Несколько слов о воднолыжном слаломе. На начальном периоде развития воднолыжного спорта в нашей стране слалом на двух лыжах имел положительное значение. Две лыжи значительной мере способствуют поддержанию равновесия и устойчивости при выполнении воднолыжником виража. На небольшой скорости (до 40÷45 км/час) при огибании поворотного буя в высокой стойке это упражнение хорошо смотрится со стороны, что также имеет немаловажное значение.
С ростом скорости спортсмены вынуждены использовать низкую стойку. Умелое применение низкой стойки в сочетании со своевременным выходом на буй позволяет при хорошем состоянии водной поверхности преодолевать все шесть буев трассы при скорости катера 55 км/час. Однако при дальнейшем повышении скорости буксировки до максимально допустимой (60 км/час), а также при укорачивании буксирного троса прохождение дистанции на двух лыжах становится исключительно трудным; одновременно утрачивается и эстетическая привлекательность этого упражнения, особенно, когда лыжник выполняет его в низкой стойке. Поэтому, на мой взгляд, пора обсудить вопрос о целесообразности включения в программу крупных соревнований всесоюзного значения не одновременно обоих упражнений в слаломе — и на двух и на одной лыже, — а лишь одного.
Конечно, не следует принижать значения слалома на двух лыжах. Его преимущества бесспорны, когда речь идет о тренировках начинающих воднолыжников или даже о соревнованиях в таких условиях, когда состояние водной поверхности неблагоприятно для прохождения трассы на одной лыже. В связи с этим целесообразно не исключение слалома на двух лыжах из правил соревнований вообще, а другое решение вопроса: включение в правила только одного вида упражнения в прохождении дистанции — слалома с предоставлением права выбора одной или двух лыж при его выполнении каждому участнику соревнований. Это, во-первых, в значительной мере способствовало бы развитию всего многообразия тактических приемов в этом виде воднолыжного спорта, во-вторых, облегчило бы проведение соревнований по слалому при неблагоприятных погодных условиях и, в-третьих, сделало бы воднолыжные соревнования еще более интересным и эффектным зрелищем.
Кроме того, оставив в программе лишь одно упражнение в слаломе, можно было бы включить в нее фигурное катание и тем самым приблизиться к международному воднолыжному многоборью.
Нередко правильному прохождению дистанции воднолыжного слалома мешает неточность установки буев. В шестом выпуске сборника давались советы по постановке трассы, которыми и следует пользоваться. Но хочется отметить, что быстрота и оперативность корректировки трассы, бесспорно, необходимые при проведении соревнований, во многом определяются типом выбранной трассы. Преимущества трасс, имеющих перемычки, которые связывают поворотные буи и буи, обозначающие путь катера, очевидны. При этом способы связи буев могут быть различными и определяются конкретными условиями акватории, в частности — скоростью и направлением течения, а также глубиной в районе трассы. На связанной перемычками трассе проще отыскать место крепления оторванного буя (если нет дополнительной плавучести, указывающей его местоположение), а также гораздо легче контролировать относительное перемещение буев при корректировке трассы.
О некоторых новинках в конструкции слаломных лыж, которые применялись на Первенстве СССР 1966 года, мы сообщили в восьмом выпуске сборника. Интересно отметить, что новой тенденцией является применение лыж со сложной формой профиля поперечного сечения. В частности, применение вогнутого профиля способствует повышению поперечной остойчивости лыжи как на вираже, так и при пересечении кильватерных волн от катера-буксировщика. Некоторые рекомендации по конструированию водных лыж со сложным профилем поперечного сечения читатели могут найти в девятом выпуске.
Если говорить о достижениях наших воднолыжников в 1966 г., то надо отметить, что наивысшие результаты были достигнуты в прыжках с трамплина. Наглядным примером могут служить результаты проведенных в августе в Ленинграде всесоюзных соревнований на приз имени Ю. А. Гагарина. Достаточно сказать, что несколько спортсменов приводнилось на отметке 29—30 м, а мастер спорта В. Филин (ЦВСК ВМФ) совершил прыжки на 34 и 38 м (к сожалению, во втором прыжке он не смог устоять при приводнении). Причин, благодаря которым стали возможны такие достижения, несколько, но основной из них, несомненно, является применение нашими воднолыжниками современного способа захода на трамплин, который получил название «двойной срез».
