Каковы же типичные причины несчастных случаев, связанных с эксплуатацией прогулочно-туристского флота? На что нужно обратить внимание капитанам тех 3000000 лодок, которые используются населением для отдыха и в хозяйственных целях?
Эти вопросы мы задали одному из тех, на кого возложена обязанность обеспечить безаварийную эксплуатацию маломерного флота, — рядовому инспектору НТИ.
Отвечает на них инспектор-общественник КП-7 3-го участка Приозерского р-на ЛенНТИ Герман Иванович Ковали к.
Район этот — Карельский перешеек — выбран не случайно. Он является характерной зоной отдыха для большинства крупных промышленных центров страны. Именно в такие уголки, славящиеся своей красотой и обилием озер и речушек, устремляются тысячи горожан на выходные дни и в отпуск, именно здесь сосредоточено много баз отдыха, пионерских и спортивных лагерей. Вполне понятно, что внимание органов НТИ к безопасности эксплуатации малого флота в таких районах должно быть особенно пристальным.
На участке, закрепленном за нашим контрольным постом, зарегистрированных и постоянно находящихся в эксплуатации судов, на первый взгляд, не так уж много. Это 800 гребных лодок, большей частью приписанных к размещенным на берегах Вуоксы базам отдыха, и 300 моторок. А сам участок — зона отдыха: Вуокса от Лосевских порогов до Колокольцева залива включительно. Это, пожалуй, самый большой участок в бассейне Вуоксы и довольно сложный для плавания под мотором: здесь много отмелей, каменпстых гряд и особенно — отдельных подводных камней. Ни на каких картах это все не покажешь, да и нет ни у кого никаких карт. Не знающие фарватера часто налетают на скрытые водой препятствия, не только калечат мотор и лодку, но и, бывают, к сожалению, случал, калечатся сами, тонут, топят других.
Значит, главное — осторожность, повышенное внимание! А есть у нас водномоторники, которые об этом забывают. Вот два примера. Пострадали люди, отдыхающие на одной базе в одну и ту же навигацию, па одной и той же реке Волчья. Двое катались на моторке и не обратили внпмаппя на бревно. Результат: тяжелая травма рук мотором. Казалось бы, другим — наука. Так пет, четверо отдыхающих на самом полном ходу примерно там же наскочили на топляк. «Казанка» их перевернулась, только по счастливой случайности нпкто не утонул. О предыдущем случае они знали (те двое работают на том же самом заводе).
За пять лет нашей работы штатные н общественные инспектора КП-7 провели 307 рейдов, проверили во время плавапня 1940 судов, выявили 408 нарушений. Нами спасено 14 человек. Но есть и печальные цифры. И вот все мы можем сказать уверенно: большинство несчастных случаев на воде связано с тем, что за руль садятся нетрезвые люди.
Так что первая наша заповедь: пьяным на воде не место!
Вот очень памятный мне случай. И притом характерный. Трое пьяных лихо мчались, стоя во весь рост, на «Казанке» с бортовым номером JIAA-5803. Мы дали сигнал остановиться. А они ответили тем, что неожиданно повернули и на полном же ходу... врезались в борт нашего «Прогресса». Мой напарник получил травму руки, так что вытаскивать багром вылетевших в воду хулиганов пришлось мне одному.
Только пьяный, которому море по колено, может позволить себе такую, например, лихость: проходя мимо стоящей лодки, полной народу (четверо взрослых и один ребенок), повернуть поближе и прибавить газу. Ясно, что перегруженную лодку с кормы сразу же захлестнуло волной.
Гребная лодка ничуть не «безопасней» для людей, не могущих контролировать свои действия, чем моторка. Вот показательный случай. Просто от неосторожного движения лодка «Пелла» покачнулась — из нее свалился в воду лесник сосновского лесхоза М. Калинин. Жить ему оставалось не больше пары минут, когда мы, оказавшись на месте происшествия, вытащили его. Он был в сильном опьянении — в лодке валялись две пустые бутылки из-под водки.
