По нашему мнению, туристское судно, которому «на роду написано» уходить далеко от базы, должно обязательно объединять в себе положительные качества катера и парусника. Нет ветра — работает двигатель; дует хороший попутный ветер — поднят парус, экономится горючее, а если необходимо, можно идти под мотором и парусом одновременно. Судно должно иметь минимальную осадку, чтобы можно было ходить по мелководью и малым лесным рекам, приставать к любому берегу.
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м | 5,8 |
Длина по КВЛ, м | 5,0 |
Ширина наибольшая, м | 2,0 |
Ширина по КВЛ, м | 1,7 |
Высота надводного борта, м | 0,6 |
Осадка, м: | |
корпуса | 0,2 |
со швертом | 1,4 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 12 |
стаксель | 4,5 |
всего | 16,5 |
Исходя вот из этих предпосылок, мы и пришли к мысли, что ньиболее подходящим судном будет небольшой каютный швертбот с подвесным мотором.
Такой малый крейсерский швертбот «Стриж» был спроектирован и построен нами в 1963 г.
Обводы корпуса типа шарпи с выпукло-килеватыми днищевыми шпангоутами. Шпация 0,5 м. Так как днищевая часть имеет сравнительно сложную форму, она обшита досками толщиной 12 мм вгладь на пазовых рейках. Борта, палуба, рубка, койки, мебель и крышки люков — из водостойкой фанеры. Кокпит — самоотливной.
Заваливающаяся мачта высотой 6,5 м установлена на крыше рубки, подкрепленной двумя усиленными бимсами из 20-миллиметровой фанеры, между которыми устроены удобные полки для мелких вещей и аккумуляторов или батарей освещения.
В каюте имеются три койки, шкаф для одежды и камбуз. Над койками подвешены багажные сетки. Под палубой, между стенкой шкафа и стенкой кокпита устроены погреб для продуктов и полки для посуды. На швертовом колодце смонтирован раздвижной стол.
Подвесной мотор «Стрела», а лучше «Ветерок» или «Москва», установлен в колодце («щели»), что позволяет ему свободно откидываться при ударе о препятствия; неработающий мотор при ходе под парусами и при подходе к мелкому берегу крепится в наклонном положении. В ахтерпике оборудованы два бака для горючего.
Швертбот довольно прост в постройке; втроем (двое мужчин и 14-летний мальчик) мы построили его за два с половиной месяца. И «Стриж» полностью оправдал возложенные на него надежды. За три навигации мы провели три туристских похода; Ленинград — Новгород — Ленинград с выходом в Ильмень-озеро (1963 г.), недельный поход по Финскому заливу (1964 г.), Ленинград — Петрозаводск — Кижи — Ленинград (1965 г.). Эти плавания показали, что швертбот хорошо лавирует, не боится большой волны, устойчив на ходу и хорошо слушается руля.
Описание построенного нами «Стрижа» — это наш ответ на вопрос «какая лодка нужна путешественнику?». Мы убеждены, что швертбот с подвесным мотором — наиболее перспективная основа для решения проблемы скоростного универсального туристского судна. Ведь обводы швертбота близки к обводам катера. Плоское днище, широкая транцевая корма, убирающийся при ходе под мотором шверт, уложенная вдоль корпуса мачта, — вот вам и катер с хорошей скоростью! При ходе под парусами, наоборот, опускается шверт, убирается мотор, ставятся паруса. Однако, к сожалению, ни спортивные организации, ни судоверфи всерьез не занимаются созданием небольшого и дешевого крейсерского швертбота для туризма.
Нам представляется, что двигатель на таком судне должен не выполнять вспомогательную роль, а более органически входить в его конструкцию; возможно, это будет более мощный, чем «Москва», стационарный двигатель с водометным движителем. Обводы и парусное вооружение, по-видимому, также должны претерпеть какие-то изменения. Было бы очень интересно узнать об опыте создания скоростных туристских моторнопарусных судов в других городах.