В №3, №5, №6 и №16 сборника уже рассказывалось о различных способах изготовления моделей для самостоятельной отливки гребных винтов. Авторы применяли цемент, дерево, стеклопластик, оргстекло. Каждый из этих материалов имеет свои плюсы, но, по моему мнению, их использование связано с большими затратами труда и времени.
Я применяю гораздо более простой способ изготовления достаточно точных моделей из обычной фанеры. Этот способ вполне доступен любителю, имеющему хотя бы небольшой опыт в столярных работах. В домашних условиях модель гребного винта можно сделать за два дня.
Заготовками для модели трехлопастного винта служат нарезанные из фанеры пластинки — звездочки, лучи которых расходятся под углом 120°. Количество звездочек — толщина пакета — подбирается в зависимости от толщины фанеры и высоты ступицы. Все звездочки одинаковы; естественно. если ступица винта имеет не цилиндрическую форму, то диаметр dст приходится делать переменным. Я обычно применяю фанеру толщиной 3—4 мм.
Модель собирается на прочной плоской плите из толстой фанеры или любого иного материала На плите предварительно вычерчиваются две концентрические окружное и с диаметрами D и 0.6D (где D — диаметр винта). В центре строго перпендикулярно плоскости устанавливается центрирующий стержень диаметром 10—15 мм. Из алюминия вырезаются шаговые угольники (по числу лопастей) для диаметра 0,6D и крепятся к плите по меньшей окружности. Звездочки, на каждой из которых строго по оси винта высверливается отверстие по диаметру d центрирующего стержня, намазываются клеем (желательно эпоксидным), надеваются но одной на этот стержень и устанавливаются с небольшим разворотом одна относительно другой вплепную к образующим шаговых угольников.
После установки всех звездочек производится запрессовка — пакет туго стягивается шнуром до плотного прилегания звездочек друг к другу и к шаговым угольникам.
После затвердевания клея готовая заготовка модели снимается со стержня и обрабатывается рашпилем и напильниками. Сначала обрабатываются нагнетающие поверхности всех лопастей, причем работа начинается с удаления «угочков» — выступающих участков фанеры. Проверка ведется на той же плите по шаговым угольникам (как правило, достаточно угольников только для диаметра 0,6D). После обработки нагнетающих поверхностей на них выполняется разметка, и контуры лопастей опиливаются лобзиком.
Для контроля профиля лопасти при обработке засасывающей поверхности придется сделать минимум три шаблона — три шаговых угольника для диаметров 0,4D; 0.6D и 0.8D.
После обработки напильником лопасти и ступица модели шлифуются шкуркой и окрашиваются.