Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Моторные лодки
  • 1967 год
  • На конвейере моторная лодка «Вятка»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Четырехместная моторная лодка Стрекоза
Моторная лодка на подводных крыльях
Моторная лодка «Кострома»
Моторная лодка «Альга»
Сибирская моторная лодка «Струйка»
Моторная лодка Акула
Моторная лодка для автомобиля
Моторная лодка «Альга»
Серийная прогулочная моторная лодка «Ока»
Фанерная моторная лодка для мотора «Вихрь»
Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
Дюралюминиевая моторная лодка «Казанка-2М»
Спортивно-прогулочная моторная лодка «Радуга»
Моторная лодка «Супер-Альга»


На конвейере моторная лодка «Вятка»

Год: 1967. Номер журнала «Катера и Яхты»: 9
          0


В седьмом выпуске сборника мы познакомили читателей с проектом новой дюралюминиевой мотолодки «Прогресс», которая спроектирована специально для новых мощных подвесных моторов и должна в недалеком будущем заменить устаревшую «Казанку». Сейчас мы рады сообщить, что «Прогресс» прошел заводские испытания и, вероятно, в текущем году лодка уже появится в магазинах. Правда, цена ее покажется несколько высокой — она вдвое превышает стоимость «Казанки». Однако не следует забывать, что за эти деньги покупается судно, неизмеримо более безопасное, прекрасно оборудованное и готовое к комфортабельному путешествию без дополнительных переделок. По существу — это уже небольшой катер, на котором можно установить и стационарный двигатель.

Для тех, кто еще только начинает заниматься водным туризмом и не решается тратить сразу крупную сумму на приобретение такой лодки и мотора, предназначается описываемая ниже мотолодка «Вятка». Конструкторы использовали для изготовления ее корпуса очень надежный и недорогой древесный пластик — шпон, который зарекомендовал себя с лучшей стороны во время многолетней эксплуатации известных прогулочных шлюпок ШПШ-З. Корпус новой лодки получился достаточно легким и прочным, а главное — очень дешевым. Лодка со снабжением стоит всего 165 рублей и, вероятно, многие волжане уже в-прошлом году стали владельцами «Вятки». «Вятка» имеет вполне современные обводы, чем выгодно отличается от «Казанки». Однако и & этом случае конструкторы недостаточно решительно использовали положительный опыт проектирования малых катеров. Так, ширина лодки, все же недостаточна (несмотря на то, что она наг 150 мм больше, чем у «Казанки»), Ширину ее следовало бы сделать равной 1500—1600 мм; тогда, остойчивость лодки дополнительно возросла бы, и на нее можно было бы ставить мотор мощностью до 30 л. с., а при увеличении нагрузки скорость лодки падала бы в меньшей степени. Представляется также излишним завал бортов у транца, который отсутствует на большинстве современных моделей.



Информация об изображенииМоторная лодка «Вятка» на ходу
Моторная лодка «Вятка» на ходу
 
Легкая шпоновая мотолодка «Вятка», разработанная для массового производства и широкой продажи населению, предназначена для туризма на реках, озерах и вдоль морских побережий.

«Вятка» имеет почти одинаковые размерения с широко известной дюралевой «Казанкой», но обводы ее корпуса обеспечивают более высокие мореходные качества. Днище в носу имеет значительную килеватость; скула у форштевня поднимается достаточно высоко над ватерлинией, борта Имеют развал в носовой части.


Основные данные мотолодки

Длина наибольшая, м4,4
Ширина наибольшая, м1,36
Ширина по скуле у транца, м1,20
Высота борта на миделе, м0,54
Вес мотолодки со снабжением, кг135

Мотолодка рассчитана на установку подвесного мотора «Москва» мощностью 10 л. с. Под этим мотором с пятью человеками на борту скорость лодки составляет 14 км/час; с одним водителем лодка развивает скорость 31 км/час-Может быть установлен также «Вихрь» или новый мотор «Ока-16» мощностью 17 л. с.

В случае необходимости можно передвигаться на веслах? при ходе под мотором весла крепятся на бортах специальными скобами, что предотвращает возникновение дополнительного шума.

