Преимущества сферических спинакеров уже признаны большинством гонщиков. При тех же обмерных размерах сферические спинакеры имеют большее раскрытие, более правильную и плавную форму, близкую к форме шара; они стоят устойчивее и тянут гораздо лучше, чем спинакеры, пошитые из Двух плоских половинок, которые на курсе острый бакштаг, а тем более галфвинд, не добавляют скорости, а в сильный ветер легко могут привести к «оверкилю».
Еще недавно затрата времени на смену спинакера считалась неоправданной и «летучие голландцы» гонялись с одним и тем же спинакером при всех условиях. В настоящее время, в связи со значительным увеличением плотности результатов, в слабый ветер стали применять два спинакера: более плоский для бакштага и пузатый на фордевинде (правила обмера это допускают), причем смену спинакера производят при подходе к верхнему знаку на последних галсах лавировки. Эффект от применения на фордевинде более пузатого спинакера будет ощутимым только в том случае, если не было потерь времени при смене парусов. В сильный и даже средний ветер, когда шкотовый откренивает, а для замены спинакера ему нужно спускаться в кокпит, незначительное увеличение скорости на фордевинде, как правило, не компенсирует такие потери.
Оснастка спинакера
Правила класса накладывают некоторые ограничения на постановку спинакера. Точка крепления спинакер-фала при всех возможных перемещениях не должна выходить из окружности, описанной радиусом 100 мм вокруг нижней кромки марки № 2 (рис. 1). Не выходя за эту границу следует поставить шкив на кронштейн. Длина спинакер-гика не должна превышать 1850 мм.
Многие рулевые для вынесения на бакштаге угла спинакера вперед увеличивают размер оковки на мачте. Это, очевидно, не совсем спортивный прием, а выигранные два-три сантиметра не дают эффекта. Выпускаемые отечественными верфями оковки с клювиками более удобны, чем оковки производства некоторых зарубежных фирм, и менять их нет смысла.
Для облегчения работы со спинакер-гиком рекомендуется установить на мачте топенант и оттяжку (рис. 2), а на середине гика — петлю для их крепления. Топенант можно изготовить из резинового шнура, например, от эспандера. Верхний его конец закрепляется у краспиц (или немного выше), а нижний — к карабину или просто крючку из нержавеющей проволоки диаметром 3—4 мм (к этому же крючку крепится и оттяжка).
Топенант натягивается с такой силой, чтобы гик при растравленной оттяжке стремился подняться вверх, а на бейдевинде натягивал оттяжку вдоль мачты. Второй конец оттяжки идет через блок у шпора мачты на стопор, закрепленный на комингсе. Выбирая или потравливая оттяжку, шкотовый добивается оптимального положения спинакер-гика. Крепить спинакер-гик к мачте и спинакеру лучше клювиками вверх. Это позволяет быстро отделять спинакер-гик от паруса, подтянув оттяжку защелки и опустив спинакер-гик.
могут быть заведены отдельно или объединены в один круговой брас (рис. 3). Брасы лучше всего сделать из плетеного капронового шнура диаметром 6 мм. Такие тросы достаточно легки в слабый ветер и не очень режут руки в сильный. Вместо обычных кил рекомендуется установить на расстоянии 0,5 м от транца маленькие вертлюжные блоки.
С перенесением кипы вперед спинакер будет устойчивее работать при крутых курсах, однако будет затягиваться подветренная его шкаторина, поток воздуха будет попадать в грот и скорость судна может снизиться. Желательно между кипами брасов и местом рулевого установить на каждом борту по стопору для крепления брасов при спущенном спинакере. При круговом брасе эти два стопора следует устанавливать на переднем комингсе кокпита.
Длины браса должно с запасом хватать до сложенного в кокпите спинакера. Если брас короче, на курсе бакштаг невозможно будет растравить шкот и обезветрить спинакер, что при резком шквале обычно приводит к «оверкилю».
