Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittime». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.
Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.
Тип парусного вооружения — бермудский кэт.
Основные элементы малого катамарана
Длина наибольшая, м | 2,43 |
Ширина наибольшая, м | 1,34 |
Ширина корпуса, м | 0,30 |
Осадка со швертом, м | 0,42 |
Осадка без шверта, м | 0,13 |
Вертикальный клиренс, м | 0,23 |
Полное водоизмещение, кг | 120 |
Вес, кг | 40 |
Площадь парусности, м2 | 5,3 |
Площадь смоченной поверхности, м2 | 2,1 |
Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на ⅓.
Материалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен. Его недостаток — больший, чем у фанеры, удельный вес (γ ≈ 1 г/см3).
Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара.
Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.
Несколько шпангоутов в районе миделя имеют одинаковую форму. Это позволило обшить район цилиндрической вставки двумя продольными листами, обеспечив прочность и жесткость корпуса.
Швертовые колодцы для кинжальных швертов сделаны сквозными — от палубы до дна.
Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне.
Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64 X 80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки п = 3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс. Перевозя катамаран «в сборе» можно поменять левый и правый корпуса местами; это уменьшит ширину катамарана почти в 1,5 раза.
Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.
Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой.
Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.
Парус площадью 5 м2 сшит из перкаля АМ-100. Центр парусности расположен на 2% в корму от ЦБС. В небольших пределах (±2%) центровку можно регулировать, изменяя наклон мачты в ДП перемещением точек крепления ее ног на палубе. Перемещением рулевого по длине судна можно изменять дифферент катамарана и положение ЦБС.
Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана.
Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.
Для проверки полученных расчетных значений сопротивления и тяги паруса были использованы графики и данные, помещенные в предыдущих номерах сборника.
Действительную скорость можно определить по уровню скоростного напора воды. С этой целью достаточно прикрепить к мачте прозрачную трубку с опущенным под воду и отогнутым вперед концом. Колебания водяного столба в трубке можно уменьшить установкой дросселя или присоединением воздушного колпака.
Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой.
Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.
Предварительное определение других качеств такого «карманного» судна вряд ли целесообразно, но тем больший интерес представят его испытания в начале летнего сезона 1966 г.
Для желающих построить подобный катамаран необходимо сказать, что стоимость всех израсходованных материалов не превышает 30—35 руб. Треть этой суммы приходится на парус из ткани АМ-100, которую можно заменить и более дешевой.