При выборе варианта и определении веса балласта следует в первую очередь позаботиться об остойчивости яхты. Для плавания по большим водохранилищам или морским заливам с преобладающими сильными ветрами и при достаточных глубинах стоянок нужно предпочесть вариант с центральным килем при весе балласта около 200 кг. В этом случае хорошо построенная яхта с самоотливным кокпитом будет обладать практически неограниченной мореходностью.
Для плавания в мелководных районах лучше установить два балластных скуловых киля такого же общего веса. Естественно, что остойчивость такой яхты будет несколько хуже: в свежий ветер придется заходить в убежище или даже вытаскивать судно на берег. При более легких условиях плавания (по озеру, реке) вес килей может быть снижен до 100 кг.
Размерения и обводы яхты выбраны по данным хорошо зарекомендовавших себя зарубежных судов подобного типа. «Нерпа», конечно, не такой хороший ходок, как «звездник», зато в ее корпусе размещаются три спальных места, шкаф и камбуз. Большая ширина, высокий борт и балластные кили (тем более, киль в ДП) обеспечивают высокие мореходные качества яхты.
Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 5,68 |
Длина по КВЛ, м | 4,68 |
Ширина наибольшая, м | 2,12 |
Ширина по скуле, м | 1,80 |
Осадка при полной нагрузке, м: | |
вариант с килем в ДП (200 кг) | 0,90 |
со скуловыми килями | 0,62 |
Водоизмещение при осадке по КВЛ, кг | 930 |
Площадь парусности, м2 | 16,0 |
Изменять размеры этой яхты в ту или другую сторону не рекомендуется. При необходимости лучше воспользоваться чертежами подобных судов, опубликованными в других выпусках сборника: яхты длиной 4,5 м со скуловыми килями (2-й выпуск); «Лоцмана» (1 и 5-й выпуски) и «Паруса-2» (6-й выпуск) длиной по 6,7 м; швертбота «Т» (2-й выпуск) длиной 7,8 м и яхты «Юность» (3-й выпуск) длиной 8,3 м.
При постройке могут быть внесены некоторые упрощения в конструкцию. Например, транец можно выполнить плоским и с меньшим наклоном, а руль просто навесить на транце.
Корпус яхты можно построить с обшивкой из фанеры — бакелизированной (толщиной 5—7 мм) или авиационной (толщиной 6—10 мм), из реек сечением 25X16 или из досок толщиной 12— 14 мм на пазовых рейках; конструкция набора при этом принципиально не изменится. Можно даже сварить или склепать корпус из стальных листов толщиной 1,5 мм со шпангоутами из угольника 32X32X3 при шпации 300 мм; в этом случае рубку лучше сохранить деревянной для уменьшения веса конструкции.
Начинать постройку нужно с вычерчивания на листе фанеры или плотной бумаги шпангоутов и форштевня в натуральную величину. Используя данные теоретического чертежа и таблицы плазовых ординат, вы получите линии, соответствующие наружной поверхности корпуса; от этих линий нужно отложить внутрь корпуса толщину материала обшивки. По полученным таким образом новым линиям в дальнейшем и производится сборка шпан-гоутных рамок. На высоте 1100 мм над основной линией на чертеже нужно провести контрольную линию (шергень-линию), необходимую для правильной сборки шпангоутов и всего корпуса яхты на стапеле.
Размеры шпангоутных рамок приведены на чертежах. Сборку их лучше всего выполнять на медных гвоздях-заклепках с применением водостойкого клея. Верхние концы шпангоутов соединяются шергень-планкой, прямолинейная наружная кромка которой должна совпадать по высоте с шергень-линией. Впоследствии на этих планках шпангоутные рамки устанавливают на стапеле.
Киль вырезают из доски не тоньше 24 мм. Ширина его указана в таблице плазовых ординат (полуширота для шпунта); ширина резенкиля в каждом сечении должна быть на 60 мм больше ширины киля.
На чертежах показана конструкция соединения форштевня с килем при помощи кнопа, изготовленного из прямослойной доски. Форштевень можно выклеить из гнутых реек толщиной 6—10 мм. До установки на стапель форштевень обрабатывается по размерам, указанным на поперечных сечениях, причем шпунт для обшивки выбирать полностью не следует; чистовую обработку шпунта лучше делать после подгонки привальных брусьев и скуловых стрингеров.
Сборка корпуса осуществляется вверх килем и начинается с установки на стапеле шпангоутных рамок. Киль и резенкиль крепят к каждому флору двумя болтами М6—М8. Крепление скуловых стрингеров к шпангоутам выполняется при помощи металлических угольников на заклепках. Во флортим-берсы шп. 2—4½ врезают днищевые стрингеры для крепления скуловых килей; эти стрингеры должны быть надежно связаны с флортимберсами металлическими угольниками или деревянными накладками, как показано на шп. 3. В случае применения фанерной обшивки в топтимберсы врезают также дополнительные бортовые стрингеры (по одному на борт).
Сначала обшивают борта яхты, а затем днище. Обшивку крепят медными гвоздями или оцинкованными шурупами диаметром 4 мм. Шаг крепежа по шпунтам форштевня и киля около 40 мм, по привальным брусьям и шпангоутам 100 мм. При реечной обшивке на клею каждую рейку крепят к шпангоуту и к ранее поставленной рейке (кромка к кромке).
После снятия со стапеля корпус рас-кантовывают, шергень-планки на шп. 1, 2, 3 и 7 заменяют бимсами, а к привальным брусьям в районе рубки прибивают сухари для крепления комингсов. Затем необходимо собрать каркас рубки и заготовить бортовые комингсы. В бимсы врезают карленгсы кокпита и мидельвейс, устанавливают носовую палубу из фанеры или реек δ=10—12 мм.
Сборку рубки следует начать с установки комингсов. Между поверхностью комингса и сухарями на привальных брусьях надо проложить парусину на сурике или белилах (еще лучше — на клею или эпоксидной смоле); от тщательности выполнения этого соединения зависит водонепроницаемость рубки. Затем к комингсам крепят шельфы, в которые врезают бимсы рубки; настилают крышу из реек или фанеры.
Перед тем как настилать оставшуюся часть палубы, нужно смонтировать кокпит, установить койки и шкафчик. Коробка кокпита должна быть водонепроницаемой; ее рекомендуется сделать из фанеры или оцинкованного кровельного железа толщиной δ = 0,6÷0,8 мм (в последнем случае лучше пригласить опытного жестянщика).
Скуловые кили лучше всего вырезать из листовой стали толщиной 8 или 18 мм. В первом случае вес конструкции каждого киля будет 30 кг, во втором 60 кг. Необходимый дополнительный балласт может быть приварен в виде полос или цилиндрических болванок к скуловым килям, либо закреплен на киле в ДП (см. упомянутую статью во втором выпуске). К верхней кромке килей необходимо приварить фланец (из полосы) для крепления к днищу. Эту операцию рекомендуется выполнять в такой последовательности:
- подогнать фланец по обводам днища, разметить и просверлить отверстия под болты;
- закрепить фланец на болтах к днищу, проложив прокладку из асбеста;
- снять по месту фанерный шаблон и по нему обрезать верхнюю кромку скулового киля в чистый размер;
- установить киль на место, временно закрепить его к фланцу электроприхватками;
- снять киль и заварить шов.
На эскизе показана другая конструкция скуловых килей, более удобная для подгонки к днищу. Здесь основная часть балласта изготовляется из отходов металла, которые затем заливаются цементом. Куски металла хорошо сварить (или связать проволокой) между собой и приварить к «щеке» — листу 1, а наружный слой цемента армировать мелкой металлической сеткой. Крепежные болты должны проходить сквозь дополнительный днищевой стрингер; под головки болтов надо положить квадратные шайбы из стали толщиной 3—4 мм.
Крышу рубки и палубу следует покрыть парусиной, загибая ее концы под буртики и штапики. Еще лучше применить для этой цели стеклосетку на полиэфирной смоле. Последняя может быть использована и для оклеивания всего корпуса яхты (см. например, статью И. А. Соколова, вып. 9).
Степс мачты сваривают из 3-миллиметровой стали и устанавливают на деревянную подушку на крыше рубки; бимс под мачтой имеет усиленное сечение и раскрепляется кницами, доходящими до привальных брусьев.
Основные размеры рангоута и парусов приведены на общем виде яхты. На транец можно навесить кронштейн для подвесного мотора «8етерок», под которым «Нерпа» идет со скоростью около 15 км/час. Подходящая конструкция кронштейна приведена во 2-м выпуске в статье о швертботе класса «Т».
«Нерпа» обладает большой грузоподъемностью. Кроме трех человек, для ее загрузки по КВЛ на борт можно принять еще около 200 кг туристского снаряжения.
По имеющимся у редакции сведениям несколько яхт типа «Нерпа» уже строят в различных районах нашей страны и, по крайней мере, две-три яхты спущены на воду. Было бы очень интересно услышать мнение судостроителей-любителей и яхтсменов-туристов о конструкции и эксплуатационных качествах этой яхты.