В «старые времена» считалось, что на глубокой воде поставить опрокинувшийся швертбот на ровный киль силами экипажа и продолжать гонку нельзя. Опрокинувшийся швертбот буксировали на мелкое место и там откачивали из него воду. Эта «эпоха» безвозвратно прошла. В наше время известны случаи, когда экипажи швертботов во время гонки специально... переворачивали свои суда, чтобы, например, поймать улетевший на фале спинакер, а затем «вставали» и продолжали гонку. Такое стало возможным благодаря тому, что швертботам начали придавать дополнительный запас плавучести.
Эту дополнительную плавучесть создает воздух, который содержится в непроницаемых объемах: резиновых или полиэтиленовых мешках, в закрытых бортовых отсеках, в междудонном пространстве и т. п.
При опрокидывании швертботы ведут себя по-разному в зависимости от способа обеспечения запаса плавучести.
I. Швертбот с воздушными мешками, опрокинувшись, лежит на борту. Его нетрудно поставить на ровный киль; если плавучести много, а «форточки» в транце достаточно велики, основная масса воды быстро выльется, а оставшиеся несколько ведер можно откачать на ходу эжекторами.
Перед выходом на таком швертботе не забудьте проверить, хорошо ли привязаны ваши воздушные мешки, иначе они могут покинуть свои места сразу после переворачивания судна.
Крайне желательно иметь большой воздушный мешок под баком.
II. Если запас плавучести содержится в бортовых «цистерна х», то швертбот, опрокинувшись, будет лежать на воде очень высоко. В момент переворачивания экипаж должен успеть выскочить на шверт, а затем, держась за стаксель-шкоты (или иной трос) и откинувшись назад, поставить швертбот на ровный киль; конечно, после этого нужно успеть снова залезть в швертбот!
Нельзя становиться на шверт далеко от днища — он может погнуться или сломаться!
Ни в коем случае не становитесь на мачту — швертбот опрокинется вверх килем и может воткнуться мачтой в грунт.
Постарайтесь при переворачивании не упасть в воду, иначе... залезть на шверт будет очень трудно, особенно в намокшей одежде, так как швертбот лежит высоко.
Залезать со стороны палубы опасно — можно перевернуть швертбот вверх килем.
Если в воду упал только один член экипажа, он должен подплыть к форштевню и держаться за него, действуя в качестве плавучего якоря, пока судно не развернет ветром так, что оставшиеся товарищи смогут поставить его на ровный киль.
Хуже всего, если весь экипаж окажется в воде и никто не сможет вплавь догнать свой швертбот, который полным ходом дрейфует под ветер...
III. Опрокинувшийся швертбот с двойным дном плавает так, что шверт находится на поверхности воды, поэтому поставить его на ровный киль не составляет никакого труда. Вода быстро выльется через швертовую щель и окна в транце, и можно продолжать гонку!
Последнее золотое правило:
Никогда не плывите oт опрокинувшегося швертбота!