После того как лыжник хорошо освоил повороты на «чистой» воде и уверенно выполняет их на скорости 35—40 км/час, можно переходить к занятиям на трассе слалома, где от спортсмена требуется максимум реакции и собранности в выполнении каждого из шести виражей.
Прохождение трассы слалома
Основа для правильного прохождения всей дистанции слалома закладывается при прохождении входных ворот. Большое значение имеет своевременность взятия (прохождения) входных ворот с таким расчетом, чтобы уже с начала трассы сделать запас для выполнения поворотов при прохождении всех шести буев. До последнего времени по нашим Правилам соревнований лыжник был обязан вплоть до входных ворот следовать в кильватер катеру-буксировщику, т. е. всякие маневры перед заходом в ворота были запрещены. Это ограничивало тактические возможности и препятствовало освоению современной техники, особенно при больших скоростях буксировки. Кроме того, как показывает практика международных воднолыжных соревнований, условия взятия первого, а также последнего буев трассы усложняются тем, что входные и выходные ворота приближаются к середине дистанции на 13,5 м. В этом случае взять первый буй при прямом заходе во входные ворота на скоростях порядка 50 км/час и выше практически невозможно.
Начинать обучение прохождению трассы следует именно со взятия входных ворот. Важно быстро набрать скорость при движении по дуге, пересечь створ входных ворот под возможно меньшим острым углом α (рис. 3), круто подойти к кильватерной волне, пересечь ее и, прекратив натягивание троса, идти параллельно курсу катера, готовясь к выполнению поворота вокруг первого буя.
В случае раннего захода на первый буй (Р на рис. 3) лыжник натягивает на себя трос и движется ускоренно по дуге лишь часть пути от входных ворот до первого буя, примерно до точки α; затем он прекращает оттягивание и гасит набранную скорость, стараясь двигаться параллельно курсу катера. Особое внимание следует обращать на соблюдение правильного расстояния l от линии, соединяющей поворотные буи, до линии, обозначающей максимальный выход лыжника от осевой линии трассы. Уменьшение этого расстояния l1 в районе первого поворотного буя говорит о позднем заходе воднолыжника на буй и значительно уменьшает вероятность правильного прохождения трассы. Чрезмерное увеличение этого расстояния связано с более продолжительным натягиванием буксирного троса и слишком большим увеличением скорости, которую не удается быстро погасить, что, в свою очередь, приводит к позднему заходу лыжника на следующий буй.
Практика показывает, что оптимальное значение l в районе первого буя находится в пределах от 1 до 1,5 м. В этом случае еще остается достаточно времени, чтобы погасить скорость, двигаясь примерно параллельно курсу катера, и вовремя рассчитать момент входа в поворот. Ранний заход во многом предопределяет успех прохождения трассы.
Траектория движения лыжника (рис. 4) отличается от идеальной синусоиды, причем расстояние l1 уменьшается от начала трассы к концу ее так, что l1 > l2 > l3 > l4 > l5 > l6. К концу трассы уменьшается и расстояние Si, причем S6 < S5 < S4 < S3 < S2 < S1. Если S > 0, то теоретически лыжник может взять шестой буй, однако для практического выполнения поворота вокруг последнего буя это неравенство следует расширить до S6 ≥ 10,5 м.
Чтобы успеть обогнуть первый буй при позднем заходе П лыжник вынужден «оттягиваться» вплоть до самого буя, причем скорость его движения значительно возрастает по сравнению со скоростью катера. Лыжник вынужден выполнять очень крутой поворот вокруг первого буя, что приводит к провисанию буксирного троса и последующему рывку, в результате которого спортсмен теряет равновесие. Даже если спортсмену и удается пройти первый буй, ошибка, допущенная при его взятии, будет сказываться (и возрастать) при прохождении каждого последующего буя, что в итоге не позволит ему преодолеть всю трассу.
Ознакомимся теперь с современным способом прохождения дистанции слалома. Для удобства рассмотрения всю траекторию движения разобьем на участки, на каждом из которых спортсмен выполняет определенные действия.
