Шарнирная тяга для двух моторов
Уже несколько лет я использую на своей мотолодке два «Вихря». Моторы соединены шарнирной тягой собственной конструкции, которая позволяет без переделок заводского ДУ пользоваться одним или обоими моторами.
Конструкция тяги понятна из прилагаемого эскиза и состоит из двух проушин, двух скоб, четырех пальцев и отрезка газовой трубы 1/2". Размеры тяги подобраны таким образом, что расстояние между осями гребных винтов «Вихрей» составляет 420 мм.
Конструкция тяги позволяет свободно откидываться любому из моторов или обоим моторам вместе, не нарушая тросовой проводки ДУ.
«Дистанционный» запуск двигателя на катере
На катерах из-за ограниченности места трудно расположить заводную рукоятку двигателя в моторном отсеке. Советую устроить, простейшую цепную передачу и вынести рукоятку 3 (см. рис.) в более удобное и доступное место, например, в рубку или кокпит. Звездочка 2 должна свободно вращаться в подшипниках и иметь на рукоятке шлиц для штифта. Нижняя звездочка 5 снабжается простым устройством 4 для кратковременного сцепления с храповиком двигателя 1. На конце квадратного или шлицевого валика должен быть закреплен такой же штифт 8, как и на заводной рукоятке. Цепь 6 можно использовать от велосипеда.
При запуске двигателя валик 4 ногой вводится в зацепление с храповиком. Как только двигатель «заведется», под действием пружины 7 устройство выводится из зацепления. Чтобы уменьшить усилия при запуске, можно установить понижающую передачу с большей звездочкой 5.
Прочитав в сборнике несколько заметок о конструкциях аварийных выключателей для остановки подвесного мотора при прекращении подачи охлаждающей воды, казанец Г. И. Федоров не нашел ни одной, которую смог бы выполнить самостоятельно. Требовались или техническая обработка деталей на станках или необходимость собрать, хоть и простую, но электронную схему. Воспользовавшись тем, что на «Нептуне-23» контрольное отверстие системы охлаждения просверлено снизу головки блока цилиндров и вода течет отвесно вниз, Г. И. Федоров сделал простейшую «весовую» систему контроля наличия воды. Суть ее в следующем: к задней части поддона, против отверстия для воды подвешивается воронка, сделанная из жести или тонкой латуни на качающемся рычаге. Под рычаг монтируется микропереключатель, соединенный с генераторными катушками или батарейкой и двумя лампочками— красной и зеленой (см. схему). При заполнении воронки водой она своим весом переключает контакты и на приборной доске загорается зеленый сигнал. Если воды иет (воронка в дне имеет небольшое отверстие для слива), пружина переключателя поднимает воронку и загорается красный сигнал.
При использовании микропереключателя МН-3 воронку с рычагом можно припаять непосредственно к толкателю.
Такую систему на моторах «Вихрь» и «Москва-30» без сверления дополнительного контрольного отверстия сделать нельзя,так как контроль охлаждения на них сделан в дейдвуде и даже при нормальном охлаждении из него вылетают только брызги.
Для популярного у водномоторников подвесного мотора «Нептун-23» промышленность не выпускает специального ДУ. Заводом рекомендуются ДУ, предназначенные для «Вихрей» и «Москвы», но при использовании самого удобного ДУ от «Москвы» его необходимо переделывать. Основным неудобством является необходимость удалять штатный шток реверса мотора и вместо него устанавливать оболочку ДУ. При этом штатный фиксатор мотора не работает и невозможно переключать реверс, находясь у мотора (например, при запуске).
В. В. Казанцев из Куйбышева устранил все эти недостатки. Вместо штатного рычага реверса 16.04.000.07 нужно изготовить П-образный рычаг (см. рис.) и установить его вместо штатного. Левое плечо рычага сцепляется со штоком переключения мотора, а правое — с тягой реверса. Эта простая доработка позволила сохранить систему переключения мотора с фиксацией и облегчает подсоединение и отсоединение ДУ при навеске и снятии мотора с транца. Для крепления оболочки ДУ на передней части поддона в удобном месте сверлится и нарезается отверстие М6.
В. В. Казанцев дополнительно сделал фиксацию «вперед — нейтраль — назад» и на пульте управления. Для этого во втулку, на которую ставится ползунок, вкладывается пружинка с шариком ∅4—4,5 мм. В планке (по ходу движения втулки) сверлятся три отверстия диаметром, на 0,5 мм меньшим, чем диаметр шарика, и на расстояниях, равных расстояниям между канавками для фиксации на штоке мотора.
Моторы «Вихрь» комплектуются модернизированным редуктором, в котором медно-графитовая втулка заменена подшипником качения. Однако в эксплуатации находится огромное количество моторов с редуктором прежней конструкции, поэтому проблема замены изношенной втулки интересует многих читателей. Саратовец М. Г. Комаров после безуспешных поисков новой втулки изготовил ее по чертежам, помещенным в сборнике №33 (1971 г.) из фосфористой бронзы БрОФ10-1.
Для периодической подачи консистентной смазки в полость между сальником и втулкой просверлил отверстие, заглушаемое резьбовой пробкой М6. После небольшой обкатки (10—15 ч) втулка служит уже два сезона без заметного износа и без заклинивания, попадание воды в редуктор через верхний сальник отсутствует.
Большинство водномоторников, использующих дистанционное управление лодкой, снимают с мотора румпель. Но иногда, например при выходе из строя ДУ или по каким-либо другим причинам, румпель необходимо установить вновь. Эта операция на большинстве моторов очень трудоемка, так как заворачивать гайки или ставить пружинные стопорные шайбы приходится в очень тесном пространстве. А. П. Вачугов из г. Ела-буги, изменив конструкцию фиксации полуосей крепления румпеля, предельно упростил процесс установки и снятия румпеля. Для этого в ушках поддона вертикально по оси отверстия для полуосей сверлится отверстие ∅1—1,5 мм, причем верхняя стенка просверливается насквозь, а нижняя — на глубину 4—5 мм. Ось отверстия должна проходить так, чтобы вставленный в нее шплинт 01 мм из пружинной проволоки проходил вплотную к шляпке полуосей и фиксировал ее от выпадения.
Можно просверлить оба отверстия в ушке насквозь и концы вставляемого шплинта сверху и снизу отгибать.