из следствий подобной формы стала большая чувствительность яхты к изменению дифферента.
В ходе гонки на первом этапе Ленинград—Таллин ломалось практически все, что могло. Перешли на румпель, меняли шкотовые лебедки, варьировали парусами, изменяли натяжение штага и вант. Шла борьба за скорость на разных курсах и в результате кропотливой настройки "Варяг" все же смог получить преимущество, медленно настигая претендентов. Результат был ошеломляющим: яхта оказалась великолепно настроенной на ветер 2—3 балла и шла тогда, когда другие яхты стояли. В это невозможно было поверить — корпус тек, как решето, а мы двигались вперед, обгоняя "шестерки". Коновалов рвал и метал. Он сидел на руле, смотрел на паруса и матерился. Шкотовые, вцепившись в веревки, ждали очередной команды, а вторая часть экипажа выливала за борт воду ведрами.
На Кубке Балтики 1974 г. впервые был дан "океанский этап". Яхты должны были примерно 70 миль идти вне видимости берегов и найти точку, где стояло главное судейское судно. "Варяг" вышел на него первым: сказалась работа штурмана, который вел прокладку курса, и команда трюмных, которая вела борьбу за живучесть. По общему итогу гонок "Варяг" тогда получил приз самой быстроходной яхте.
После похода на Балтику на лодке требовалось устранить недостатки, выявленные в процессе плавания. Корпус продолжал течь, палубный настил вспух, обнажив ржавые стальные шурупы. Коновалов расстроился и принял предложение перейти на работу парусным мастером в яхт-клуб Кировского завода. "Варяг" оказался брошенным и стоял полузатопленным в рабочей гавани Центрального яхт-клуба. Тогда тренерский совет решил передать яхту Игорю Дементьеву, а старшим помощником назначили Валентина Гуторова. Осенью ее подняли на берег, а весной перевезли в здание недостроенного теплого эллинга, который тогда не имел ни ворот, ни окон, ни пола. Считалось, что для проведения ремонта достаточно крыши над головой.
Экипаж подобрался толковый и деятельный. Составили перечень работ и приступили к делу. Разобрали крепление килевой балки, с помощью электрорубанка убрали почти 250 кг свинца и полностью очистили корпус от старой краски. Большая часть крепежа проржавела и требовала замены на нержавеющую сталь. К лету возникла острая проблема в сухом дубовом брусе. Этот сложный вопрос решили быстро и просто — на одной из лесоторговых баз нашли необходимый дубовый брус, из которого и изготовили новую килевую балку.
К июлю 1975 г. все основные работы были завершены. Игорь Дементьев принял решение пойти на Ладожское озеро для проверки корпуса и оценки условий обитаемости. Результаты плавания показали, что двигатель работает плохо, не хватает мест для круизного плавания и требуется перепланировка каюты.
Переделки продолжались еще два года. Экипаж заменил палубу, изготовил новое перо руля и скег, приобрел и установил новый двигатель, реконструировал интерьер и выполнил многие другие работы. Этими работами занимались М.Коренев, А.Хайт, В.Иванов, Ю Дербуш и др. Благодаря им яхта "Варяг" снова стала достойным соперником именитых "шестерок" в соревнованиях на Кубок Балтики 1977, 1979 и 1980 гг.
Неожиданное приглашение принять участие в гонках крейсерских яхт на Кубок Черного моря пришло в яхт-клуб в середине 80х гг., где было воспринято в качестве юмористического послания. Метр парусных гонок Дмитрий Коровельский смеялся, Игорь Дементьев — соображал. Вокруг Европы идти долго и далеко, но пойти внутренними водными путями по Волге и Дону не представляло проблем. Дементьев "уломал" руководство ЦЯК, и тогдашний директор В.Яковлев дал "добро" на дальнее спортивное плавание. Яхту краном погрузили на контейнеровоз класса "Волго-Балт" и отправили в порт Ростов-на-Дону. Сопровождали ее три члена экипажа во главе с Кириллом Кудряшовым — помощником капитана.
В Ростов пришли с опозданием. Капитан летел в Ялту, хотя старт регаты планировался из Сочи. Кудряшов спустил яхту на воду, вооружил и направился через Дон в Азовское море на встречу с И.Дементьевым.
На старт в Сочи, конечно, опоздали, про заход в Ялту вообще умолчали, и все грехи свалили на речное пароходство. Комиссия долго не упиралась, яхту оперативно обмерили и отправили в гонку. Погода стояла шикарная: днем солнечно и жарко, штиль. Ветер начинал задувать только к вечеру, когда жара спадала. Рядом с яхтой резвились дельфины, дразня экипаж и капитана. Бороться за победу оказалось не просто — не хватало знаний местных условий, поэтому "Варяг" занял только четвертое место.
Встреча в родном городе была отмечена с большой помпой и осталась в памяти тех, кто принимал участие в этом необычном плавании.
Начало 90-х гг. ознаменовалось повальными походами на Запад. Людям хотелось увидеть иной мир, отличный от того, в котором жили. Иностранцы, как нам показалось, мало отличались от нас, но возможностей у них было куда больше. В парусных фестивалях "Baltic Tradition", а затем "Baltic Sail" яхта "Варяг" активно участвовала сначала под руководством И.Дементьева, а с 1993 г. — под командой В.Гуторова, который получил права яхтенного капитана и стал ее командиром.
Советские яхты, построенные в стиле "ретро", вызывали достаточно большой интерес у западных яхтсменов. Так, в 2000 г. "Варяг" пошел в Брест для участия в Всеевропейском слете деревянных парусных судов (яхтой в этом похоже командовал И.Дементьев, а помощниками были яхтенные капитаны М.Корнев и В.Сергеев). Интересно — в приглашении французы потребовали фотографию яхты, чтобы убедиться в том, что она деревянная. Переход яхты по Балтийскому морю до Хольтенау занял шесть суток, выходу в Северное море предшествовала короткая стоянка в Куксхавене.
Прогноз погоды не радовал. Ожидалось усиление ветра до штормового, но капитан принял решение отправиться в путь. Прихватило у Фризских островов — ветер достиг силы 8—9 баллов от северо-востока. Поставили штормовые паруса, матросы привязались страховочными поясами. Яхту сильно валило на борт, а высокие волны сбивали с курса. Иногда казалось, что скоро наступит "конец света". И.Дементьев вспоминал: "Шарахнуло так сильно, что обломился один из шпангоутов. Я думал, что яхта потечет, но конструкция выдержала. Видимо, Бог был с нами".
...В 2005 г. яхте "Варяг" исполняется 31 год. Меняется жизнь, меняется экипаж, но у руля судна, которое по-прежнему ежегодно ходит в море и принимает участие в парусных соревнованиях — старые капитаны И.Дементьев и В.Гуторов.