Ходовой конец спинакер-фала чаще всего проводят к месту рулевого, где и крепят на колодце, бимсе или втором дне. Коренной конец фала при спуске спинакера идет под шкотами в кокпит. Недостатком этого способа является необходимость каждый раз при подъеме прикреплять, а после спуска отцеплять фал от спинакера. Для устранения этого недостатка можно применить круговой фал (рис. 4), на котором спинакер закреплен постоянно. Недостаток этой схемы заключается в увеличении подъемного усилия из-за трения в развитой системе блоков и, как считают некоторые гонщики, воздушного сопротивления фала. Кроме того, круговой фал нужно каждый раз вновь заводить при установке мачты.
Чтобы фал не болтался, натяжной блок в3 крепят на резиновом шнуре (е — на рис. 4), а чтобы не запутывался за штаг, — крепят блок в6 к штагу при помощи специального блочка в8 или «восьмерки», согнутой из проволоки.
На круговой фал можно ставить только плетеный капроновый шнур диаметром 6 мм (потребуется около 22 пог. м). Обычный трос не пригоден, так как во всех блоках он будет раскручиваться и закручивать спинакер.
При третьей схеме (рис. 5) удлиненный на 1,5 м спинакер-фал не отцепляют от спущенного спинакера, а проводят на борт и далее через крючок под бархоутом у ванты вдоль борта до крючка, установленного за кипой стакселя. От этого крючка фал, как бакштаг, идет к верхнему блоку на мачте. При этой схеме не требуется большого количества блоков, фал значительно короче и не проходит рядом со штагом и закручивающимся стакселем. Значительно уменьшается и возможность перекручивания спинакера. Недостаток этой системы заключается в том, что она может помешать шкотовому при откренивании.
Иногда применяется схема для ускоренного подъема спинакера (рис. 6). Фал состоит из двух частей: первая I идет от спинакера через неподвижный в1 и подвижный в2 блоки на мачту, где и крепится на высоте 3—5 м от палубы; вторая часть II проходит от подвижного блока в2 через неподвижный блок у шпора мачты к месту рулевого на стопор. Эта схема проводки позволяет выбирать для подъема спинакера не 5 м фала, а вдвое меньше.
Рассмотренные схемы проводки фала примерно равноценны и к любой из них нужно привыкнуть. Наиболее «модны» две последние из них.
Постановка и уборка спинакера
В зависимости от сипы и направления ветра спинакер приходится нести с работающим или с убранным стакселем. Для возможности быстрой и безопасной уборки стакселя яхта должна быть оборудована устройством для закручивания стакселя. При таком устройстве штаг и спинакер-фал должны быть натянуты и отодвинуты от передней шкаторины стакселя, иначе они могут быть закручены вместе со стакселем. Раскручивать стаксель на полном курсе легче, чем на павировке, поэтому делать это следует заблаговременно, до знака. Для повышения надежности устройства на нижнюю часть передней шкаторины стакселя следует надеть трубку (диаметром 16—18 и длиной 100 мм) с продольным разрезом по образующей. Нижнюю часть этой трубки надо соединить с машинкой. Трубка или иное подобное приспособление нужны для устранения возможности перекручивания и порчи стального ликтроса.
Если на яхте нет машинки, стаксель надо сворачивать следующим способом. Матрос на коленях выходит на бак, складывает шкотовый угол стакселя с галсовым, накладывая заднюю шкаторину на переднюю, и скручивает стаксель в вертикальную трубку от середины в нос, держа его за нижнюю шкаторину и натягивая мякоть паруса вниз. Скрученный стаксель завязывают шкотом так, чтобы узел раздался при натяжении шкота. Применение специальных шкертиков нежелательно, так как чтобы развязывать их, шкотовый вторично должен будет выйти на бак, а это приводит к некоторой потере времени и зарыванию швертбота в волну при сильном ветре.
