Идея и принцип протекторной защиты также известны давно: защищаемый объект включается в электрическую цепь при помощи специальных электродов — протекторов, изготовленных из более «электроотрицательного» металла, имеющего более высокий потенциал, и потому разрушающихся быстрее, чем защищаемый объект. Электролитом является вода, катодом — защищаемый объект, а анодом — протектор.
Напомним потенциалы ряда металлов: магний — 2,34 В, алюминий — 1,63 В, железо — 0,43 В. Это значит, что магниевые протекторы будут надежно защищать от электрохимической коррозии стальные и алюминиевые конструкции.
Промышленность страны за прошедшее десятилетие накопила достаточный опыт по защите конструкций (и в том числе судов со стальной и алюминиевой обшивкой) магниевыми протекторами, выпускаемыми нашим Березниковским титано-магниевым комбинатом. Продолжающиеся научные исследования и опытно-конструкторские разработки позволяют все время расширять области использования магниевых протекторов. В настоящее время без них не мыслится нормальная эксплуатация магистральных трубопроводов, емкостей для хранения нефти, коммуникаций коммунального хозяйства, нефтепромысловых сооружений и т. д.
Производство протекторов на комбинате поставлено на индустриальную основу: разработай и внедрен высокочистый магниевый протекторный сплав, содержащий минимальное количество катодных примесей; разработана литейная оснастка и технология механизированной разливки сплава. Общее число выпускаемых типоразмеров протекторов достигает 20. Все протекторы выпускаются с государственным Знаком качества.
Вполне естественным шагом была постановка вопроса и о выпуске специальных магниевых протекторов для защиты огромного количества металлических моторных лодок, находящихся в личном пользовании.
Осуществленный нами осмотр состояния корпусов нескольких десятков изготовленных из легких сплавов серийных мотолодок различных типов, эксплуатирующихся в бассейне реки Камы, подтвердил необходимость применения протекторов: на большинстве лодок киль был «съеден» коррозией на 2/3; на многих вокруг заклепок был виден белый налет из продуктов электрохимической коррозии.
Информация об изображении
Крепление протектора ПЛМ-03 к корпусу дюралевой моторной лодки типа «Прогресс»
В дальнейшем на комбинате были разработаны два типа лодочных магниевых протекторов: ПЛМ-03, предназначенных для дюралевых лодок широко распространенного у нас типа «Прогресс», и ПЛМ-05 — универсальных, пригодных для установки на любые металлические лодки.
Крепление протектора ПЛМ-03 к корпусу дюралевой моторной лодки типа «Прогресс»
Опытные партии этих протекторов испытывались в реальных условиях эксплуатации мотолодок на реке Каме в течение трех сезонов (1978—1980 гг.). При осмотрах подводных частей корпусов лодок и подвесных моторов в конце каждой навигации было отмечено полное отсутствие каких-либо следов коррозии; при этом сами протекторы срабатывались на 15—20%.
Выполненная работа позволила начать промышленный выпуск протекторов обоих типов.
В 1980 г. было изготовлено 10 000 комплектов протекторов ПЛМ-03. Протекторы типа ПЛМ-03 — магниевые пластины 260X50X15 мм — ставятся по одному на подводную часть каждого борта лодки — вдоль скулы в районе шп. 4—5. Все модели «Прогрессов» имеют здесь по два гнезда для крепления колес; этими гнездами и следует воспользоваться. Никакой подгонки протекторов не потребуется; расстояние между центрами крепежных отверстий (200 мм) совпадает с расстоянием между осями гнезд. Протекторы крепятся имеющимися в комплекте винтами М10Х30, которые вворачиваются в штатные гнезда. Предварительно необходимо очистить поверхность борта в месте установки протектора от грязи, следов коррозии, масла. На чистую сухую поверхность устанавливаются имеющиеся в комплекте резиновые изолирующие прокладки; на каждый винт надевается изолирующая втулка, которая предотвращает контакт между цилиндрической частью винта и нижней частью протектора, а также обеспечивает постепенное срабатывание протектора с его поверхности. Углубление над головкой винта для исключения возможности проникновения воды необходимо залить эпоксидной смолой или битумом.
При нахождении лодки на плаву нижняя часть ее корпуса вместе с протекторами находится в воде. Между протектором и корпусом лодки в среде воды — электролита — возникает гальванический ток. Протектор (анод) разрушается и тем самым предохраняет от разрушения корпус лодки (катод).
В течение всего срока службы протекторов типа ПЛМ-03 необходимо следить за плотностью их крепления. При ослаблении винтов и появлении зазоров между прокладками и обшивкой или протектором необходимо подтянуть винты. В случае нарушения изолирующей заливки углубления над головкой виита надо сразу же восстановить заливку.
Унифицированный магниевый протектор типа ПЛМ-05 применим для всех типов металлических лодок и необходим для защиты корпуса на стоянке на плаву. Протекторы подвешиваются по одному на борт и во время стоянки должны быть погружены ннжннм краем на уровень киля лодки, поскольку именно киль является самым уязвимым в коррозионном отношении узлом. При выходе в плавание протекторы надо поднять и убрать в лодку, так как иначе их можно оборвать во время движения. При остановке нх сразу же опускают за борт.
Срок службы протекторов не менее 6 месяцев. Вес протекторов: ПЛМ-03 —0,3 кг, ПЛМ-05 — 0,5 кг. Допускаемый износ — не более 50% первоначального веса протектора. В комплект входят два протектора, все крепежные детали и прокладки, инструкция. Цеиа комплекта в полиэтиленовом мешке — 5 руб.
Установка протекторов позволяет надежно защитить корпус и двигатель от действия электрохимической коррозии, что исключает необходимость ежегодного нанесения лакокрасочного защитного покрытия на подводную часть корпуса и повышает срок службы лодки и двигателя.
Разработчиком и изготовителем лодочных протекторов ПЛМ-03 и ПЛМ-05 является наш комбинат.