Год назад, когда мы начали разговор о выборе материалов для массового выпуска лодок любители могли приобрести в магазине только одну алюминиевую лодку — «Казанку», Но уже тогда было ясно, что для новых, более мощных подвесных моторов, осваиваемых промышленностью, нужны и новые, современные, безопасные в эксплуатации суда. Мало устраивала конструкция «Казанки» и судостроителей: большой объем клепки не позволял снизить себестоимость постройки лодки, а в ряде случаев не удавалось и уложиться в сравнительно низкую отпускную стоимость. Так, на отдельных заводах, взявшихся выпускать «Казанки» небольшими сериями, убытки производства составляют до 50 руб. на каждой лодке.
За минувший год был разработан ряд новых конструкций. Правда, некоторые из них оказались далеко не оригинальными. Например, лодки «Южанки», выпуск которых был освоен на Черноморском судостроительном заводе, представляют собой все ту же «Казанку», к которой для повышения остойчивости в корме приделали були. Клепаная дюралевая лодка «МКМ» (см. описание в 12 выпуске), к серийному производству которой приступило сразу семь заводов, представляет собой точную копию фанерной «МК-29», спроектированной почти 10 лет назад.
Причину такой привязанности к старым проектам можно объяснить только отсутствием новых. В конструкторских бюро гораздо больше внимания уделялось проектированию лодок из стеклопластика — материала перспективного, но пока еще не имеющего у нас прочной производственной и материальной базы.
На некоторых предприятиях стали приспосабливать под алюминий конструкции фанерных лодок, разработанные любителями. Появились, например, сразу две «Москвички». Одна из них — «Вега» — по конструкции снова копирует «Казанку». Обшивка (борт толщиной 1 мм, днище — 1,5 мм) и набор выполнены клепаными из дуралюмина. Несмотря на небольшие размеры, корпус имеет очень сложный набор, состоящий из семи шпангоутов, транца, шести продольных ребер из угольников по днищу. Неудивительна поэтому и высокая цепа — 420 руб.! Кстати, «Вега» со снабжением весит 90 кг; скорость, показанная ею на испытаниях с мотором «Москва-М» — 30 км/час с одним человеком и 20 км/час — с четырьмя.
Корпус другой «Москвички», показанной на фотографии, спроектирован уже с учетом современных принципов конструирования алюминиевых лодок. Обшивка — штампованная из стойкого к коррозии и пластичного алюминиево-магниевого сплава, все соединения — сварные. Днище и борта выполнены из одного 2-миллиметрового листа; только вблизи форштевня в борта вварены небольшие, участки с сильной кривизной. Вместо продольных ребер на днище выштампованы зиги (гофры) полукруглого сечения. Жесткость днищу придают четыре флора коробчатого сечения, поставленных на расстоянии 620—730 мм один от другого, а борт подкреплен специальным штампованным планширем. Несмотря на вдвое большую, чем на «Веге», толщину обшивки, вес этой лодки возрос незначительно (102 кг, корпус — 57 кг). Не проиграли и ходовые качества — под «Москвой-М» с одним человеком скорость составила 33,6 км/час, с двумя — 30.7 км/час. Под «Вихрем» лодка с двумя человеками развивает скорость 41.7 км/час.
Благодаря более простои и технологичной конструкции себестоимость производства, а следовательно, и цена этой лодки должны быть существенно ниже, чем «Веги». Впрочем, тут давать какие-либо прогнозы преждевременно. Например, предварительная цена на «Обь» была 330 руб., а сейчас эта лодка продается за 520 руб.! Если подсчитать розничную цену одного условного кубического метра конструкции, то она составит для «Оби» 155 руб/м3 против 95 руб/м3 у «Прогресса» (попутно отметим, что купить «Обь» пока довольно трудно, так как выпуск ее на полную мощность еще не налажен).
В конце прошедшего сезона предъявило свою алюминиевую лодку и Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (г. Горьким). О создании «Оки» сообщалось на страницах центральной прессы еще год назад. За прошедшее с тех пор время конструкторы отработали ее обводы и конструкцию. И лодка эта, по нашему мнению, удалась.
Дуралюмнновый корпус «Оки» имеет клепаную конструкцию, однако сделана она значительно рациональнее, чем у «Казанки». Днище выполнено из одного цельного листа толщиной 1,5 мм. Вместо приклепываемых продольных ребер из угольников на нем отштампованы шесть зигов. Подобная же штамповка имеется на бортах (толщина 1 мм) и палубе. Поперечную прочность обеспечивают всего четыре шпангоута и транец. В результате для соединения деталей корпуса «Оки» использовано только 1650 заклепок — почти вдвое меньше, чем на «Казанке» (3000). Легкие пайолы изготовлены из пенопласта, обклеенного с обеих сторон листами фанеры. Забота о всемерном снижении цены чувствуется и в оборудовании лодки — все рассчитано на механизированный труд н упрощение сборки. Если к этому добавить, что «Ока» имеет изящный современный вид, снабжена полумягкими сиденьями, обладает хорошей остойчивостью как под «Вихрем» так и с двумя «Ветерками-12», станет ясно, что она будет иметь значительные преимущества перед «Казанкой». Важно, чтобы и у завода, который возьмется за серийный выпуск «Оки», сохранилось стремление сделать ее дешевой!