Не рекомендуется убирать стаксель, так как на это уходит гораздо больше времени, чем на закручивание. Кроме того, нет гарантии, что шкотовый не ошибется и не собьет настройку, перебрав или не добрав фал либо галс-оттяжку стакселя при его следующем подъеме.
Ставить спинакер можно как из кокпита, так и из мешка, вытаскиваемого к мачте, или из специально вырезанных в палубе люков. Постановка спинакера из кокпита занимает больше времени, зато убирать спинакер в кокпит несколько быстрее, чем в люк или, тем более, в мешок.
Постановку спинакера можно значительно ускорить, если он будет лежать с наветренной стороны кокпита или в наветренном люке. На олимпийской дистанции с правым первым и левым вторым бакштагом спинакер перед гонкой надо обязательно укладывать справа. Если представится возможность нести его на первом бакштаге, быстрый подъем уложенного справа спинакера позволит сразу же выиграть у идущих рядом соперников 2—5 сек. Ко второму знаку яхты обычно несколько растягиваются, поэтому подъем спинакера с невыгодной подветренной стороны уже меньше скажется на положении судна по отношению к конкурентам.
Подъем спинакера на курсе фордевинд производится следующим образом. На последнем галсе в слабый ветер или сразу же после огибания знака в сильный ветер матрос освобождает фал и брасы со стопоров и, если фал проведен по первой схеме, проводит его под шкотом и крепит к спинакеру. Рулевой добирает фал до заранее поставленной марки, означающей, что спинакер добран, и крепит его на стопор. Быстрее эту операцию проводить стоя, Делая широкие движения руками. Шкотовый старается расправлять шкаторины спинакера и следит, чтобы он не зацепился за краспицы. После подъема спинакера рулевой быстро берет в руки брасы и некоторое время управляет спинакером стоя. Румпель в этот момент зажат ногами, а шкоты основных парусов закреплены на стопоре или прижаты ногой ко второму дну. Шкотовый в этот момент ставит спинакер-гик, регулирует натяжение наветренной шкаторины, закручивает стаксель и после этого берет у рулевого брасы.
Подъем спинакера на курсе бакштаг в средний и сильный ветер сложнее. Если позволяет обстановка, лучше всего несколько увапиться. Если это нежелательно, рулевому следует быть очень внимательным: ни в коем случае нельзя приводиться. Нельзя закладывать шкоты на стопор. Опасно запаздывать с подбором подветренного браса, так как спинакер может попасть между штагом и мачтой и там наполниться ветром, а вытянуть его оттуда будет сложно. Вторично спинакер поднимают без предварительной разборки и с той же стороны, где он был снят.
Убирается спинакер во всех случаях обязательно с наветренного борта. За несколько сотен, десятков или просто за несколько метров до знака (это расстояние возрастает с усилением ветра и падает с ростом мастерства экипажа) рулевой сильным рывком за шкот раскручивает стаксель, а шкотовый отцепляет спинакер-гик от мачты и топенанта. По команде рулевого шкотовый проносит спинакер-гик со спинакером под шкотами в кокпит, собирает спинакер по нижней шкаторине и, в то время как рулевой потравливает фал, убирает спинакер. После этого шкотовый обтягивает брасы, тразит шверт и, если фал заведен по первой или подобной ей схеме, отцепляет фал от спинакера, проводит фал над шкотами и обратно крепит его к спинакеру. Если спинакер сразу же после уборки не скрепить с фалом, то до следующей постановки очень легко «потерять» фаловый угол.
Настройка и управление спинакером
Настройка спинакера, а следовательно, его устойчивость и тяга, в очень большой мере зависит от натяжения наветренной шкаторины, которое в зависимости от силы ветра и курса судна регулируется потравливанием фала и вертикальным перемещением наружного конца спинакер-гика. Оптимальное натяжение шкаторины зависит от формы спинакера и может быть определено только опытным путем. При малейших заходах или изменениях силы ветра настройка спинакера корректируется; только при этом условии спинакер будет работать с наибольшей эффективностью.
