Тахометр спроектирован для определения числа оборотов коленчатого вала подвесных лодочных моторов, оборудованных магдино типа МН-1 с генераторными катушками системы электроосвещения. Схема позволяет делать замеры в диапазоне 1000—5000 об/мин с погрешностью не более 3%.
Тахометр состоит из корпуса и лицевой панели. К панели крепятся измерительный прибор М24 (микроамперметр со шкалой, градуированной в об/мин), монтажная плата с деталями схемы и входные клеммы для подключения тахометра.
Переменный ток, снимаемый с обмоток генераторных катушек, через соединительные провода и резистор R1 поступает на двусторонний ограничитель напряжения Д1-Д4 в обе ветви которого последовательно включены по два кремниевых стабилитрона Д808. Напряжение в пределах 1,2 в, ограниченное по амплитуде, подается на частотозависимый директор, состоящий из конденсатора С1 и диодов Д5 и Д6, а затем на зажимы измерительного прибора.
Для сглаживания пульсации выпрямленного напряжения параллельно прибору включена емкость С2. Резистор R2 служит для регулирования чувствительности прибора.
После того как схема смонтирована на плате, ставится шкала.
Схема тарируется с помощью звукового генератора низкой частоты типа ГЗ-ЗЗ или ГЗ-34, переменное напряжение от которого подается на вход электронного тахометра. Совпадение делений на шкале тахометра (об/мин) с подаваемым напряжением и частотой проверяется по отклонению стрелки измерительного прибора.
Величины подаваемого напряжения указаны в приводимой таблице. При несовпадении показаний шкалы и данных таблицы в двух и более точках следует немного изменить емкость С1. Например, на вход подается напряжение, равное 4 в при частоте 42,4 гц, а стрелка прибора останавливается на делении 1500 об/мин вместо указанной в таблице величины 1000. Это значит, что величину емкости С1 надо уменьшить. Если же деления окажутся сдвинутыми относительно таблицы по всему диапазону, исправить положение можно изменением величины сопротивления резистора R2.
Шкалу можно тарировать и по механическому или электрическому тахометру непосредственно на работающем моторе, сравнивая показания контрольного тахометра и тарируемого электронного, подсоединенного к контактам генераторных катушек. Точность тарировки при этом будет несколько ниже.
Затраты при изготовлении тахометра (без корпуса) не превышают 8 руб. Прибор может быть выполнен и в виде переносного пульта с тумблерами включения бортовых огней, отмашки и кнопки «стоп» для остановки мотора.
Описываемый электронный тахометр был испытан на подвесном лодочном моторе «Нептун». Погрешность показаний не превышала 30—50 об/мин при работе мотора на максимальных оборотах.
Для обеспечения надежного запуска включать прибор, как и огни освещения, всегда нужно уже на работающем моторе.