Путь к использованию этого способа в соревнованиях был открыт сравнительно недавно, так как Всесоюзная Федерация воднолыжного спорта только в минувшем году приняла решение снять ограничения маневра воднолыжника при заходе на трамплин. Результаты не замедлили сказаться и подтвердили правильность этого решения.
В чем же состоит суть этого способа выполнения прыжка? Частично ответ на этот вопрос читатели могут найти седьмом выпуске. Полное рассмотрение всего хода выполнения прыжка способом «двойного среза» возможно лишь при помощи кинограмм, которыми автор, к сожалению не располагает. Мы попытаемся дать краткую характеристику отдельных фаз прыжка и отметим наиболее существенные моменты выполнения этих фаз руководствуясь опытом, накопленным сильнейшими ленинградскими водно-лыжниками.
Прежде чем приступать к выполнению прыжка способом «двойного среза», воднолыжник должен научиться стабильно выполнять прыжки с трамплина нормальной высоты (1,8 м для мужчин) при максимальной скорости катера-буксировщика 60 км/час и прямом заходе. Основное внимание при этом следует уделять приспособлению реакции к заданной скорости; наилучшим образом это проявляется в своевременном выполнении толчка на вершине наклонного стола трамплина. Следует напомнить, что наиболее эффективен такой толчок, который направлен по нормали к поверхности воды — на вершине трамплина воднолыжник полностью распрямлен и прямая, проведенная через его туловище и голени ног, составляет с горизонтом воды угол 90° (рис. 1, а). Отклонение от такого направления толчка (рис. 1, б) приводит к уменьшению общей длины прыжка.
Одна из наиболее распространенных ошибок при выполнении толчка — это т°. что при нахождении на трамплине спортсмен руководствуется для своей ориентировки именно наклонной плоскостью (так как она придает устойчивость при движении) и выполняет толчок относительно этой наклонной плоскости; такой толчок направлен по нормали к наклонному столу трамплина, что приводит к ненужному увеличению высоты подъема траектории полета (H2>H1) и к уменьшению полезной длины прыжка (l2<l1). Чрезмерный наклон вперед при выполнении толчка может привести, наоборот, к уменьшению высоты подъема траектории полета и также уменьшает длину прыжка. Кроме того, такой наклон вперед часто приводит к зависанию носовой части лыж, потере равновесия в полете и неудачному приводнению.
Мы останавливаемся на приемах выполнения толчка, так как от этого в совокупности со своевременным заходом на трамплин и зависит в конечном счете эффективность применения способа «двойного среза». «Изюминкой» этого способа является выбор момента начала среза, после которого начинается движение воднолыжника по дуге.
Рекомендуется начать отработку этого способа прыжка с выполнения «одинарного среза». При этом во всех случаях катер-буксировщик должен проходить в наиболее удаленные от трамплина контрольные «орота, последний буй которых расположен на расстоянии 14 м от осевой линии дистанции для прыжков (рис. 2). При этом эффективность выполнения среза будет наибольшей.
Момент начала среза выбирается каждым воднолыжником в соответствии с его реакцией и индивидуальными техническими возможностями. Умение правильно выбирать этот момент приобретается только упорными тренировками, поэтому на начальной стадии обучения прыгуны могут пользоваться дополнительными ориентирами, например, буями, указывающими место начала среза.
При выполнении «одинарного среза» воднолыжник в исходной позиции движется в кильватерной струе или в 1—3 м от нее, так что угол α2 между буксирным тросом и линией движения катера составляет 5—8°. Момент начала среза в этом случае определяется, как правило, по входу катера в контрольные ворота ВС. При этом воднолыжник из нормальной лыжной стойки переходит в положение группировки и выполняет упор. Основное усилие здесь приходится на лыжу, ближайшую к стороне движения катера. Расстояние между пыжами составляет 50—70 см и должно обеспечивать устойчивое движение по дуге.