Предварительно можно считать, что наветренная шкаторина натянута в вертикальной плоскости правильно, если она имеет вид плавной кривой, близкой к дуге окружности. Если кривизна ее нижней части значительно больше, чем верхней, это означает, что шкаторина слабовата и следует подобрать оттяжку спинакер-гика или фал. Если после потравливания оттяжки спинакер-гика кривизна шкаторины увеличивается плавно, а натяжение ее остается достаточно сильным, можно сделать вывод, что шкаторина была перебрана и ее следует потравить. Если после потравливания натяжение шкаторины уменьшилось, а в нижней ее части образовалось провисание, надо немного увеличить натяжение. Естественно, эти советы не могут быть одинаково хороши для всех спинакеров; каждый имеет свои тонкости настройки, определяемые только в процессе тренировок и гонок.
Следует иметь в виду, что чаще спинакер лучше работает с потравленным фалом. На курсе фордевинд на гладкой воде в слабый и средний ветер фал стравливается на 0,2—0,3 м. При волнении, чтобы спинакер меньше раскачивался, фал следует вытравить до 0,4—0,6 м. На курсе бакштаг с целью удаления подветренной шкаторины спинакера от грота фал вытравливается больше, чем при такой же силе ветра на фордевинде. Максимальная величина вытравленного фала может достигать 0,8 м.
В очень слабый ветер подветренная часть спинакера часто не раздувается и ложится на грот. В таком случае следует на фордевинде максимально добрать спинакер-фал и оттяжку спинакер-гика, а на бакштаге вместо спинакера нести стаксель.
Часто стремятся вынести спинакер как можно дальше на ветер, сильно подбирают брас, а при западании спинакера поддергивают шкот. Однако с вынесением на ветер спинакер подтягивается к основным парусам и они работают менее эффективно. В других случаях стараются максимально вытравить шкот, а при заполаскивании спинакера травят и брас. Ветру в этом случае подставляется меньшая часть спинакера, однако спинакер больше удаляется от основных парусов и они работают эффективнее.
Вообще говоря, хороши оба способа управления спинакером; нужно только знать, когда каким лучше пользоваться. Первый способ следует применять на фордевинде в слабый и средний ветер. В сильный ветер, чтобы не перевернуться во время порывов, следует, не отпуская браса, несколько убирать спинакер под грот.
Вторым способом следует пользоваться на курсах острый бакштаг и галфвинд. Брас при этом вытравливается, спинакер-гик ложится на штаг, и управляют спинакером только при помощи шкота. Это особенно удобно в сильный ветер, когда управлять двумя концами с трапеции тяжело даже опытным шкотовым.
При работе со спинакером следует помнить, что легче не дать спинакеру обезветриться и упасть, чем заставить обезветренный парус снова расправиться. Все действия команды должны быть направлены на поддержание устойчивой работы спинакера. На изменения направления и силы ветра следует немедленно реагировать не только подбиранием шкота, но и изменением курса судна.
Управление спинакером на курсе фордевинд особой сложности не представляет в средний и слабый ветер. Стаксель заматывается, спинакер-гик ставится примерно перпендикулярно ДП. На ослабление ветра отвечают легким приведением и перемещением спинакера под ветер. При западании спинакера подбирают шкот и приводятся.
В слабый ветер лучше идти несколькими бакштагами. Особенно благоприятен для этого неустойчивый ветер, при котором можно, не удаляясь далеко от генерального курса и вовремя меняя галсы, идти бакштагом; при этом вы не будете проигрывать судам, идущим в чистый фордевинд.
