На ежегодной выставке мелкого судостроения 1968 г. в Лондоне демонстрировалось несколько моделей транцевых плит, что свидетельствует о дальнейшем расширении применения этих устройств (см. вып. 13).
Плиты голландской фирмы «Ден Оуден» предназначены для улучшения стартовых свойств («приемистости») глиссирующих катеров. В начальный период движения, когда катер еще не развил полной скорости, его двигатель работает с перегрузкой, так как шаг гребного винта рассчитан на полную скорость. При этом судно получает чрезмерный дифферент на корму, что приводит к еще большему росту сопротивления воды и удлиняет период разгона до всплытия катера на режим глиссирования.
Предложенные голландцами транцевые плиты с параллелограммной подвеской к транцу на стоянке погружены в воду под определенным углом атаки к днищу катера. Этот угол определяется для данного катера опытным путем и устанавливается посредством зубчатого соединения и гайки-барашка. Плиты довольно тяжелые, поэтому они Держатся под установленным углом до тех пор, пока катер не разовьет полной скорости, а давление на задней кромке плиты не достигнет определенной величины; только тогда плиты автоматически поднимутся. В начальный же период движения катера на плитах создается гидродинамическая сила, препятствующая «проседанию» кормы. Считают, что благодаря применению этой конструкции сокращается период разгона катера и возрастает моторесурс двигателей.
Плиты простейшей конструкции выпускаются американской фирмой «Темпо Продактс». Состоят они из алюминиевого угольника 1, прикрепляемого к транцу лодки. К нижней полке угольника приклепана упругая стальная пластина 2, угол отгибания задней кромки которой регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м рекомендуются плиты с размерами: a=150; b=75. Для катеров длиной 6,5 м а=200; b=120 мм.
Подобное устройство легко может быть изготовлено своими силами и настоятельно рекомендуется для мотолодок с чрезмерно кормовой центровкой (например, при подвесном моторе без дистанционного управления на легкой лодке).