Летом 1977 г. «Шквал» был уже опробован на Киевском море. Результаты первых испытаний, а затем и плаваний в течение двух сезонов полностью нас удовлетворили. Особенно мы довольны удачной центровкой и неплохими ходовыми качествами самодельного парусного судна. Большое удовольствие плавать на нем в слабый и средний ветер! В сильный ветер (более 4—5 баллов) необходимо топовый стаксель заменять штормовым с уменьшенной вдвое площадью.
Основные данные
Длина наибольшая, м | 5,6 |
Длина по КВЛ, м | 5,2 |
Ширина наибольшая, м | 2,04 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,35/1,2 |
Масса снаряженной яхты, кг | 400 |
Площадь парусности, м2 | 13,3/18,6 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Летом 1979 г. мы с экипажем пять человек совершили двухнедельное путешествие по Киевскому морю. Плавание проходило в разнообразных погодных условиях (вплоть до штормовых) и мы еще раз имели возможность убедиться как в хороших мореходных качествах, так и в обитаемости своего туристского судна. Рулевой чувствует себя уверенно и легко справляется с управлением яхтой один. Она мягко разрезает волну, не хлопает днищем; кокпит даже при сильном ветре остается сухим. При сильных порывах ветра крен увеличивается не резко, а плавно, так что рулевой всегда успевает, если это требуется, потравить шкоты. При попутном свежем ветре на волне наблюдается некоторая рыскливость, усилия на руле возрастают (как, впрочем, и у большинства яхт). Скорость при благоприятных условиях составляет примерно, 5—6 уз.
Все необходимое (постели, одежда, палатка, посуда, продукты, рыбачьи принадлежности и другое снаряжение) весом около 200 кг свободно разместилось по всем помещениям швертбота, ничто не мешало нормальному отдыху. Особенно вместительным и удобным оказался ахтерпик. Как показал опыт этого плавания, форлюк на судах подобных размерений совершенно необходим для удобства работы с носовыми парусами и якорем.
Обводы и общее устройство яхты представлены на рисунках. Мы избрали двухскуловые обводы корпуса, что позволило применить для обшивки фанеру и в то же время избавиться от свойственной судам с одной скулой «ящикообразности». Стрингеры, привальные брусья, часть шпангоутов и бимсы изготовлены из сосны и ели; киль и нижние части шпангоутов — дубовые. Днищевая обшивка (до нижней скулы) выполнена из сосновых досок толщиной 12 мм, поверх которых уложен слой бакелизированной фанеры ФБС толщиной 5 мм. Такой же фанерой обшита остальная часть корпуса; палуба и крыша рубки изготовлены из строительной фанеры толщиной 10 мм.
Днищевая часть корпуса покрыта стеклотканью на эпоксидной смоле ЭД-5 и окрашена свинцовым суриком. Борта, палуба и рубка окрашены алкидной эмалью (грунт — алкидный белый).
Дюралевый шверт с размерами 600X1200X12 мм (его вес составляет 20 кг) расположен в герметичном колодце. Щель в киле ограничена с боков парой стальных угольников 6X100X100, установленных на днище снаружи и соединенных с килем семью болтами М8 и М10. Эти угольники могут служить основанием для крепления к ним стальных болванок балластного фальшкиля (необходимость в таком балласте весом 100—150 кг мы почувствовали при плавании в свежую погоду) или пластины бульбкиля, если строитель смирится с неизбежным при этом увеличением осадки судна.
В самоотливном кокпите свободно размещаются четыре человека. Кокпит отделен герметичной поперечной переборкой от ахтерпика, где располагается щелочная аккумуляторная батарея для питания сети освещения и сигнальных огней, хранятся подвесной мотор «Прибой» и канистры с горючим. На бортах в районе кокпита устроены две под-уключины для гребли распашными веслами, сидя на банках кокпита. Весла в походном положении размещаются вдоль швертового колодца и под днищем кокпита.
В каюте три спальных места; ноги двух спящих размещаются в «гробах» — под банками кокпита. При необходимости здесь можно устроиться на ночлег и четвертому человеку. В каюте имеются столик, шкаф для посуды, вешалки для одежды и рундуки для мелких вещей.
В носу переборкой выгорожен вместительный герметичный форпик.
Для обеспечения надежной герметичности кокпита, палубы и рубки все стыки проконопачены эпоксидной шпаклевкой (с примесью мелких древесных опилок), а затем поверхности оклеены одним слоем стеклоткани.
Мачта длиной 7,2 м сделана клееной из сосновых реек; она полая. Мачта заваливающейся конструкции установлена на крыше рубки. Под степсом крыша рубки подкреплена пиллерсом из дюралевой трубы диаметром 50 мм. Постановка мачты занимает при работе вдвоем — полчаса, завалить ее можно за 10 мин.
Нижний блок гика-шкота установлен на ползуне погона, закрепленного шурупами (впотай) на задней стенке кокпита; на ноке гика — двухшкивный блок.
Паруса сшиты из лавсана. Ванты и штаги вырезаны из стального оцинкованного троса ∅3 мм.