Основные элементы и характеристики швертбота
Длина корпуса наибольшая, м | 3 |
Длина корпуса габаритная, м | 3,2 |
Ширина корпуса, м | 0,7 |
Общий вес с вооружением, кг | 30 |
Осадка, м: | |
без шверта | 0,08—0,09 |
со швертом | 0,73 |
Набор корпуса составляют сплошные деревянные борта, соединенные в носу брештуком, а в корме — транцевой доской, шпангоутные рамки (в районе шп. 2, 3 и 4 укреплен швертовый колодец), четыре палубных стрингера и один мидель-вейс, два днищевых стрингера и очень легкий киль в носовой и кормовой частях.
Борта выпиливают из строганых досок. Брештук выполняется из целого бруска. Шпангоуты собирают на плазе из флоров, бимсов и вертикальных стоек. Стенки швертового колодца вырезают из бакели-зированной фанеры и до сборки окрашивают суриком по внутренней поверхности. К наружной поверхности колодца на клею и шурупах присоединяют палубный и днищевой бруски для крепления обшивки днища и настила палубы, а также вертикальные стойки шпангоутной рамки.
Сборку корпуса ведут килем вверх на деревянном стапеле длиной 3,2 м, шириной не менее 150 мм и толщиной 50—60 мм. На отфугованной доске стапеля размечают места установки 1, 2, 4 и 5-го шп., транца и брештука и делают вырезы с расчетом на тугую посадку этих деталей (необходимо предусмотреть вырез и для швертового колодца). Выставленный набор скрепляют бортовыми досками на клею и шурупах. Затем устанавливают швертовый колодец и обе половинки рамки шп. 3, врезают днищевые стрингеры и ставят носовую и кормовую части киля. После этого набор снимают со стапеля, ставят мачтовый бимс, прикрепляя его непосредственно к бортам шурупами, и врезают палубные стрингеры, мидельвейс и пяртнерс. Следует прострогать набор, проверяя малку гибкой рейкой, и выбрать шпунт в брештуке.
Перед постановкой обшивки на транце устанавливают рулевые петли. Обшивку из авиационной фанеры толщиной 3—4 мм крепят на клею и шурупах (если поручни на палубе крепятся болтами, то в первую очередь следует установить настил палубы, предусмотрев соответствующие подкрепления).
Рекомендуется начинать обшивку корпуса с носовой оконечности. Листы соединяют встык на шп. 3. Особое внимание следует обратить на подгонку листов к швертовому колодцу. Перед тем как установить последние листы обшивки, корпус изнутри окрашивают суриком. На готовом корпусе рубанком зачищают неровности и проклеивают швы полосками материи шириной 50—60 мм.
На палубе устанавливают металлический фланец пяртнерса, крепящийся четырьмя болтами на сурике или белилах. Перед окраской корпус зачищают наждачной бумагой, 2—3 раза покрывают горячей олифой и снова зачищают наждачной бумагой.
Для окраски рекомендуется применять хлоркау-чуковые или обыкновенные эмали КО, ФО, № 560 и № 670. Палубу в средней части делают шероховатой; для этого в краску или в масляный лак (6с по ГОСТ 5470—50) подмешивают опилки.
Шверт толщиной 2,5 и перо руля толщиной 2,0 мм изготовляют из дюралюминия.
Пустотелую мачту склеивают в струбцинах; после обработки и лакировки на нее ставят кожаную манжету, брюканец, оковки на шпор и отверстие гика. Мачта скрепляется с фланцем на палубе замком, дающим ей возможность вращаться. Гик можно изготовить из дерева, но лучше сделать его из тонкостенной дюралюминиевой трубки диаметром 30 мм.
Парус шьется из плотной ткани. Переднюю шкаторину ликуют, а нижняя остается свободной. Горб поддерживается пятью сквозными латами. Гика-шкот крепят на оковке гика и за обушок на рулевой коробке.
Хождение под парусом. На полных курсах швертбот мало зарывается, при крене имеет плавную ватерлинию, хорошо «режет» волну. Благодаря непроницаемости корпуса швертбот не боится заливания и в закрытых водоемах при ветре 3—4 балла развивает хорошую скорость хода. Лучше всего управлять швертботом лежа на борту. В этом случае одну ногу нужно просунуть под кормовой поручень, а другой — с помощью специальной наделки — поворачивать румпель; руками в это время следует держаться за носовой поручень и гика-шкот. Такое положение позволяет быстро перемещать центр тяжести далеко за борт и хорошо удифферентовывать судно на всех курсах. При известных навыках можно полностью избежать попадания воды на палубу.