Информация об изображении
Рис, 5. Соотношение между фазами поворота и отрезками траектории движения воднолыжника
Из рис. 5 видно, что все шесть участков траектории Y1, ..., Y6 подобны и каждый из них включает три характерных отрезка. Предположим, что лыжник правильно преодолел входные ворота и вошел на трассу. Он продолжает натягивать трос и стремится возможно скорее выйти к линии правых буев ЛПБ; скорость его возрастает по сравнению со скоростью катера из-за наличия нормальной составляющей при Движении по дуге. Еще не доходя до ЛПБ, необходимо прекратить натягивание троса; в этот момент и начинается первая фаза поворота. Воднолыжник начинает выполнять наклон внутрь поворота; при этом опытные спортсмены держат рукоятку в одной руке, которая вытянута вперед и несколько в сторону поворота. Основная задача на этом отрезке траектории (обозначен пунктиром) состоит в том, чтобы погасить скорость, набранную при подходе к ЛПБ, снова приблизив ее к скорости катера. Это удается сделать, если вовремя прекратить натягивание троса и сразу же приступить к выполнению первой фазы поворота.
Рис, 5. Соотношение между фазами поворота и отрезками траектории движения воднолыжника
Вторая и третья фазы поворота выполняются на следующем отрезке (обозначен штриховой линией), уже в самом начале которого надо позаботиться, чтобы буксирный трос не начал провисать. Для этого рукоятка фала берется на себя на уровне пояса или груди. Не следует поднимать рукоятку над головой на вытянутых руках, так как при последующем натяжении фала возникает большой вращающий момент, который может привести к потере равновесия. Для надежности рукоятку следует держать разным хватом.
Основной задачей на данном отрезке следует считать набор скорости, погашенной на предыдущем этапе. Признаком, указывающим на правильность выполнения второй и третьей фаз поворота, может служить состояние буксирного фала: если фал все время остается натянутым, это значит, что поворот выполняется идеально.
Последний третий отрезок (обозначен сплошной линией) является переходным участком между двумя соседними поворотами. Лыжник продолжает набор скорости, натягивая фал на себя, чтобы возможно раньше выйти к линии ЛЛБ. Затем рассмотренные действия лыжника повторяются.
Особое значение при прохождении третьего отрезка имеет вопрос о том, до каких пор продолжать натягивание буксирного троса. Опытные лыжники считают, что натягивание троса следует прекратить уже после прохода первой (ближайшей к спортсмену) кильватерной волны, когда он пересекает осевую линию трассы; возможно и натягивание троса до второй кильватерной волны, но сразу же после ее пересечения необходимо выходить в поворот, прекратив натягивание троса.
Ки в коем случае нельзя натягивать буксирный трос в течение всего времени движения от ЛПБ к ЛЛБ (или наоборот), так как в этом случае воднолыжнику придется выполнять резкий, крутой поворот «на пятке», при котором образуется значительная слабина буксирного троса с последующим быстрым натягиванием, что приводит к рывку, а зачастую и падению на трассе.
Условно обозначим на буе разрешенную РЧ и запрещенную ЗЧ части (рис. 6). Если траектория воднолыжника совпадает (или очень близка) с касательной к какой-либо точке разрешенной части РЧ, поворот считается выполненным технически правильно. Если же эта траектория совпадает с касательной к запрещенной части ЗЧ, поворот не будет обеспечивать достаточного запаса расстояния для захода на следующий буй.
Одной из особенностей технически правильного прохождения трассы является плавность выполнения всех поворотов, что достигается своевременным окончанием натягивания троса и ранним входом в поворот.
Слалом на монолыже
Слалом на двух лыжах некоторым кажется занятием несколько однообразным, однако прежде чем пробовать выполнять упражнения слалома на одной лыже, следует научиться сохранять на ней положение устойчивого равновесия.