Заметим, что если автомобильные правила относятся к присутствию в машине нетрезвого пассажира спокойно, то правила безопасности на воде это категорически запрещают. Тут аналогию проводить нельзя: пьяный в лодке опасность! Еще пример на ту же тему. За рулем «Казанки» сидит совершенно трезвый и вполне грамотный водитель А. С. А пьяный пассажир — инженер Н. упрашивает его остановиться посреди широкого плеса, чтобы он мог освежиться — выкупаться. А. С. прекрасно знал, что в таком виде да в таком месте Н. купаться никак нельзя, однако услужил ему — остановился. Н. нырнул — и не вынырнул.
Теперь о преступном пренебрежении к правилам, о самонадеянности, о выходе на воду на неисправной технике, которая может в любую минуту подвести.
Большое число несчастий происходит от легкомыслия — несоблюдения простых и, тем не менее, очень важных правил. Правил, всем хорошо известных.
Особенность нашего участка в том, что здесь расположены Лосевская турбаза и большое число различных ведомственных баз отдыха и летних лагерей. И как мы ни воюем, как строго ни предупреждаем руководителей этих баз, не можем добиться соблюдения установленных норм пассажировместимости лодок. Это особенно опасно, так как здесь чаще всего садятся на лодки люди малоопытные, а то и дети. Они не представляют, чем грозит перегрузка лодки при плавании по водоему, где обстановка меняется быстро: подул ветер, сразу пошла волна...
Вот, скажем, лодки детской спортшколы гороно. Инструктор Трофимова сама установила здесь норму — сажает по пять человек детей. И не учитывает, что, как было, в частности, в момент проверки, дети иногда весят в два раза больше ее самой, и в целом паспортная норма грузоподъемности лодки оказывается превышенной, надводный борт и остойчивость — ниже нормы. А ведь дети — есть дети!
Лодки лосевской турбазы практически всегда выходят на свои плановые маршруты с перегрузом, хотя уж кому-кому, а инструкторам известно немало трагических историй с такими вот «организованными» туристами. Что тогда говорить о туристах «неорганизованных» и рыболовах на всевозможных надувнушках! Тут уж обеспечить полный контроль за- порядком на воде силами НТИ, а нас всего 10 человек, невозможно. Нужна более активная помощь общественности.
Всего в нашей памятке десять основных заповедей — десять возможных видов нарушений, с которыми надо бороться.
Самый частый вид нарушения — это отсутствие или непригодность к использованию спасательных средств. Вот показательный документ — акт. На Балазоновском озере проверялось снабжение идущих через него 17 гребных лодок, принадлежащих базе отдыха. Ни на одной не оказалось требуемого количества спасательных средств! Как заявили отдыхающие, этих средств вообще нет на базе. А между тем на четырех лодках-однопарках находились дети. И дело происходило в довольно свежую погоду, так что инспектору пришлось даже сопровождать флотилию до подветренного берега. Кому нужен этот бессмысленный риск?
Нередко грубейшим образом нарушают правила поведения в лодке даже судоводители-любители со стажем. Вот глупый случай, едва не кончившийся трагически. В сентябре 1978 г. супруги Н. пошли на «Прогрессе» за грибами в Новодеревенский залив. Вытащили моторку на берег носом кое-как. Пока собирали грибы, в нее волнами нагнало воды. Вместо того чтобы спокойно откачать воду у берега, владелец лодки зачем-то отошел от него на 25—30 м, затем сильно накренил свой «Прогресс» и стал отчерпывать воду. Случайная волна лодку захлестнула и перевернула, при этом едва не пострадал ее капитан...
Должен еще сказать, что немало, казалось бы, опытных людей оказываются пострадавшими только потому, что, попадая в лодку незнакомого типа, должной осторожности не соблюдают. У меня на глазах пожилой рыболов, отъехав от берега на «Пелле», встал в лодке и так резко взмахнул спиннингом, что полетел в воду. Выяснилось, что он привык к тяжелым и остойчивым «фофанам» и не подозревал, что шпоновые лодки и «Пеллы» ведут себя на воде иначе. Кстати сказать, «Пеллы» опрокидываются не чаще других лодок, но люди выпадают из них довольно часто.
