Следует принять за правило, что наилучшим покрытием являются однородные краски, независимо от количества их слоев. Нанесение разнородных красок не всегда обеспечивает хорошее сцепление слоев и впоследствии приводит к отслаиванию. Итак, прежде всего надо установить, какая краска или эмаль была применена для поверхностного покрытия заводом-изготовителем. Если точно такую же краску достать не удалось, следует руководствоваться такими данными о совместимости разнородных красок.
Можно наносить:
- по масляным краскам — любые масляные краски; любые эмали (кроме нитро);
- по масляным эмалям — любые масляные краски и масляные эмали; эмали глифталевые, пентафталевые и алкидные; все импортные эмали;
- по глифталевым и пентафталевым эмалям — масляные краски и масляные эмали. Глифталевые, пентафталевые и перхлорвиниловые эмали можно наносить на глифталевые, только предварительно ошкурив поверхность стеклянной шкуркой и тщательно протерев ее сухой ветошью, а затем уайт-спиритом или ацетоном. На шероховатую (не глянцевую) поверхность эмали ложатся лучше и имеют хорошую адгезию (сцепление);
- по перхлорвиниловым эмалям — (также прошкурив поверхность) лучше всего наносить те же перхлорвиниловые эмали, но можно использовать и все остальные эмали, а также масляные краски и масляные эмали.
Перед покраской отдельных потертых мест их следует зачистить шкуркой, захватывая несколько большую площадь — на 2—3 см по периметру. Краска наносится в два слоя. При этом необходимо иметь в виду, что свежая краска после высыхания будет по оттенку отличаться от наложенной на заводе, появится «пятнистость». Как показывает практика, лучше сразу после закраски пятен перекрасить всю лодку.
Мой катер с металлической обшивкой весит около 850 кг. На нашей лодочной станции отсутствуют приспособления для спуска и подъема его из воды. Передо мной стоит задача — чем и как окрасить днище, чтобы года 3—4 не вытаскивать катер на сушу?
Можно ли загрунтовать днище железным суриком, а затем покрыть эпоксидной смолой с каким-либо красителем? Или наклеить на днище стеклоткань, а сверху покрыть суриком либо другой масляной или нитрокраской?
Если ваш катер стальной, защитить его от коррозии следует так.
1. Тщательно очистить от старой краски и ржавчины и протереть насухо белой ветошью; если на ветоши не будет следов ржавчины, это значит, что поверхность очищена хорошо.
2. Перед покрытием эпоксидной смолой следует обезжирить всю поверхность подводной части катера: первый раз — уайт-спиритом, второй и третий — ацетоном. Эпоксидная смола не пристает к жировым пятнам или даже следам жира и масла и будет легко отслаиваться от корпуса.
3. Эпоксидную смолу (с внесенным в нее отвердителем) можно наносить прямо на очищенный и обезжиренный металл как в чистом виде, так и подкрасив соответствующим цветным пигментом. Достаточно два слоя: 1-й — чистая смола, 2-й — подкрашенная.
Еще проще, если имеется возможность приобрести цветную эпоксидную эмаль, выпускаемую Нижнеднепровским лакокрасочным заводом в г. Днепропетровске. Первый слой такой эмали можно наносить прямо на металл; разумеется, и в этом случае корпус необходимо тщательно очистить и обезжирить.
Грунтовать корпус масляными красками, а затем покрывать смолой не следует. Масляная краска имеет более слабую адгезию (прилипание), чем эпоксидная смола или эмаль. Всегда для первого слоя покрытия надо применять тот материал, который обеспечит наи-пучшую адгезию. Не имеет смысла на эпоксидное покрытие дополнительно наносить какую-либо масляную краску, так как в воде она простоит не больше года.
Если катер из дуралюмина, его можно красить, как и стальной. Кроме того, для корпуса из легких сплавов можно рекомендовать следующую схему:
- грунт КФ-030 желтого цвета (бывш, АЛГ-1) или зеленого (бывш. АЛГ-5);
- для первого, второго и третьего слоя покрытия глифталевые эмали или нитроцеллюлозные (НЦ-00-5, -7, -8 и -9).
Эти рекомендованные краски бывают в продаже в лакокрасочных магазинах или автомобильных ателье.