Как переделать магнето левого вращения на правое?
Чтобы переделать магнето левого вращения на правое, нужно изменить профиль кулачка зажигания и установить правильные абрис и угол опережения зажигания.
Мой мотор «Ветерок-12» уже проработал два года. Пора ли заменять игольчатые ролики в коренных опорах коленчатого вала и в шатуне? И если нужно, то каковы размеры роликов и как их заказывать?
Игольчатый ролик, устанавливаемый в шатунные и коренные-подшипники моторов «Ветерок», имеет диаметр 2,5-0,01 мм. Чертежный номер ролика, изготавливаемого по специальным техническим требованиям, — 04.
По диаметру эти ролики разбиваются на две группы с разницей 5 микрон. В каждый подшипник можно ставить ролики только одной группы. Ролики ремонтных групп заводом не выпускаются.
Износ игольчатых подшипников при правильной эксплуатации мотора и, в первую очередь, при применении чистых топливо-смазочных материалов, крайне незначителен. Подшипник работает от 500 до 1000 часов и замена его через два года, как правило, не требуется.
Состояние игольчатого подшипника в шатуне можно проверить следующим образом. При снятом впускном патрубке вставьте иглу в смазочное отверстие в крышке шатуна и раздвиньте ролики. Суммарный зазор между роликами не должен превышать половины диаметра ролика.
Нередко можно видеть, как при запуске мотора многие владельцы пользуются шнурком, наматываемым на маховик, а специальный ручной стартер валяется в лодке — неисправен. Причем неисправность чаще всего самая пустяковая: перетерся пусковой шнур. Стартер на всех подвесных моторах, кроме «Нептуна» и «Москвы-25», не имеет ролика на выходе шнура и неудивительно, что именно в этом месте шнур перетирается.
Читатель С. Б. Xолинов из Куйбышева с помощью несложного приспособления избавил стартер своего «Вихря» от этого недостатка. На выходной горловине стартера он закрепил стальную накладку с осью ∅8 мм и посаженным на нее роликом ∅25—30 мм из капрона (может быть использован фторопласт или текстолит). Еще проще применить готовый ролик от стартера мотора «Нептун». Как его установить — показано на приводимых эскизах.
Следует обратить внимание ряда заводов, выпускающих моторы, и владельцев моторов, (таких как «Вихрь» и «Москва») на то, что установка направляющего ролика значительно повышает надежность стартера.
В плавании довольно часто встречаются такие ситуации, когда мотор необходимо заглушить мгновенно. А кнопка «стоп», если она вообще имеется, на большинстве моторов расположена на поддоне и быстро найти ее бывает трудно.
На «Вихре» любителя Н. П. Лескова (г. Барнаул) кнопка «стоп» всегда под рукой — она вмонтирована в полость пластмассовой ручки румпеля. Чтобы поставить ее сюда, валик 5 надо укоротить, на него поставить пружину 4 и навинтить гайку 3 крепления ручки. В гайке и перемычке ручки придется пропилить по два паза для прохода проводов. Кнопка в ручке закрепляется резиновой трубкой 2 с плотной посадкой.
Учитывая, что большинство отечественных подвесных моторов имеет румпели одинаковой конструкции, можно рекомендовать установить на них кнопки «стоп» подобным же образом.
В. И. Табаньков из Коломны дает совет по монтажу дополнительной кнопки «стоп» на приборном щитке лодки с «Вихрем», оборудованной дистанционным управлением. Как видно из схемы, дополнительная кнопка подсоединяется параллельно основной. Монтаж выполнен проводом марки ПГВ-1,5, заключенным в виниловую трубку 0 8 мм. Подсоединение к мотору сделано через разъем типа ШР16ПК-2. НШ-5, установленный на боковой стенке поддона. Теперь мотор можно заглушить с пульта управления.
Много хлопот обычно доставляет попытка снять прочно севший на конус коленчатого вала маховик. Удерживать маховик руками от проворачивания при использовании съемника очень неудобно. Для упрощения этой задачи Б. А. Маленчик из Киева рекомендует использовать на «Вихре» простое приспособление, сделанное из дюралюминиевого угольника 45X45X4.5. Два винта М5X15, установленных на угольнике, служат фиксаторами положения маховика. Приспособление крепится двумя болтами М8 вместо снятого ручного стартера таким образом, чтобы головки винтов-фиксаторов вошли в углубления под винты крепления магнитов маховика. Маховик теперь будет надежно застопорен, можно без посторонней помощи снять его с конуса или затянуть гайку крепления.