Несколько сложнее идти в фордевинд в сильный ветер. Спинакер увеличивает скорость при ветре любой силы, однако идти с ним мож но далеко не всегда. Обычно «голландцы» несут спинакеры на фордевинде при ветре до 5—6 баллов. Уже при этом судно каждую секунду может зарыться носом или перевернуться от раскачивания, может не выдержать мачта.
Нужно быть очень внимательным. Раскачивание легко остановить в начальной стадии небольшими перемещениями тела и плавными перекладываниями руля в сторону крена; если, однако, пропустить эту начальную стадию, справиться с судном будет тяжелее. Для предотвращения зарывания судна носом матросу следует пересесть к заднему обрезу колодца, а рулевому в конец кокпита; при прохождении особенно крутых волн следует немного приводиться. Для предотвращения поломки мачты следует максимально набить оттяжку гика и перебрать гика-шкот; тогда сам парус будет удерживать мачту сзади.
Отдельные хорошо пошитые и сравнительно плоские сферические спинакеры способны хорошо тянуть до галфвинда. На курсе острый бакштаг работают все сферические спинакеры, Однако ставить спинакер следует только при допускаемом для данного ветра курсе. При отсутствии волнения таким будет полный курс, при котором экипаж уверенно справляется с открениванием. На волне при часто меняющем направление порывистом ветре ставить спинакер можно только при еще более полном курсе. В острый бакштаг и галфвинд спинакер следует нести с работающим стакселем. Управляет стаксель-шкотом рулевой. На полном бакштаге стаксель «затенен» спинакером и его следует завернуть. При слабых ветрах стаксель следует заворачивать на более остром курсе, чем при сильных. В очень слабый ветер в дополнение к гроту следует нести или один стаксель или один спинакер.
Многие рулевые проходят полные курсы дистанции по прямой. Это не совсем правильно. Основная задача при прохождении отрезка дистанции курсом бакштаг со спинакером заключается в том, чтобы как можно дольше поддерживать глиссирование швертбота. Исходя из этого и следует выбирать путь на знак. При слабом ветре судно выходит на глиссирование с большим трудом и только на остром бакштаге и галфвинде. Чтобы в случае перехода на режим плавания иметь возможность привестись, а затем снова выйти на глиссирование, следует стараться (при отсутствии противников) уходить несколько ниже следующего знака, уваливаясь при усилениях ветра и скатываясь с длинных волн.
В сильный ветер при хорошем постоянном глиссировании возникает другая опасность. Обогнув верхний знак, поставив спинакер на бакштаге и уваливаясь во избежание крена при сильных порывах, судно так сильно уходит под ветер от генерального курса, что не может обогнуть следующий знак без уборки спинакера. В этом случае рулевой должен при первой же возможности (с ослаблениями ветра) выбираться на ветер. Если такие маневры не дают результата или увеличивают опасность опрокидывания, следует немедленно увалиться, убрать спинакер и, глиссируя, выходить на знак без него.
Особо следует сказать о работе со спинакером на волне. Шкотовый в этом случае должен подбиранием шкотов помогать быстрейшему выходу судна на глиссирование. В слабый ветер очень часто для этого не хватает скорости: волна догоняет швертбот, на какой-то миг поднимает его на гребень и уходит вперед. Шкотовый должен перед выходом судна на гребень плавно вытравить спинакер вперед, а на подветренном скате волны, быстро выбирая брас и шкот, перевести швертбот на глиссирование. В средний ветер, когда швертбот сам обгоняет волны, возникают моменты, когда судно, скатившись с одной волны, никак не может обогнать другую. В этом случае шкотовый должен еще перед началом потери скорости, быстро перебрав спинакер, помочь швертботу перескочить через волну.
Тактика прохождения полных курсов со спинакером
Рулевой должен своевременно выбирать такие курсы, при которых его паруса не будут попадать в ветровую тень соперников. Опоздание с выбором такого курса иногда приводит к большому проигрышу или даже к «остановке» судна.