На испытаниях опытного образца «Оки» выявился увеличенный диаметр циркуляции (13—14 длин корпуса) при поворотах на полном ходу. Этот недостаток, естественный для речной лодки с малой килеватостью днища, конструкторы предполагают устранить, увеличив высоту продольных зигов по днищу.
Все упомянутые выше лодки можно отнести к классу прогулочных — наиболее массовых и доступных. Общей для них чертой является минимум оборудования: обычно это только пайолы, жесткие сиденья, ветровое стекло н весла. К лодкам следующего класса, оснащенным всем необходимым для дальних плаваний по рекам, относится «Прогресс», который, наконец, выпускается в. полном комплекте.с тентом, дистанционным управлением мотором и т. п. Правда, лодка оказалась тяжеловатой для кратковременных прогулок — скорость ее с серийным «Вихрем» маловата; есть жалобы на течь в заклепках после сезона эксплуатации, но в общем туристы «Прогрессом» довольны.
Судостроители предъявили к испытаниям новую туристскую мотолодку примерно такого же класса «Крым», изготовленную из сплава ЛМгБ. с применением контактной точечной и аргоно-дуговой сварки. Эта лодка несколько уже «Прогресса» н благодаря более острым образованиям корпуса лучше идет на волне. «Крым» будет снабжаться легким тентом, мягкими сиденьями, дистанииои ным управлением реверсом и газом подвесного мотора, ходовыми электрическими огнями. Все это. конечно, скажется на стоимости — ориентировочно она составит 675 руб.
Корпус из алюминиево-магниевого сплава более долговечен (особенно при эксплуатации в морской воде), чем дюралевый, а замена клепки сваркой избавит владельцев от необходимости ежегодно обжимать текущие заклепки. Кстати, отмстим, что американские фирмы, выпускающие клепаные алюминиевые лодки, сумели добиться сохранения абсолютной плотности заклепочных швов при эксплуатации лодок в течение 10 лет даже с моторами мощностью 50—75 л. с. Очевидно, и нашим заводам следует позаботиться о применении соответствующих герметиков, повышении качества клепки и устранении вибрации корпусов из-за недостаточной их жесткости.
Конструкции «Крыма», на наш взгляд, не хватает лаконичности и современности, так выгодно отличающих «Оку». Работа в этом направлении могла бы привести и к снижению стоимости лодки.
Не получил одобрения специалистов туристский вариант лодки «МКМ», названный «Сирена». Высокая стоимость лодки — 670 руб. — никак не соответствует ее качествам и устаревшей архитектуре. Примечательно. что один мягкие сиденья па «Сирене» обходятся покупателю... и 150 руб.! Вряд ли турист нуждается в такой роскоши: его вполне устроят надувные матрацы по 20 руб.
Затратить на приобретение лодки и мотора 750—1000 рублей решится не всякий. Как более дешевые лодки для начинающих туристов, для рыболовов и охотников были задуманы разборная одноместная «Малютка» н тузик «Нева». Обе лодки сварной конструкции из сплава АМг.
«Малютка» состоит из трех секций, соединяемых на болтах с резиновой прокладкой между фланцами-шпангоутами. Лодка укладывается в удобный пакет и может перевозиться в городском транспорте. Годится она лишь для тихих озер и небольших речек, так как пройти на веслах сколько-нибудь значительное расстояние на «Малютке» довольно трудно. Сейчас лодка не имеет товарного вида и заводу, безусловно, следует поработать над улучшением ее отделки.
Разрабатывая проект алюминиевого тузика «Нева», конструкторы сделали все, чтобы эта лодка была простой в производстве и недорогой, неприхотливой в эксплуатации. Легкая и простая сварная конструкция состоит из трубчатых шпангоутов, стрингеров и зигованной обшивки. Но все усилия конструкторов пропали впустую: когда проект попал на завод, цену лодки почему-то установили в 420 руб.! Не слишком ли много за 60 кг алюминия? А если прикинуть стоимость одного кубического метра лодки, как мы это делали для «Оби», то получим 260 руб/м3 т. е. даже дороже, чем пластмассовых лодок! Неудивительно, что за полгода— в самый разгар летнего сезона — ленинградцы не купили пи одной такой лодки.
Таким образом, уже выпускаются и поступают в магазины, либо находятся в стадии освоения одновременно десятка полтора различных моделей алюминиевых лодок (см. таблицу). Такое излишество, на наш взгляд, может быть оправдано только в период поиска наиболее рациональных конструкций. Отрадно, что материалы, публиковавшиеся в это время на страницах сборника, принесли определенную пользу в решении этой задачи.
Но период поисков, как нам кажется, должен уже закончиться. Сейчас требуется выбрать несколько лучших проектов и начать их действительно массовый выпуск на специализированных предприятиях и цехах. Выгоды крупносерийного производства очевидны и для потребителей, и для промышленности. Наглядным тому примером может служить все та же «Казанка», которая, несмотря на свои недостатки, остается пока самой массовой и доступной лодкой. И это благодаря тому, что ряд заводов сумел наладить производство лодок крупными сериями — по 10—15 тысяч единиц в год.