Информация об изображенииМоторная лодка «Вятка»
Моторная лодка «Вятка»
 
Носовая часть и борта шлюпки запалублены. Кокпит оборудован тремя поперечными банками-сиденьями. Средняя банка — съемная; сняв ее, можно оборудовать два спальных места. Под кормовой и носовой банками закреплены блоки из пенопласта, обеспечивающие непотопляемость лодки: полностью заполненная водой лодка может поддерживать на плаву пять человек. В носовой части палубы имеются подкрепления для ветрового стекла. По днищу кокпита между кормовой и носовой банками установлены съемные пайолы.

Для крепления лодки на стоянках в носовой части предусмотрена утка с фалинем длиной 3,5 м.

Обшивка корпуса выполнена из березового авиационного шпона толщиной 1,15 мм. Днище выклеено из шести слоев шпона, борта — из четырех, склеенных между собой водоупорным смоляным клеем 8ИАМ-БЗ автоклавным способом. Первый и последний слои набраны из шпона 1-го сорта, остальные слои — из шпона 2-го сорта.

Днищевого набора, если не считать киля и скуловых стрингеров, в корпусе нет. Форштевень, скуловые и привальные брусья — клееные из сосновых реек. Скуловые и привальные брусья, транец, бортовые кницы и опорные бруски банок — подлегарсы — приклеены к обшивке и поставлены на шурупы, благодаря чему создается весьма жесткий корпус лодки.


Следует заметить, что стоимость этой мотолодки благодаря применению шпона и механизированного способа изготовления значительно ниже пластмассовой и даже алюминиевой. При соответствующем уходе шпоновая лодка будет служить своему владельцу так же долго, как и пластмассовая.

Транец скрепляется с привальными брусьями при помощи стальных угольников на винтах и с килем при помощи стального угольника на болтах. 8се крепежные изделия оцинкованные. На наружной стороне корпуса по скуле и привальному брусу установлены буртики из ясеня. На носовой части палубы закреплена оковка, выполненная заодно с уткой. Киль и форштевень защищены снаружи стальной полосой, закрепленной шурупами. На внутренней стороне транца установлен рым для крепления мотора штертом.

Информация об изображенииКонструктивный чертеж
Конструктивный чертеж
 
Технология постройки предусматривает производство массовой серии автоклавным способом. Для выклейки корпуса изготовляется деревянный болван. По шаблону полу-широты делают основание болвана, на которое по струне выставляют шаблоны шпангоутов, вырезанные из бакелизированной фанеры толщиной 10—20 мм. Промежутки между шаблонами — шпации — заполняются сосновыми брусками сечением 50X200 (на клее 8ИАМ-БЗ), уложенными пласть на пласть по образующей болвана. После высыхания клея выступающие за шаблоны края брусков сострагивают и обрабатывают до получения чистой поверхности по обводам теоретического чертежа. Проверку плавности обводов производят рейкой и контршаблонами. После этого болван оклеивают двумя-тремя слоями авиационного шпона толщиной 1,15 мм (на клее 8ИАМ-БЗ) и ошкуривают. 8 болване вырезают пазы для укладки в них киля и скуловых брусьев и устанавливают его на специальную тележку. Болван готов для многократного использования.

Перед выклейкой корпуса болван обмазывают петролату-мом, чтобы обшивка к нему не приклеивалась. 8 пазы укладывают киль с форштевнем и закрепленным транцем, а затем скуловые брусья, которые крепят шурупами к форштевню и транцу. После этого приступают к набору обшивки. Днище от транца до миделя набирают от борта до борта из целого шпона, не разрезая по килю; в носовой части из-за килеватости днища шпон приходится на киле разрезать. Первый слой шпона располагают под углом 40—-60° к ДП. Каждый последующий слой укладывают перпендикулярно предыдущему. Полоса шпона с обеих сторон обмазывается клеем в специальном станке, укладывается впритык к предыдущей полосе того же слоя и прибивается мелкими гвоздиками к килю и скуловым брусьям. По окончании набора первого слоя на него наносят клей и приступают к набору второго слоя и т. д. Борта шлюпки набираются аналогично днищу в такой же последовательности.