Для эффективного выполнения упора рукоятку буксирного троса следует держать в нижнем положении, примерно на уровне таза; при этом необходимо возможно сильнее натягивать буксирный трос на себя. Для удобства рекомендуется держать рукоятку «разным хватом». Корпус воднолыжника при движении по дуге должен быть наклонен вперед, что в комбинации с глубокой группировкой способствует устойчивости движения. За 5—7 м до нижнего среза трамплина прыгун должен, не прекращая натягивать буксирный трос, распределить вес тела равномерно на обе лыжи и слегка распрямиться из положения группировки так, чтобы угол между голенью и бедром составил примерно 90 . С этого момента заканчивается фаза сближения и начинается фаза толчка.
Для эффективного выполнения прыжка прыгун должен начать распрямление уже при входе на наклонную плоскость с тем, чтобы успеть полностью закончить его на вершине трамплина. Наклонная плоскость при этом пересекается по диагонали. Момент начала среза можно считать выг "Ранным правильно, если траектория Движения прыгуна на трамплине проходит на расстоянии порядка 40—50 см от углов стола трамплина. При этом предполагается, конечно, что буксировочный фал при проходе трамплина Достаточно натянут.
Как правило, при выполнении «одинарного среза» у прыгуна имеется достаточно времени, чтобы «раскантоваться» веред трамплином и пригото-виться к выполнению толчка. Поздний срез, когда воднолыжник запаздывает с выходом к трамплину, в этом случае бывает сравнительно редко. Практически так получается только в тех случаях, когда прыгун начал срез уже после того как катер прошел дальние контрольные ворота ВС и уже удалился от них на 2—3 длины корпуса (скорость предполагается равной 60 км/час).
Значительно чаще поздний срез наблюдается при выполнении прыжка способом «двойного среза». Воднолыжник в исходном положении движется курсом, параллельным курсу катера, выйдя за вторую кильватерную волну; угол α1 может составлять при этом 60—70° и более. Для устойчивого движения в таком положении буксировочный трос следует натянуть на себя, а лыжи слегка закантовать. Движение по дуге опытные прыгуны начинают тогда, когда носовая часть катера поравняется с передним срезом трамплина. Как показывает опыт, при скорости катера 60 км/час наибольшая длина прыжка получается, когда время движения воднолыжника по дуге от момента начала среза до захода на трамплин находится в пределах 2—3 сек.
Увеличение этого времени приводит к раннему срезу и уменьшает приращение скорости при движении по дуге, уменьшение — может привести к запаздыванию при выходе на трамплин, что в ряде случаев представляет опасность для прыгуна.
Опытные воднолыжники советуют выполнять «двойной срез» в два этапа. На первом оттягивание производится от момента начала среза (точка G1) до пересечения кильватерного следа катера EF. После пересечения этого следа прыгун несколько ослабляет упор и принимает окончательное решение — либо продолжать срез и зайти на трамплин, либо проехать мимо трамплина.
Если принимается второе решение, необходимо соблюдать общее правило, обеспечивающее безопасность: отбросить рукоятку буксирного троса и отвернуть от трамплина в сторону, противоположную движению катера. Категорически воспрещается поворачивать в сторону движения катера, так как при этом лыжник может налететь на боковую обшивку трамплина.
Следует считать, что если с момента начала движения по дуге до захода на трамплин остается менее 1,7 сек. (при α1>60°, υк = 60 км/час и проходе катера через дальние ворота ВС), срез будет заведомо поздним. Если же прыгун принимает решение идти на трамплин, он натягивает трос, пересекает вторую кильватерную волну I и затем поступает так же, как в случае выполнения одинарного среза.
Эффективность способа «двойного среза» можно характеризовать такими цифрами. Считается, что если (при υк = 60 км/час и высоте трамплина 1,8 м) при прямом заходе на трамплин и хорошо выполненном толчке удается совершить прыжок на 25—27 м, то при использовании «двойного среза» длину прыжка можно увеличить до 40 м и более.
Существенную помощь в отработке прыжка способом двойного среза могут оказать предельные кинематические траектории захода, изображенные на рис. 3. Двигаясь по одной из этих траекторий с постоянным усилием оттягивания, воднолыжник имеет возможность произвести достаточно эффективный заход на трамплин. Ослабление усилия оттягивания во время захода приведет к смещению выбранной траектории в сторону движения катера, т. е. к позднему срезу, и не позволит своевременно попасть на наклонный стол трамплина. Более сильное оттягивание до кильватерного следа EF смещает траекторию захода в сторону, противоположную стороне движения катера, и дает прыгуну возможность точнее рассчитать заход на трамплин.
