Обращает внимание нерациональное распределение подшипниковых опор, следствием чего являются увеличенные габариты и вес передачи. Так, на верхнем горизонтальном валу применены четыре подшипника, тогда как в современных колонках, например, выпускаемых шведской фирмой «Вольво Пента», этот вал имеет два подшипника и консольную шестерню, а реверсивная муфта расположена на вертикальном валу. Возражения вызывает и кулачковая муфта для реверсирования без синхронизирующего устройства. Включение такой муфты возможно только на самых малых оборотах и сопровождается сильными ударами и стуком. В дальнейшем желательно применить конусную фрикционную муфту, как это и сделано в упомянутых колонках «Вольво Пента».
Лишний вес и усложнение конструкции дают анкерные болты, связывающие дейдвуд с корпусом нижней передачи. Разъем дейдвуда можно было бы сделать ниже (чуть выше антикавитационной плиты) с применением винтов, доступных снаружи колонки.
В опорах нижней передачи -следовало бы использовать игольчатые подшипники, кроме упорного, а ведомую шестерню 8 расположить в корму пт вертикального вала. Это позволит значительно уменьшить диаметр и длину корпуса нижней передачи, сделать ее более обтекаемой.
Для повышения моторесурса передачи желательно обеспечить циркуляцию масла между хорошо охлаждаемой нижней (подводной) полостью колонки и верхней полостью, условия охлаждения которой значительно хуже. Подобную циркуляцию можно создать, поставив крыльчатку на нижнем горизонтальном валу.
В заключение следует заметить, что зарубежные угловые колонки представляют единый комплекс с двигателем. Через колонку выводятся газовыхлоп и отработавшая вода охлаждения двигателя, как на подвесных моторах; на колонке же обычно устраивают водозаборник системы охлаждения.
Создан опытный образец поворотно-откидной колонки, пригодной для серийного производства.
Колонка «ПОК-60» спроектирована для установки с конвертированным автомобильным двигателем марки «М51-УМ», она успешно прошла испытания на стенде и в настоящее время проходит длительные эксплуатационные испытания на прогулочном катере типа «ЛС-3».
Основные технические характеристики колонки
Номинальная мощность, л. с. | 62 |
Число оборотов вала двигателя, об/мин | 2600 |
Число оборотов гребного вала, об/мин | 2780 |
Развиваемый упор, кг | 256 |
Вес, кг | 85 |
Угол поворота в горизонтальной плоскости влево и вправо | 30° |
Угол откидывания в вертикальной плоскости | 55° |
Диаметр гребного винта, м | 0,274 |
Передача мощности от двигателя осуществляется через промежуточный горизонтальный вал 1, двойной карданный шарнир 2. конические шестерни 3, 4, 5, вертикальный вал 6 и нижнюю пару конических шестерен 7, 8 на гребной вал 9. Гребной винт 10 закреплен на валу посредством штифта 11, который служит предохранителем при ударе лопасти винта о подводное препятствие. Резиновый амортизатор 12 обеспечивает упругое соединение гребного винта с валом.
Конические шестерни 4, 5 и 6 вместе с переключающей кулачковой муфтой 13 образуют механизм реверса колонки.
Корпус подвесной колонки из легкого алюминиево-магниевого сплава 45Мг2 состоит из верхней части 14, стойки 15 и гондолы 16, соединенных между собой на болтах и шпильках.
Верхняя часть корпуса колонки подвешена на двух горизонтальных соосных пальцах 17 кронштейна 18, вокруг которых происходит откидывание колонки.
Кронштейн 18 установлен в транцевой плите 19 на двух вертикальных соосных пальцах 20 и 21 и может поворачиваться на 30° вправо и влево с помощью румпеля 22, связанного со штурвалом катера. При необходимости колонку можно разворачивать на 360° вокруг оси горизонтального вала. Для этого вынимают штифт 23, и колонка откидывается таким образом, что защелка 24 не задевает кронштейн. Защелка 24, находясь в зацеплении с пальцем 25 кронштейна, предотвращает откидывание колонки при реверсе.
Проведенные испытания колонки на катере позволили оценить преимущества этого типа установки. Благодаря размещению двигателя у транца увеличилась полезная площадь кокпита, уменьшилась шумность.
Колонка быстро монтируется на судно, ее подводная часть легко доступна для ремонта или осмотра. Колонка обеспечивает высокую маневренность катера, хорошие ходовые качества, возможность подхода к берегу на мелководье.
Накопленный в процессе проектирования, постройки и испытаний опыт позволил создать другие конструкции колонок, в том числе колонку, рассчитанную на мощность 250 л. с, для катера на подводных крыльях «Невка».