2. Хочу заменить угловую откидную колонку на своем катере водометным движителем (эскиз 2), но не знаю, как конструктивно сделать водозаборник.
Хотелось бы иметь универсальный движитель, пригодный для движения как на подводных крыльях, так и без них.
1. К сожалению, большая работа, которую вы проделали, не сможет привести к положительным результатам.
В крыльевой схеме, которую вы приняли для катера, использованы несущие плоскости, имеющие, с одной стороны, слишком малую площадь (каждая плоскость — 0,049 м2), а с другой — очень малое удлинение (λ=L/B= 270/180=1,5). Вследствие этого выход катера на крылья (отрыв от воды) возможен только на скорости не менее 13,5—14 м/с, для чего необходима мощность двигателя по крайней мере 65—70 л. с. Кроме того, следует иметь в виду, что из-за очень низкого значения гидродинамического качества, равного примерно 3—4, скорость вашего катера в крыльевом режиме будет меньше, чем без крыльев.
Информация об изображении
Два варианта разрезных крыльев, рекомендуемые для установки на катере Д. В. Ишутинова
Чтобы обеспечить приемлемую скорость катера на крыльях, необходима полная их переделка. Основные размеры двух более совершенных вариантов крыльевых схем, подобных использованной вами, приведены на эскизе, однако такие крылья вряд ли будет можно назвать компактными.
Два варианта разрезных крыльев, рекомендуемые для установки на катере Д. В. Ишутинова
Подробнее о проектировании крыльев можно прочитать в третьем выпуске сборника (1964 г.), а также в справочнике «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» (Л., «Судостроение», 1977).
2. Во-первых, водомет, показанный на вашем эскизе, естественно, при ходе на крыльях работать не будет. Во-вторых, подобные водометы на быстроходных судах не применяются, так как столь упрощенное решение конфигурации водопроточной части не может дать высокого КПД движителя. Если считать, что КПД водомета с тщательно доведенной конструкцией составляет для СПК около 0,5, то в данном случае он будет не более 0,35—0,4, т. е. в 1,5 раза ниже, чем можно получить на гребном винте; поэтому упор водомета и расчетная скорость движения катера будут ниже, чем с гребным винтом.
С конструкцией водозаборных аппаратов и водопроточных частей, применяемых на СПК, а также с другими вопросами проектирования водометов для них можно ознакомиться в книге Н. А. Зайцева и А. И. Маскалика «Отечественные суда на подводных крыльях»(Л., «Судостроение», 1967).