На тренировках для обозначения точки начала среза можно использовать контрольный буй, положение которого для каждой выбранной траектории легко определяется по рис. 3. На соревнованиях спортсмену приходится для выбора момента начала среза использовать какие-то другие ориентиры. Практически ими могут служить лишь трамплин и катер-буксировщик. Положения кормы катера-буксировщика и воднолыжника через каждые 0,3 сек. (для υк = 60 км/час) обозначены на рис. 3 одинаковыми цифрами. Руководствуясь этой схемой, можно заранее построить линию визирования, которая в определенный момент времени пересечет ту или другую часть трамплина, и таким образом определить момент начала среза. В заключение отметим, что необходимое усилие оттягивания при заходе на трамплин уточняется самим лыжником и только в процессе систематических тренировок.
Особое внимание при отработке прыжка с заходом на трамплин по диагонали следует обратить на оборудование трамплина. Выполнять такой прыжок на трамплине, не оборудованном боковыми скосами, совершенно недопустимо. В то же время приходится отмечать низкое качество изготовления и установки боковых скосов на большинстве наших трамплинов. Даже на Первенстве СССР 1966 г. в Тбилиси трамплин имел неудовлетворительные скосы, представлявшие собой почти вертикальные боковые щиты.
Напомним, что основной задачей боковых скосов является предотвращение несчастных случаев при позднем заходе на трамплин. Боковые щиты можно обшивать водостойкой фанерой или тонкими досками, но во всех случаях они должны закрывать боковую сторону трамплина по всей длине, причем плоскость боковых скосов должна быть наклонена к поверхности воды на 45°. Нижняя сторона скосов должна быть погружена в воду на глубину не менее 20 см (особенно в районе входа наклонной плоскости трамплина в воду). Увеличение угла наклона боковых скосов свыше указанного предела опасно, так как при наезде возможен сильный удар о нижний край стенки.
Немаловажное влияние на длину прыжка оказывает способ обработки поверхности наклонного стола трамплина. Опыт ленинградских воднолыжников показывает, что хорошие результаты дает парафинирование скользящей поверхности. Залогом хорошего качества такого покрытия является правильная подготовка самого настила. Доски должны быть плотно подогнаны так, чтобы не было щелей, гвозди утоплены, а сама поверхность тщательно обработана фуганком и полировочным кругом.
Наиболее хорошие результаты дает покрытие сухой поверхности стола расплавленным парафином, который наносится кистью. Не следует сразу наносить слишком толстый слой, так как при остывании парафин начнет скручиваться и трескаться или образуются наплывы. Чтобы покрытие было высококачественным, необходимо поддерживать температуру разогретого парафина вблизи точки кипения. Можно натирать скользящую поверхность твердым парафином, а затем прогревать ее с помощью паяльной лампы (не допуская, однако, сильного перегрева).
Необходимо самым тщательным образом обработать ту часть наклонного стола, которая непосредственно соединяется с боковыми скосами, и по которой во время захода воднолыжника скользит буксировочный трос. Для уменьшения длины линии соприкосновения трамплина и буксирного троса необходимо по возможности полностью использовать разрешенную правилами соревнований высоту пилона — до 1,5 м.
Действующие у нас разрядные требования по воднолыжному спорту до сих пор носят относительный характер и не способствуют в достаточной степени росту мастерства воднолыжников. В настоящее время существует мнение о том, что пора перейти к абсолютным нормам. Во время проведения Первенства СССР 1966 г. по инициативе президиума федерации была создана комиссия под председательством А. А. Тяпкина (г. Дубна), в которую вошли В. Ожогин (Москва) и Ю. Жуков (Ленинград). Одной из задач этой комиссии была выработка абсолютных норм по воднолыжному спорту.
Первый вариант разрядных требований, с которыми, очевидно, будет интересно ознакомиться всем любителям воднолыжного спорта, имеет такой вид (см. таблицу).