Автор проекта «Мышки» М. Плючиньский любезно предоставил редколлегии сборника чертежи своего швертбота, которые мы и воспроизводим.
«Мышка» — маленький двухместный швертбот для ближнего туризма. Благодаря малым размерам и весу его можно перевозить на крыше легкового автомобиля, на прицепе за мотоциклом и багажом по железной дороге. Корпус весит всего 40 кг, поэтому «Мышку» легко вынимают из воды и даже переносят на небольшое расстояние два человека. Каюты на швертботе нет (как и на любом судне таких размеров!), но кокпит очень просторный; для ночлега над кокпитом разбивается палатка.
Основные элементы швертбота
Длина наибольшая, | 2,90 |
Длина по КВЛ. м | 2,62 |
Ширина наибольшая, м | 1,30 |
Ширина по КВЛ, м | 1,05 |
Высота борта на миделе, м | 0,40 |
Высота надводного борта, м | 0,28 |
Осадка корпуса, м | 0,12 |
Осадка со швертом, м | 0,80 |
Площадь паруса, м2 | 5,0 |
Вес корпуса, кг | 40 |
Полное водоизмещение, кг | 177 |
Днище хорошо защищено от повреждений брусковыми наружными стрингерами (в кормовой части). Сняв руль и шверт, можно уменьшить осадку до 12 см и на веслах проходить самые мелкие места; вынутый шверт служит дополнительной банкой для гребли.
Конструкция швертбота очень проста и рассчитана на самостоятельную постройку силами любителей. Фанерный корпус — плоскодонный с остроскулыми обводами; поперечного набора на днище и бортах нет. Для облегчения гибки привальный брус и скуловой стрингер сделаны составными — из двух изгибаемых по отдельности и склеиваемых на месте реек.
Таблица 1
Применено самое простое парусное вооружение типа кэт. Мачта не имеет стоячего такелажа и свободно вставляется в пяртнерс и степс. Чтобы уменьшить площадь паруса («взять рифы»), мачту вращают, наворачивая на нее парус. Нижняя шкаторина паруса к гику не крепится.
Для постройки швертбота необходимы следующие основные материалы:
- водоупорной фанеры толщиной 5 мм — 3 листа по 1,25X2,13 м, т. е. 8 м2;
- сосновых досок: 19X80 — 40 пог. м; 25X250 — 2,5 пог. м; 32X150 — 5 пог. м. На отходы надо набавить еще 30% (около 0,08 м3);
- гвоздей длиной 25 мм — 1 кг;
- шурупов (винтов): 3X15 —100 шт.; 3X25 — 30 шт.; 5X60 — 10 шт.;
- льняной олифы — 2 кг;
- бесцветного лака — 250 г;
- цветного лака — 2 кг;
- хлопчатобумажного полотна шириной 80 см — 9 пог. м;
- пенькового троса ∅ 6—7 мм — 20 пог. м;
- хлопчатобумажного троса 010 мм — 4 пог. м;
- водоупорного клея — 1 кг.
Сборку корпуса лучше производить на стапеле (см. чертеж) из двух продольных досок, поставленных на ребро на козлы соответствующей высоты, и четырех поперечных до сок в местах установки шаблонов и форштевня. Общая плоскость — рабочая поверхность — поперечных досок должна быть строго горизонтальной во избежание перекоса бортов. Над стапелем по середине его ширины натягивается струна, с которой весками выносится положение диаметральной плоскости судна. Затем при помощи вертикальных стоек на поперечные доски ставят шаблоны поперечных сечений корпуса с проверкой их положения относительно вертикали и ДП. Кормовым шаблоном служит транец, а носовым — форштевень, заранее изготовленные по приводимым чертежам и установленные с соответствующим наклоном.
При раскрое фанерных листов детали обшивки, на схемах обозначенные буквами А÷G, следует размещать так, чтобы волокна лицевого слоя фанеры располагались вдоль лодки. Все соединения надо склеивать водостойким фенольным или мочевинным клеем. Гвоздей нужно забивать как можно меньше.
Грунтовку поверхностей необходимо производить льняной (не синтетической!) олифой, подогретой до 60° С. Для окраски корпуса выбирают масляные, силиконовые или масляно-смоляные лаки. Красить швертбот нужно в закрытом помещении с температурой не ниже 1В°С (работы по склеиванию соединений можно выполнять при этой же или более высокой температуре).