Надо начинать с выполнения упражнения, которое получило название «салют воднолыжников». Лыжник на двух лыжах выходит в сторону от кильватерной волны на спокойную воду и идет параллельно курсу катера. Затем он переносит всю тяжесть тела на одну из лыж, приподнимая другую над водой почти до вертикального положения. Научившись двигаться в таком положении по прямой, лыжник должен перейти к выполнению простейших маневров (пересекать кильватерные волны и т. п.).
Только после этого можно приступать к освобождению от «ненужной» лыжи. Лучше всего это делать при движении по прямой. Крепление на сбрасываемой лыже должно устанавливаться очень свободно, чтобы оно не препятствовало высвобождению ноги; если задняя часть крепления съемная, ее лучше снять с лыжи. Приняв, как обычно, старт на двух лыжах, спортсмен выходит на глиссирование и, когда катер достигнет необходимой скорости, сбрасывает лыжу. Делать это следует без рывков, спокойно, и желательно на спокойной воде, а не в кильватерной струе. Свободную ногу надо поставить позади опорной ноги на монолыжу; не рекомендуется сразу же вставлять ногу в крепление, так как при недостатке опыта это может привести к падению.
На начальной стадии обучения вся тяжесть тела должна приходиться на переднюю ногу; вторая нога должна быть расслаблена, чтобы не сковывать движения воднолыжника при попытке сохранить равновесие. Только почувствовав себя уверенно при движении по прямой, лыжник должен сделать попытку поставить сзади стоящую ногу в крепление, размеры и конструкция которого могут быть самыми разнообразными (см. вып. 9). Приведем только размер «разножки», определяющей расстояние между передним и задним креплениями на слаломной монолыже: от 30 до 40 см в зависимости от привычки спортсмена.
Вставлять ногу в крепление лучше всего, когда катер еще не набрал большой скорости, но движение воднолыжника уже вполне устойчиво. Опытные спортсмены советуют делать это одним резким движением, аналогичным удару по футбольному мячу; при этом пальцы ноги должны скользить по поверхности лыжи. Такой способ применяется, когда крепление тугое. Для обучения же крепление следует сделать более свободным: тогда вставлять ногу в него не представит особого труда.
Когда обе ноги надежно закреплены на монолыже и спортсмен достаточно хорошо удерживает равновесие при движении по прямой (рис. 7), пора переходить к простым маневрам, первым из которых будет пересечение кильватерных волн. Чтобы сохранить при этом равновесие и избежать рывков, спортсмен должен немного сгруппироваться, слабо согнув ноги в коленях; руки надо полусогнуть в локтях.
Прежде чем описывать выполнение поворота, напомним об особенностях нормальной лыжной стойки на монолыже. Для обеспечения динамической устойчивости и возможности амортизировать при пересечении волн ноги необходимо согнуть в коленях несколько больше, чем при движении на двух лыжах. При этом надо стремиться к тому, чтобы вес тела был равномерно распределен на обе ноги или даже приложен большей частью к сзади стоящей ноге, однако это вовсе не значит, что нужно «вдавливать» задний конец лыжи и чрезмерно увеличивать угол атаки. Допускается и такая стойка, когда вес тела в основном сосредоточен на передней ноге, а сзади стоящая нога полностью разгружена, но такая стойка, как говорят лыжники, менее динамична и при случайных волнах труднее удерживать равновесие.