На «Вихре», где диск-храповик является также и стопором гайки крепления маховика, полезно просверлить 3 дополнительных отверстия ∅6,5 мм, расположенных на той же окружности, что и существующие, но со смещением на 45°. Это вдвое увеличивает количество возможных положений диска при стопорении гайки.
Другую конструкцию фиксатора положения маховика рекомендует читатель А. В. Шабалин из Ленинграда. Он предлагает вворачивать в свечное отверстие специальный болт; поршень, упираясь в хвостовик этого болта, будет удерживать маховик от проворачивания. Длина хвостовика болта L подбирается для каждой марки мотора отдельно (например, для «Ветерков» L=17 мм). Нужно, однако, подчеркнуть, что применять подобный фиксатор на моторах повышенной мощности (20 л. с. и более) не следует, так как на ннх усилия при снятии маховика и затяжке гайки велики.
Пользоваться этим приспособлением нужно осторожно, избегая резких ударов по ключу во избежание повреждения головки Поршня хвостовиком.
После интенсивной 3—4-летней эксплуатации подвесного мотора «Вихрь» при контрольной разборке обычно можно видеть, что золотники и поверхности трения проставки картера сильно изношены, имеют глубокие концентрические борозды. Если износ доходит до 1—1,5 мм, нарушается нормальная работа мотора: падает мощность, ухудшается запуск. Можно ли отремонтировать картер или нужно непременно покупать новый? Дело в том, что заменять только проставку, оставив верхний и нижний картеры, нельзя, так как для соблюдения соосности посадочных гнезд коренных подшипников весь картер обрабатывается в сборе.
Вариант способа ремонта предложил Б. А. Маленчик (см. сборник №35 за 1972 г.). Владелец «Вихря» Р. П. Кепман (г. Канев) отремонтировал проставку более простым способом и также доволен полученными результатами. Суть его предложения такова. Изношенные поверхности проставки протачиваются на токарном станке до выравнивания, но не более чем на 1,5—2 мм. На золотниках также зачищаются неровности. Общая толщина снятого материала с каждой стороны проставки и золотника должна быть равна 2—2,5 мм. Из листовой стали толщиной 2 мм вырезаются два диска. Диски вкладываются внутрь проставки, каждый со своей стороны, и на них прочерчиваются контуры всасывающего отверстия. Затем отверстия вырезаются, но в них оставляются два усика размером 5X5, которые надо отогнуть; они и предотвращают проворачивание дисков при работе мотора. Диски на проставку ставятся с прокладкой толщиной 0,2—0,3 мм на герметике (шеллак, клей БФ-2 и т. п.). При последующих ремонтах картера достаточно отогнуть усики, снять изношенные диски и вложить новые.
Надежность работы подвесного мотора во многом зависит от надежности системы зажигания. Но иногда бывает очень трудно определить неисправность этой системы: проверка пробником показывает, что все детали исправны, а магнето работает с перебоями.
Читатель А. Д. Косяков (из Красноярска) для полной проверки магнето рекомендует завести мотор ночью или, во всяком случае, в темноте. Тогда через отверстия в маховике для регулировки зазора прерывателей по искрению можно будет легко обнаружить все места нарушенной изоляции, слабо закрепленные контакты, внутренние обрывы проводов. Большое искрение в прерывателе одного из цилиндров происходит при неисправности конденсатора.
Необходимо все места искрения (естественно, кроме прерывателей) изолировать. отодвинуть от близкорасположенной массы, где нужно восстановить пайку.
Контроль за работой системы охлаждения мотора с места водителя очень важен: можно вовремя остановить мотор и устранить неполадку, не допуская возникновения серьезных неисправностей. В одном из выпусков сборника рекомендовалось на «Нептуне» просверлить в рубашке головки отверстие, поставить штуцер и резиновую трубку.
Горьковчанин Иванников сделал проще: в отверстие для слнва воды в заднем поддоне поставил кусочек резиновой трубки ∅15 мм длиной 200 мм и вывел ее снизу поддона влево. Струя воды видна с места водителя даже в зеркало заднего вида.