Корпус изнутри, швертовый колодец, шверт и румпель можно покрыть бесцветным лаком, сохранив натуральный цвет дерева. Борта и палубу снаружи следует покрасить. Советуем воспользоваться одним из следующих сочетаний двух красок: салатный и зеленый (вторая краска — для отделки: стрелка на бортах и т. п.); желтый и коричневый; серый и красный; кремовый и синий; голубой и коралловый.
Воздушные емкости (мешки) изготовлены из мотоциклетных камер и обшиты толстым полотном. Мешки закрепляются непосредственно под палубой. Емкость воздушных мешков около 90 л.
Таблица 2
Эмблему класса — силуэт мышки — надо вырезать из темно-серого сатина и пришить с обеих сторон паруса; чтобы хвостик (из серой тесемки) свисал свободно, закрепите только его верхний конец.
Рассмотрим коротко рекомендуемую последовательность постройки швертбота.
1. Тщательно изучить чертежи.
2. Изготовить стапель — монтажный стол.
3. Сделать транец, форштевень и 3 шаблона поперечных сечений — монтажные рамы.
4. Раскроить листы фанеры. Вырезать и обработать борта, если нужно состыковав каждый борт из двух частей.
5. Установить и закрепить на монтажном столе шаблоны поперечных сечений, транец и форштевень.
6. Временно прикрепить борта к шаблонам, транцу и форштевню и определить малки — углы, под которыми следует подрезать края форштевня и транца, чтобы борта плотно к ним прилегали.
7. Снять форштевень и транец и, обработав их вертикальные края по малкам, снова закрепить на столе.
8. Проверить (еще раз) с помощью струны в ДП и отвеса (веска) правильно ли установлены на столе шаблоны, транец и форштевень.
9. Окончательно соединить борта с форштевнем и транцем.
10. Обогнуть, подогнать и приклеить первый слой (внутренние рейки) скуловых стрингеров одновременно к обоим бортам; когда клей высохнет, обогнуть, подогнать и приклеить с запрессовкой струбцинами второй слой (наружные рейки).
11. Обогнуть и закрепить киль, кнопы и нижние кормовые горизонтальные кницы.
12. Выровнять края бортов и транца, наложить и прикрепить днище. Когда клей высохнет, края его прострогать от середины к концам.
13. Снять корпус с монтажного стола (вместе с шаблонами) и закрепить привальные брусья — сначала внутренние, а затем и наружные рейки одновременно на оба борта.
14. Закрепить все подпалубные связи и остальные детали набора: носовой и кормовой карленгсы, бимсы, брештук, кормовые верхние горизонтальные кницы, палубные стрингеры, обделку кокпита, полубимсы, бортовые полу-шпангоуты, стойки обделки кокпита и пяртнерс. По мере установки и закрепления деталей набора, в первую очередь — бимсов, шаблоны поперечных сечений нужно вынимать, следя за тем, чтобы корпус не деформировался.
15. Закрепить днищевые стрингеры — елани (на клею и шурупах).
16. Изготовить и пригнать к килю швертовый колодец, вырезать щель в днище и закрепить колодец на клею и винтах.
17. Закрепить степс и накладку степса; поставить подлегарсы.
18. Вырезать отверстие для прохода мачты в носовом карленгсе.
19. Выровнять края всех палубных связей в одной плоскости, чтобы палуба хорошо прилегала к набору. В местах стыкования частей палубного настила поставить (врезать в набор) подкладные стыковые планки Поставить и приклеить палубу.
20. Закрепить наружный брусковый киль в носовой части и наружные днищевые стрингеры — полозья, а также накладку на форштеьень; придать им соответствующую обтекаемую форму.
21 Срезать нижний край привального бруса и пригнать буртик-брызгоотбойник. Пригнать детали комингса кокпита. После покрытия швертбота лаком окончательно закрепить комингс кокпита и буртик.
22. Все поверхности швертбота ошкурить и загрунтовать олифой; после высыхания зашпаклевать, неровности зачистить и покрыть корпус первым слоем лака.
23. Пока окрашенные части швертбота сохнут, сделать мачту, гик, шверт, перо руля, детали вооружения и сшить парус.
24. Пригнать оковки; покрыть вторично лаком корпус и рангоут, после чего закрепить оковки.
25. Поставить гик, пригнать и закрепить гика-шкот, фал, оттяжку шкотового угла и швартовный конец. Поставить парус.
26. Проверить, все ли хорошо действует. Спустить лодку на воду.