Подходя к верхнему знаку, следует заранее определить, целесообразно ли будет нести спинакер на первом бакштаге? Если ветер и волнение благоприятны, ставить спинакер следует сразу же после знака (рис. 8, яхта Г). Суда, рулевые которых опасаются при постановке спинакера выпустить кого-либо на ветер, очень высоко забираются на ветер, глиссируя под гротом и стакселем, а затем спускаясь на знак, много проигрывают (яхты Л, Б, В).
Если рулевой не уверен, что можно пройти весь бакштаг со спинакером, спешить с его постановкой не стоит. Лучше обогнуть знак, осмотреться, выбрать курс, наиболее свободный от соперников, и уже тогда принимать решение.
Если впереди суда идут прямо на следующий знак без спинакеров, можно попытаться обойти их с наветра. Следует предварительно выйти значительно наветреннее, чтобы воспрепятствовать лувингам обгоняемых. Затем, обгоняя с наветра и идя выше генерального курса, следует дойти до места, с которого можно идти на знак со спинакером, увалиться на знак и поставить спинакер (если этого не сделать, вся набранная высота окажется у знака чистым проигрышем).
В случае, если впереди большая группа судов идет выше знака, а спинакер начинает хорошо работать только при более полном курсе, можно попытаться обойти их с подвет-ра. Для этого нужно увалиться, поставить спинакер, уйти из ветровой тени соперников и, дойдя до места, с которого можно глиссировать на знак под основными парусами, убрать спинакер и привестись на знак. Этот маневр не имеет смысла, если суда хорошо глиссируют на следующий знак и без спинакера. За время, потраченное на подъем и уборку спинакера, глиссирующее судно выигрывает больше, чем судно, прошедшее полбакштага под спинакером.
Короче это можно сформулировать так; уходить от генерального курса можно только тогда, когда половину бакштага судно будет глиссировать под основными парусами, а вторую пройдет со спинакером. Идти в этом случае нужно одному, так как даже небольшие помехи приводят к потере скорости. Подходить полным курсом к знаку в слабый и средний ветер следует несколько круче.
Второй бакштаг принципиально проходят так же, как и первый. Небольшая разница заключается в маневрировании в сильный ветер при подходе к поворотным знакам в острый бакштаг со спинакером.
В связи с тем, что рулевой не в состоянии один откренить швертбот, следует при уборке спинакера увалиться и приводиться, только подготовившись к лавировке.
На втором круге олимпийской дистанции, установленной точно против ветра или с более длинным правым галсом, спинакер окажется слева. После знака нужно быстро сделать поворот фордевинд и, отойдя от соперников влево, ставить спинакер (рис. 9).
Если дистанция установлена с очень большим преимуществом правого галса и спинакер, убранный после первого бакштага, оказался на правом борту, на втором круге при отсутствии вблизи соперников можно быстро поставить спинакер до поворота фордевинд. Если поворотный знак огибает целая группа судов, лучше постараться быстро сделать поворот, занять наветренное положение и, уже немного освободившись от соперников, ставить спинакер. При этом маневре не надо стремиться к тому, чтобы оказаться самым наветренным (в группе обязательно найдется упрямец, желающий стать самым наветренным любой ценой и готовый лувинговать вас, забыв о том, что когда-нибудь придется идти на финиш).
На дистанции, установленной с преимуществом левого галса, после верхнего поворотного знака следует ставить спинакер с подветренного борта и уходить на ветер вправо. Здесь, как и на бакштаге, в случае, если окажется, что впереди идущие суда идут слишком наветреннее нижнего знака, следует пытаться обойти их с подветра.
Конечно, в условиях гонки все гораздо сложнее и эти советы в конкретной обстановке могут оказаться неприемлемыми. Однако во всех случаях надо помнить, что хорошо пройти со спинакером, имея близко на ветру су да соперников, невозможно. Добившись хорошего хода на полном курсе со спинакером, следует уходить от них на ветер или под ветер.