Полностью набранный корпус обкладывают бумагой и накрывают специально склеенной по обводам шлюпки резиновой пресс-камерой, после чего тележку с болваном закатывают в автоклав. Крышку автоклава плотно закрывают, после чего в нем создается давление, а из-под пресс-камеры выкачивается воздух; в результате все слои шпона плотно прижимаются к болвану. Для ускорения полимеризации клея температура воздуха в автоклаве поддерживается порядка 40—50° С. После часа выдержки тележку выкатывают, готовый корпус лодки снимают с болвана и приклеивают борта к транцу.

Информация об изображенииТеоретический чертеж
Теоретический чертеж
 
Выклеенный корпус устанавливают в специальный кондуктор, по которому обрезают припуск на верхних кромках бортов ручной дисковой электропилой; корпус тщательно ошкуривают с обеих сторон для удаления наплывов и подтеков клея. Затем на клее ВИАМ-БЗ с запрессовкой мелкими гвоздями устанавливают привальные брусья и крепят их в корме и носу, ставят бортовые кницы, бимсы, брештук и комингсы кокпита. После этого также на клею и гвоздях крепится палуба, вырезанная из фанеры по шаблону. Банки-сиденья и подножные решетки собирают в специальном кондукторе, что позволяет устанавливать их в лодку без подгонки по месту.

Лодку тщательно шпаклюют шпаклевкой НЦ-ОО-8 или ПФ-ОО-2 и ошкуривают, после чего она поступает на окраску. Лодка окрашивается за два раза нитроглифталевыми эмалями (подводная часть до скулы — в красный цвет, борта и транец — в белый, внутренняя поверхность и палуба — в голубой, кремовый или светло-зеленый цвета). Подножные решетки, банки-сиденья и буртик комингса кокпита покрываются бесцветным лаком АВ-4.


Мотолодка снабжается двумя веслами с уключинами, черпаком и носовым фалинем.

Постройка мотолодок ведется на конвейере поточно-позиционным методом. На каждой специально оборудованной позиции выполняется какая-либо определенная операция. Например, одна бригада на одной позиции выполняет установку привальных брусьев, бортовых книц и бимсов, после чего корпус передвигается на следующую позицию, где другая бригада настилает палубу, ставит буртики, оковки и т. п. При поточном методе ускоряется Цикл постройки, значительно снижается себестоимость мотолодки при высоком качестве продукции.

«Вятка» может быть построена и любителями (с обшивкой из авиационной или бакелизированной фанеры толщиной 5 мм). Палубу можно изготовить из фанеры ФСФ сорта В. При этом необходимо изготовить и установить поперечный набор — шпангоутные рамки с вырезами для прохода брусьев продольного набора — и по одному днищевому стрингеру на борт.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Катер «Рубин-II» с водометным движителем
Универсальная дюралевая лодка «Прогресс»
Лодки «долбенки»
«Карманный» катамаран Колибри
Малая крейсерская яхта «Спрей» любительской постройки
Моторная лодка «Альга»
Моторная лодка «Супер-Альга»
Дополнение к информации о катере-амфибии «Гном»
Пояснения к проекту катера «Тисса»
Дополнительная информация о катере «Тайфун»
Легкий и простой по конструкции катер «водный пикап»
Тримаран «Матамона»
Быстроходный катер с одним подводным крылом «Ветер»
Подъемно-откидные крылья для «Казанки»
Двухместная лодка для подвесного мотора «Стрела»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
На конвейере моторная лодка «Вятка»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Лодка из кровати-раскладушки
Крейсерская армоцементная яхта-компромисс «Мечта»
Яхта-поплавок для развлечения и обучения
Яхта «Буревестник» из 16-весельного баркаса
Гидрокарт «Пигмей» для самостоятельной постройки
Сибирская моторная лодка «Струйка»
Разборная плавучая дача «Ладога ДБ»
Крейсерский катамаран «Янка Маур»
«Карманный» крейсерский катамаран
Туристическая яхта «Нерпа»
Проект крейсерской яхты для Черного моря
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Строим стальной водоизмещающий катер
Постройка моторной лодки с дощатой обшивкой
Конструкция парусного катамарана из байдарок «Ладога»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 34 + 47 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории