Давно уже деревянные гребные шлюпки на флотах стали редкостью. Зато во многих клубных гаванях можно встретить не только ялы, но и баркасы и гребные катера, доживающие свой век. А ведь эти прочные и неприхотливые суда, высокие мореходные качества которых признаны многими поколениями моряков, могут еще послужить яхтсменам!
Один из старых 16-весельных баркасов рижские яхтсмены переоборудовали в яхту (она получила название «Буревестник») и совершили на ней в 1965 г. увлекательное путешествие по Волге.
Главные размерения яхты такие; длина наибольшая 10,35 м; ширина наибольшая 2,90 м; высота борта на миделе 1,20 м.
Корпус баркаса, по существу, остался без изменений. С него были сняты все гребные банки, за исключением самой маленькой в носу и третьей банки от форштевня в районе грот-мачты. Болты, соединявшие снимаемые банки с кницами и корпусом, были при постройке баркаса расклепаны на гайках, поэтому теперь гайки пришлось срезать ножовкой по металлу или даже сворачивать вместе с болтом ключом с трубой (работу эту нужно выполнять очень осторожно, чтобы не повредить обшивку). Оставшиеся после болтов отверстия заглушили деревянными пробками на суриковой шпаклевке. Снятые дубовые банки в дальнейшем были использованы для изготовления бимсов и полубимсов палубы, а также комингсов рубки.
В корпус поставили поперечные переборки, а затем накрыли его палубным настилом, набранным из сосновых реек 40X20 'мм. Бимсы оперты на 40-миллиметровые шельфы, прибитые к привальным брусьям, и раскреплены висячими и горизонтальными кницами. Для водонепроницаемости пазы между рейками были проконопачены просмоленной паклей из старого пенькового троса, а настил покрыт парусиной На жидкой шпаклевке; края парусины у комингсов крепились буртиками, а у бортов — тонкими рейками. Основной дубовый буртик с бортов не снимался.
К килевому брусу прикреплен фальшкиль из двух сваренных вместе одна под другой двутавровых балок длиной около 5 м. При помощи восьми болтов из нержавеющей стали фальшкиль плотно подтянут к килю. Пространство между полками двутавров для веса заполнено бетоном на проволочной арматуре, для крепления которой в металле прорезано около 20 отверстий. По концам фальшкиля поставлены деревянные клинообразные наделки, защищенные снизу стальной полосой 5X40.
Все стрингеры внутри корпуса баркаса оставлены на месте и использованы для крепления коек и пола. Пайолы уложены на утолщенную часть шпангоутов вровень с кильсоном.
В форпике расположены (у форштевня) цепной ящик и две подвесные койки из металлических труб с сеткой, которые могут быть убраны к бортам. У переборки между койками имеется шкафчик с тремя отделениями.
В каюте размещены два дивана, в ящиках которых хранятся продукты, не боящиеся влаги, и спасательные принадлежности. К пасынкам грот-мачты прикреплен шкаф для сухой провизии. Крышка стола оригинальной конструкции состоит из трех продольных досок (20X100 см), соединенных столярной петлей; боковые доски опускаются. Две стойки стола наглухо прикреплены к кильсону, а к средней доске крышки подвешен маятниковый противовес (грузом служат аккумуляторы). Благодаря такому устройству стола крышка его при качке сохраняет горизонтальное положение, а из аккумуляторов не выливается электролит.
В кормовой части каюты оборудованы шкафы для верхней одежды, вплотную к которым примыкают два стола — тумбочки (один для посуды, второй для штурманских приборов). Вдоль кокпита в «гробах» расположены две койки, с доступом к ним из каюты через люки в переборке.
В комингсе рубки, имеющем высоту 400 мм, прорезаны иллюминаторы (по три овальной формы на бортах и в носу два круглых).
В ахтерпике размещены две трубчатые подвесные койки.
Яхту вооружили бермудским кэчем. Обе мачты установлены в пасынках из дубовых досок, проходящих от кильсона через палубу.
