Характерной особенностью этого экраноплана является то, что крылья сделаны складывающимися: их можно поставить вертикально благодаря шарнирам, имеющимся на бортах корпуса. Это упрощает движение на ограниченных акваториях и решение проблемы стоянки и хранения. На корпусе, за кокпитом, расположен воздушный винт в кольцевой насадке. В потоке от винта на корме установлен киль с Т-образным хвостовым оперением. Относительно длинный и имеющий в носу значительную килеватость корпус обладает достаточной мореходностью.
Информация об изображении
Катер-экраноплан «Sterne-525» со складывающимися в вертикальное положение крыльями
Эта оригинальная модель разработана западногерманской фирмой «RFB», которая, как известно, строила экранопланы «Х-113» и «Х-114». Сообщается, что при серийной постройке «Sterne-525» крыло с механизмом складывания будет изготовляться фирмой «RFB», а поставщиками корпуса лодки с винто-моторной установкой будут французские фирмы.
Катер-экраноплан «Sterne-525» со складывающимися в вертикальное положение крыльями
За минувшие пять-семь лет появился ряд патентов на катера с аэрокрылом, выполненные по схеме тандем. Их автор — известный западногерманский конструктор Г. В. Йорг. Несколько его катеров серии «ТАВ», успешно прошедших испытания, построены по этой схеме: состоят из двух расположенных одно за другим крыльев, соединенных скегами. Переднее крыло имеет тонкий профиль большой кривизны; заднее крыло, установленное под малым углом атаки, имеет толстый профиль и плоскую нижнюю поверхность. По мнению Йорга, такая конструкция экраноплана обеспечивает автоматическую стабилизацию высоты полета и продольную устойчивость без хвостового оперения. Например, при внезапном увеличении высоты полета или угла тангажа подъемная сила переднего крыла быстро падает, а у заднего крыла изменяется лишь незначительно, что приводит к уменьшению высоты полета или угла тангажа. Это происходит потому, что на переднем крыле с тонким изогнутым профилем, установленным под большим углом, срыв потока и падение подъемной силы наступают быстрее чем на заднем крыле.
В проекте, заявленном тремя годами раньше, Г. В. Йорг предложил экраноплан, выполненный по той же схеме тандем, но имеющий необычную — треугольную (в плане) форму заднего крыла. Крылья соединены скегами, на которых имеется привод, обеспечивающий не только изменение угла атаки переднего крыла, но и перемещение заднего крыла вдоль аппарата. Преимущество предлагаемой компоновки, как считает ее автор, состоит в простоте балансировки аппарата При различной загрузке, а также в обеспечении балансировки даже При самых неблагоприятных условиях полета — без хвостового оперения. Подъемная сила каждого крыла вблизи экранирующей водной поверхности регулируется не только подвижными крыльями, но и мощной механизацией крыла — подкрылками, закрылками и интерцепторами.
Об аппаратах Г. В. Йорга подробно сообщалось в сборнике №73 в статье Н. И. Белавина «Новые экранопланы за рубежом». Поэтому здесь приведены только фотографии некоторых из этих крылатых катеров и ряд уточненных данных по ним. В частности, приводятся (см. таблицу) новые данные по окончательному Проекту 6—8-местного аппарата «TAB VII-6», его предварительной действующей модели в масштабе 1:3,5 (с двумя двигателями по 1 л. с.), а также испытанному в 1980 г. натурному экраноплану. Для сравнения приведены сведения о построенных в прежние годы двух натурных аппаратах «TAB VII-3» и «VII-5».
Г. В. Йорг постоянно совершенствует конструкцию своих аппаратов. Одной из последних его работ, известных по публикациям в зарубежной прессе, является упомянутый выше катер-экраноплан «TAB VI1-6» («JORG-III»).
Новый аппарат выполнен по традиционной для Йорга схеме, но от прежних конструкций его отличает то, что скеги сделаны объемными — водоизмещающими, в отличие от применяемых раньше плоских; обтекаемая кабина самолетного типа Плавно переходит в капот двигателя, а затем в киль с рулем поворота, в прорези между которыми работает воздушный винт. Установлен 220-сильный двигатель (автомобильный; с водяным охлаждением); расход топлива на крейсерском режиме полета составляет 10 л на 100 км пути.
Вероятно, конструкция аппарата выполнена с широким использованием стеклопластиков и других высокопрочных полимерных материалов. Корпус (собственно лодка) относительно узкий, остроскулый с плавным переходом скулы в переднюю кромку носового крыла.
Управление аппаратом продублировано: перед передним сиденьем имеется второй пульт управления. В салоне расположены четыре мягких сиденья для пассажиров.
Известно также, что в 1977 г. Г. В. Йоргом разработан проект нового экраноплана, на днищах поплавков которого шарнирно установлено по восемь поворотных створок. Створки выполнены эластичными и одновременно отклоняются при помощи ручки и приводов. Уменьшая зазор между экраном и днищами поплавков, отклоненные створки повышают аэродинамическое качество аппарата на крейсерском режиме.