Существуют два способа выполнения поворота на монолыже. Первый из них, выполняемый непосредственно около буя (рис. 8), характеризуется сильным загружением заднего конца лыжи в момент поворота, когда вес тела резко переносится на сзади стоящую ногу. Водяная завеса, вырывающаяся при этом из-под боковой кромки лыжи, небольшая по протяженности; лыжа почти на ⅔ своей длины (а иногда и больше, в зависимости От крутизны поворота) поднимается над поверхностью, причем угол атаки а составляет 45° и выше. Такое положение крайне неустойчиво; если к тому же своевременно не принять меры для выбора слабины троса, очень легко потерять равновесие. Все же такой поворот можно успешно выполнять при небольших скоростях катера до 40—45 км/час. Этапы поворота в основном соответствуют рассмотренным выше фазам поворота на двух лыжах, однако в первой фазе лыжник, как правило, не подготавливает поворот и не наклоняет корпус внутрь поворота. Основная доля поворота приходится на вторую фазу, когда спортсмен непосредственно огибает буй с одновременным наклоном корпуса внутрь поворота. В этот момент он и переносит всю тяжесть тела на сзади стоящую ногу, что приводит к заглублению заднего конца лыжи и сильному торможению из-за резкого увеличения ее угла атаки. (Отметим, что это противоречит современной технике выполнения поворота, когда в этой фазе уже должен начинаться набор скорости). Следствием сильного торможения является усложнение выполнения третьей заключительной фазы, когда приходится принимать меры к устранению провисания фала.
При втором способе поворот начинается задолго до поворотного буя. Лыжник постепенно наклоняет корпус внутрь поворота и соответственно закантовывает лыжу. Признаком правильного выполнения этой первой фазы служит достаточно протяженная водяная завеса, начинающаяся сразу же после пересечения второй кильватерной волны. Высота этой завесы растет и достигает максимума в районе буя (рис. 9). В зависимости от скорости катера наклон внутрь поворота во второй фазе может быть различным и выполняться разными способами.
Момент начала поворота во многом определяется тем, насколько круто спортсмен подходит к кильватерным волнам, что, в свою очередь, зависит от скорости, которую он сумел набрать после огибания предыдущего буя. Если лыжник имеет достаточный запас после пересечения второй кильватерной волны и успевает своевременно подготовиться к повороту вокруг следующего буя, наклон в сторону поворота выполняется так, как это показано на рис. 10.
Центр тяжести лыжника при этом расположен над поверхностью воды достаточно высоко и в этом смысле поворот аналогичен повороту в высокой стойке на двух лыжах. Моменту прохода поворотного буя соответствует и максимальный наклон в сторону поворота и максимальный угол кантования монолыжи β1≤160°, при котором еще обеспечивается устойчивая циркуляция и лыжа не выскальзывает из воды. Опытные лыжники при выполнении второй и первой фаз поворота держат рукоятку в одной руке, что несколько увеличивает запас при прохождении очередного буя.
На скорости 50 км/час и выше, когда запас при подходе к очередному бую минимален, наклон в сторону поворота часто выполняется так, как это показано на рис. 11. Благодаря прогибу в поясе появляется возможность дополнительно увеличить максимальный угол кантования β2 до 60° и выше. Одновременно центр тяжести лыжника приближается к поверхности воды (так что Н2ЦТ < Н1ЦТ) поэтому поворот можно считать аналогичным повороту на двух лыжах в низкой стойке. Увеличение угла кантования позволяет выполнять устойчивый поворот при скорости 60 км/час.
Большое влияние на результат поворота оказывает правильность выполнения третьей фазы (см. рис. 12). Основное внимание при этом надо обращать на то, чтобы не потерять скорость после огибания буя, а наоборот, уже в третьей фазе начать набор скорости при движении по дуге, чтобы закончить его после пересечения следующей, второй кильватерной волны. Начало третьей фазы соответствует моменту, когда лыжник поравнялся с поворотным буем. В этот момент он должен держать рукоятку двумя руками и желательно разным хватом. Для набора скорости рукоятка притягивается к корпусу на уровне пояса или груди; в этом случае сила тяги будет приложена примерно к центру тяжести лыжника, и его движение будет наиболее устойчивым. Не рекомендуется выбирать слабину троса поднятием рукоятки над головой, так как в этом случае при последующем натяжении троса легко потерять равновесие.
Отрабатывать отдельные фазы поворота следует при скоростях 40—50 км/час, добиваясь плавности переходов из одной фазы в другую (особенно из второй в третью) и избегая резких движений. Только доведя все движения до автоматизма, можно переходить к скоростям 50 км/час и выше.