В сборнике (выпуски 3 и 6) уже рассказывалось об изготовлении моделей гребных винтов способом формовки моделей отдельных лопастей на винтовой поверхности соответствующего шага, причем в качестве материала применялся армированный цемент или стеклопластик. Способ этот вполне доступен, но, на наш взгляд, имеет следующие недостатки: формовка отдельных лопастей вручную — дело довольно трудоемкое, а главное, при этом не удается обеспечить необходимую точность, так как и форма и положение лопастей на ступице оказываются различными; кроме того, некоторую сложность представляет крепление лопастей к ступице.
Мы применили другой способ, позволяющий получать более точную модель целого винта, а не отдельной лопасти. Принципиальное отличие предлагаемого способа заключается в использовании для изготовления модели термопластического материала, например, оргстекла. Приводим описание технологического процесса.
1. По чертежам винта из легкообрабатываемого материала, например — пенопласта, вручную изготовляется шаблон (макет) одной спрямленной лопасти; его можно шпаклевать, красить. В корневой части макета лопасти делается шип на всю ее ширину для установки в ступице.
2. Способом точного литья или на копировальном станке по полученному макету изготовляется нужное количество заготовок моделей лопастей из оргстекла. В любительских условиях эти заготовки могут быть сделаны и вручную, прямо по шаблонам, снятым с чертежа, но трудоемкость работы возрастает, а точность будет ниже.
3. Вытачивается модель ступицы из оргстекла.
4. На модели ступицы фрезеруются пазы под шипы моделей лопастей. Угол паза относительно оси ступицы а находится по шагу винта Н и диаметру ступицы d:
Соответствующим наклоном режущего инструмента к оси ступицы может быть получен и нужный наклон лопастей к оси. Применение делительной головки при фрезеровании пазов обеспечит идентичность положения лопастей на ступице.
5. Модели лопастей устанавливаются в модели ступицы на клею по шаблону, обеспечивающему идентичность их положения.
6. На заранее подготовленной винтовой поверхности (см. статьи в упомянутых выпусках сборника) моделям лопастей поочередно придается заданная чертежом форма. Для этого каждую лопасть из оргстекла нагревают в масляной ванне (или другим способом) до наступления пластического состояния, а затем накладывают на винтовую поверхность и прижимают мешочком с песком; при этом ступица модели винта со скользящей посадкой насаживается на стержень, укрепленный точно по оси винта. По остывании груз снимается и нагревается следующая лопасть модели винта.
Идентичность положения лопастей на винтовой поверхности достигается при помощи системы меток — рисок.
Можно, конечно, и формовать одновременно все лопасти сразу, но подготовить винтовые поверхности для этого будет сложнее.
Места сопряжения лопастей со ступицей на модели винта шпаклюют, модель окончательно отделывают и окрашивают.