Теперь расскажу о том, как мы работаем с нарушителями. Рейды и акты — не самоцель. Главное в пашей деятельности — профилактика. За пять лет мы провели 250 бесед с нарушителями. Мы можем сказать, что количество нарушений из года в год снижается: в 1975 г. их зарегистрировано 115, в 1976—94, в 1977—83, в 1978—52.
Ни один выявленный случай нарушения правил не остается без внимания, с каждым нарушителем приходится беседовать, разъяснять ему правила, спрашивать, как он их понял. Сделал прокол, составил акт или просто поговорил с человеком — все это оказанная помощь. В следующий раз человек этот уже не нарушит, во всяком случае — вспомнит наше предупреждение. Такой пример. В 1977 г. мы задержали одного товарища за то, что у него в лодке не было спасательных средств. Когда мы при очередной проверке снова встретились с ним в сентябре прошлого года, у него было все в полном порядке, и он нас благодарил за предупреждение: приобретенные спасательные средства, оказывается, ему пригодились — довелось использовать их в аварийной ситуации.
Однако есть у нас и рекордсмены, которым все нипочем: и предупреждения, и изъятие прав, и вызов в ЛНТИ. Вот весь прошлый год мы возились с неким А. Н. Карловым, приехавшим на Вуоксу отдыхать из Ленинграда. За одну навигацию шесть раз составляли на него акты. А ему — хоть бы что!
За 1978 г. мы сделали 6 просечек талонов предупреждения, изъяли 7 старых техталонов и одни права (просроченные и переданные другому лицу). Очевидно, надо строже относиться к любым нарушениям, даже если они кажутся малозначительными. На воде любая мелочь может оказаться важной, а мелкое нарушение — вызвать трагические последствия. Надо шире практиковать передачу материалов в административную комиссию, имеющую широкие права для более строгого наказания нарушителей. Нужно регулярно привлекать органы милиции к рейдам НТИ, проводить эти рейды не от случая к случаю, а строго по плану. И, наконец, совершенно необходимо повысить ответственность руководителей предприятий за содержание и использование маломерного флота на базах отдыха, принадлежащих их коллективам. Чтобы не было утопающих, нужно ОСВОДу, спасательным станциям организовать круглосуточное дежурство на воде в местах большого скопления отдыхающих.
Пришла пора усилить наши КП инспекторами и техникой, совершенствовать опыт работы с общественностью. Тогда мы сможем не только как следует провести техосмотр малого флота и полностью контролировать положение на воде в месяцы «пика аварийности», но и лучше вести борьбу с браконьерством, оказывать действенную помощь рыбнадзору, обеспечивать охрану природы, пресекая действия тех, кто жжет и портит леса по берегам наших озер и рек.
Памятка
общественному инспектору ЛенНТИ по контролю за движением маломерного флота
При патрулировании на водоемах особое внимание необходимо обращать на судоводителей, допускающих грубые нарушения Правил плавания и пользования маломерными судами, которые могут привести к аварийным случаям с тяжелыми последствиями.
Такими нарушениями следует считать:
- 1) управление судном в нетрезвом состоянии, а также перевозка пассажиров, находящихся в нетрезвом виде;
- 2) пересечение курса транспортным и другим судам;
- 3) превышение норм пассажировместимости и грузоподъемности;
- 4) пренебрежение гидрометеорологическими условиями плавания и удаление от берега на большее расстояние, чем указано в техталоне;
- 5) эксплуатация технически неисправного судна;
- 6) управление маломерными судами лицами, не имеющими удостоверений на право управления этими судами;
- 7) движение лодок и катеров в темное время суток без установленных сигнальных огней;
- 8) перевозный промысел, не санкционированный местными Советами народных депутатов;
- 9) движение на больших скоростях у мест, отведенных для купания;
- 10) эксплуатация судов в ледовых условиях.