Тележка-транец для надувной лодки «ЛГН-2»
При существующих способах навески подвесных моторов «Салют» и «Спутник» на надувную лодку «ЛГН-2» рыболовам и туристам, отправляясь в путь, приходится, как правило, взваливать на свои плечи не только лодку и снаряжение, но и мотор да еще и приспособление для его навески. Предлагаю свой вариант, при котором конструкция подвески мотора после незначительной переделки служит и тележкой для перевозки лодки и снаряжения.
Приспособление состоит из рамы 2, изготовленной из дюралюминиевой трубки с наружным диаметром 25 мм; транцевой доски 1 размерами 300X200 X 35 мм; колец креплений 3; пары колес 4; упора 6.
Для удобства хранения вся конструкция сделана разборной. Креплением служат винты М8 с потайной головкой. В местах соединений в концы трубок вклеиваются дюралюминиевые стержни длиной 60—100 мм, выточенные по внутреннему диаметру трубок.
Кольца 3 выполняются из дюралевых полос 4X40 мм и изгибаются по диаметру баллона с учетом последующей вклейки полос резины на их внутреннюю поверхность для предотвращения протирания баллона. К поперечине кольца крепятся на винтах М10. Между первой поперечиной и транцевой доской необходимо оставить зазор 40—50 мм, чтобы при перевозке тележки в этот зазор могла пролезать кисть руки.
Накачивать лодку можно лишь после того, как рама собрана и баллоны вставлены в кольца.
Чтобы переделать раму для подвески мотора в тележку, необходимо снять кольца; а к поперечине прикрепить снизу колеса 4 на стойках 5 из стальных прутков ∅10 мм и скобу 6 для упора рюкзака и мотора. Колеса 0 100—150 мм можно взять от старого детского самоката или велосипеда.
В разобранном виде тележка практически не занимает места в лодке.
Мне кажется, что такие тележки могла бы выпускать и промышленность.
Как сделать коуши
При выполнении для яхты стоячего такелажа самым трудным оказалось изготовить коуши. Вместо них я использовал медную трубку диаметром 8—10 мм (для троса диаметром 4—5 мм).
Трубка разрезается на куски длиной по 100 мм. При заделке петли в нее вставляется конец троса. Трубка сгибается, образуя коуш, затем заплетается, как обычно, огон. Такие же коуши советую применить и водномоторникам для заделки штуртроса.
Шпигат для мотолодки «Крым»
В лодке всегда скапливается вода от дождя, забрызгивания при ходе на волнении и т. п. Я изготовил шпигат с дистанционным управлением, который позволяет удалять воду из лодки на ходу. Устройство ввинчивается в то же отверстие, что и сливиая пробка, и не требует переделок в корпусе.
В штуцер 1 шпигата, который ввинчивается в отверстие пробки, впрессовывается резиновая шайба 2, служащая для уплотнения клапана, когда он закрыт. Отверстие перекрывается сферической головкой штока 5, который прижимается к шайбе посредством пружины, надетой на шток. Шток скользит в направляющей втулке 4, ввинчиваемой в резьбовое отверстие стакана 3.
Через отверстие диаметром 3,5 мм на конце штока пропускается проволока, которая проводится к месту водителя. Здесь у киля закрепляется обычная оконная защелка, к концу которой крепится конец проволоки.
Все детали шпигата необходимо изготовить из нержавеющего материала.
Как уложить спинакер
На эскизе показан способ укладки спинакера, применяемый спортсменами на яхтах класса «Солинг». Этот способ можно рекомендовать и другим судам, участвующим в гонках по треугольной олимпийской дистанции и не имеющим специальных приспособлений для укладки паруса.
Парус укладывают на ровной сухой площадке на берегу. В свернутом положении все три угла спинакера складывают вместе и шкотовые углы стягивают эластичными лентами или шнуром. Перед постановкой за все углы закладывают снасти, а, когда фал и шкоты натягиваются, эти схватки из лент просто соскальзывают и парус раскрывается.
Способ обладает только одним недостатком: спинакер можно поставить лишь один раз, после чего его нужно вновь нести на берег.
Нагрудник-циновка-сиденье
Для несложных туристских походов на любых малых лодках можно сделать пенопластовый спасательный нагрудник, который на стоянках будет служить циновкой и сиденьем. В отличие от самодельных нагрудников из надувных подушек, такой нагрудник обладает высокой надежностью, так как не прокалывается и не спускает воздух.
Пенопласт средней плотности толщиной 25—30 мм нарезается на кусочки размером 80X80. Для нагрудника, рассчитанного на человека средней комплекции (48—50-й размер одежды), необходимо сделать 54 таких кусочка. Затем рекомендую слегка оплавить их со всех сторон на горячей металлической поверхности (можно использовать, например, дно перевернутой кастрюли, стоящей на газовой плите); в результате углы закруглятся, а поверхность пенопласта станет более прочной.
Пенопласт обшивается любой тканью красного или оранжевого цвета, затем раскладывается на ткани рядами — 9 по длине и 6 по ширине; все промежутки между рядами прострачиваются на швейной машине. В итоге получается коврик размером приблизительно 85X55 см (более полным необходимо добавить еще один или два ряда пенопласта по длине коврика).
После нашивки трех пар завязок коврик готов к использованию в качестве нагрудника. Плотно укрепленный на корпусе завязками, нагрудник хорошо держится без паховой и плечевых лямок.
Благодаря очень низкой теплопроводности пенопластовая циновка в сочетании с положенной на нее какой-либо мягкой подстилкой очень удобна для отдыха.
Сложенный «гармошкой» нагрудник превращается в сиденье, например, Для отдыха на привале. Оно не «ерзает» под сидящим, как надувные подушки, жилеты и матрацы, не боится повреждений обо что-либо острое.