Шлюзование — одна из самых сложных, а порой и опасных операций, выполняемых малыми туристскими судами при плавании по внутренним водным путям. К сожалению, единых для всех шлюзовых систем правил шлюзования, разработанных специально для малых судов и учитывающих их специфику, не существует. Судоводители-любители вынуждены руководствоваться теми же документами, регламентирующими безопасность плавания, что и судоводители больших транспортных судов. Шлюзование маломерных судов зачастую производится, как предписывают правила плавания, «по усмотрению начальника вахты шлюза».
Статья В. П. Пальянова «Лодка в шлюзе», помещенная в сборник №58, вызвала большой интерес у судоводителей-любителей. Она содержит ряд полезных советов, которыми стоит воспользоваться, однако в то же время некоторые ее рекомендации, на наш взгляд, ошибочны и могут ввести в заблуждение начинающих, малоопытных капитанов прогулочного флота.
Так, автор статьи (как и авторы ряда учебных пособий) советует швартовать лодки и катера в камере шлюза к борту крупнотоннажного транспортного судна, хотя одновременно и предостерегает, говоря о том, что это судно может быть сорвано со швартовов и тогда возможен его навал на противоположную стенку шлюза. (Можно представить, что будет с катером, если по тем или иным причинам он не успеет вовремя отойти от борта судна водоизмещением в несколько тысяч тонн и окажется прижатым к бетонной стене!)
Наш опыт говорит о том, что малое судно нельзя швартовать ни к борту крупного транспортного судна, ни к противоположной стенке шлюза на его траверзе. Следует швартоваться только за кормой большого судна и на достаточно безопасном от него расстоянии. В этом случае лодки и катера, естественно, не должны выходить первыми из шлюза (ни в коем случае нельзя выходить раньше судов на подводных крыльях): в случае отказа мотора, а такие случаи, к сожалению, бывают нередко, катер неизбежно окажется стоящим без хода под форштевнем большого судна — в мертвой зоне видимости с его мостика. Суда должны выходить из камеры шлюза в той же очередности, в какой заходили в него.
В статье есть также и другие рекомендации, с которыми трудно согласиться (в отношении количества членов экипажа на борту катера при шлюзовании, нецелесообразности шлюзования за 2—3 часа до наступления темноты и др.).
Управлением Канала имени Москвы на основании накопленного опыта разработаны и введены специальные правила пропуска малых судов через шлюзы. В этих правилах учтены пожелания капитанов московских яхт-клубов и клубов водно-моторного спорта и туризма; они одобрены и согласованы с судоходной инспекцией Московского бассейна. Правила эти изданы в дополнение к «Правилам пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы единой глубоководной системы Европейской части РСФСР» и учитывают специфику шлюзования в Московском бассейне. Считаем, что публикация основных положений этого документа будет полезна для многих судоводителей-любителей.
К шлюзованию допускаются только технически исправные суда, имеющие судовой билет или удостоверение яхты. Регистрационный номер должен быть нанесен на корпусе судна. Кроме того, должен иметься переносный номерной знак (табличка), выставляемый при шлюзовании таким образом, чтобы его было видно с башни пульта управления шлюзом.
Пропуск малых судов через шлюзы осуществляется только в светлое время суток, попутно с транспортными судами и при наличии достаточного по условиям безопасности места в камере.
Регулирование пропуска осуществляется входными и выходными светофорами, имеющими зеленый разрешающий и красный запрещающий огни. Кроме того, по громкоговорящей сети наружного оповещения начальником вахты шлюза даются те или иные указания, выполнение которых обязательно для всех судоводителей.
Швартовка и стоянка малых судов у причальных устройств, предназначенных специально для стоянки транспортных судов, запрещена. Если шлюз занят, нельзя подходить близко к голове шлюза: при наполнении шлюза катер может быть подхвачен мощным потоком, с которым не всегда справляются даже большие суда.
Катера и лодки могут заходить в камеру шлюза только после захода в нее крупных судов и встают на расстоянии 40 м от кормы последнего крупного судна (40 м — расстояние между швартовными рымами шлюза). Запрещается вставать впереди транспортных судов, запрещается швартоваться к их борту или вставать по их траверзу у противоположной стенки.
Когда собирается несколько малых судов, первыми заходят в шлюз более крупные катера, которые швартуются к стенке. Лодки и небольшие катера швартуются к крупным счалами не более чем в три пыжа (не больше трех).
Вход в камеру шлюза и выход из нее должны осуществляться на минимальной скорости, обеспечивающей управляемость судна. Обгон в камере шлюза и подходных каналах запрещен. Выход малых судов из шлюза разрешается только после выхода крупных транспортных судов.
Лодки и катера можно швартовать за швартовные устройства как двумя, так и одним концом. Не следует закладывать швартовные концы «намертво»; необходимо держать их на руках, закладывая серьгой. При швартовке вблизи стоповых огней необходимо следить, чтобы корпус надстройки или вооружение судна не перекрывали луч фотоэлемента.
Во время шлюзования на катере должны быть готовы к действию весла и буксирные концы. В случае отказа двигателя ближайшее малое судно обязано взять лишенный хода катер на буксир и вывести его из камеры за пределы причальных линий подходного канала.
При неблагоприятных метеорологических условиях (туман, снегопад, ледоход и т. д.) шлюзование малых судов не производится.
За сохранность материальных ценностей, находящихся на борту малого судна, администрация шлюза ответственность не несет.
Управление Канала имени Москвы будет признательно тем читателям, которые дадут свои предложения по улучшению условий пропуска маломерных судов через шлюзы.