Общая площадь парусности 62 м2; в том числе площадь грота — 30 м2, бизани — 15 м2, стакселя — 17 м2. Грот и стаксель изготовили из старых парусов баркаса. Грот- и бизань-мачты раскреплены двумя парами основных вант по каждому борту. Диаметр грота-вант 6,5 мм, топ-вант грот-мачты — 4,5 мм, основного штага — 12 мм. При постановке топового стакселя основной штаг убирается к мачте.
Морской 127-миллиметровый компас установлен на поперечной доске в середине кокпита. Питание бортовых огней, ламп освещения компаса и кают — от щелочных аккумуляторов. В снабжение яхты входят два якоря (20 и 40 кг), водоотливные средства, спасательные пояса и нагрудники, спасательный круг, якорный канат длиной 70 м и завозной канат длиной 60 м.
Старый руль баркаса не обеспечивал достаточную поворотливость яхты. Новое поднимающееся (как у швертбота) перо руля площадью 1 м2 изготовлено из стали и навешено на штатные петли.
Все работы по переоборудованию баркаса в яхту были выполнены своими силами, кроме изготовления мачт и пошивки парусов.
Яхта «Буревестник» вышла на испытания еще в навигацию 1964 г. на Рижском заливе; при ветре до 7 баллов она показала высокие мореходные качества. На сильном волнении яхта почти не принимает воды на палубу, легко всходит на волну. Скорость хода в бакштаг при 5—6-балльном ветре — до 6 узл. Недостатком яхты является малая крутизна лавировки, с чем, однако, в дальнем походе можно мириться. Яхта обладает достаточной обитаемостью для длительных дальних спортивных плаваний.
В начале следующей навигации яхту перевезли (на автомашине «Колхида») из Риги в Москву, где уже находилась яхта «Сюрприз» из Вентспилса. Обе команды (взрослых было только двое — командиры яхт) состояли из учащихся 6—10 классов рижской 40-й средней школы, в которой был организован самодеятельный яхт-клуб. Многие учащиеся этой школы еще раньше участвовали в парусных походах по маршрутам: Рига — Ленинград — Петрозаводск и обратно; Рига — Березино (на автомашине) — Киев — Херсон — Одесса — Севастополь — Керчь — Волгоград — Рыбинск — Ленинград — Рига (по городам-героям) и в других путешествиях. Некоторые из них стали чемпионами Латвии по дальним спортивным плаваниям.
Теперь наши яхты вышли в поход по маршруту Москва — Горький. Мы побывали в столице нашей родины, прошли каналом имени Москвы, ознакомились с Рыбинским и Горьковским водохранилищами, с красавицей Волгой; особенно нам понравился район Плеса. Ребята встречались с волжскими речниками и рабочими, со своими сверстниками в пионерских лагерях, где мы были частыми и желанными гостями. Очень интересным было знакомство с работой Горьковского детского речного пароходства им. Аркадия Гайдара; более 600 мальчиков и девочек изучают здесь зимой речные специальности, а летом на двух своих теплоходах совершают плавания по Оке и Волге. Юные костромичи также показали нам свое судно — теплоход «Козьма Минин». Яхтсмены обменивались с новыми друзьями вымпелами, сувенирами и адресами. Неизгладимое впечатление оставило посещение огромного Горьковского автозавода.
За время похода мы хотели узнать побольше об участии наших земляков-латышей в гражданской войне. Удалось выяснить много интересного. Так, нам рассказали, что в подавлении контрреволюционного восстания в г. Угличе самое активное участие принял состоявший из латышей отряд по охране водных путей.
Ребята хорошо отдохнули, закалились, приобрели морскую выучку, выполнили спортивные разряды.
В заключение отметим, что сейчас в Риге переоборудован в яхту еще один 16-весельный баркас. Судно называется «Четыре Ветра». Яхта имеет площадь парусности 75 м2; на ней установлен дизель мощностью 40 л. с.