Катер отлично всходит на волну. Не было случая, чтобы волна его накрыла. А ведь Волга ниже Саратова достигает в ширину 10 км и волны в непогоду лишь ненамного уступают морским! Катер обладает отличной остойчивостью: с двумя канистрами бензина можно идти по борту, не боясь опасного крена. При стоянке на якорях бортовая качка малозаметна. На «шмеле» можно варить обед, не беспокоясь, что котелок слетит на слани.
Основные данные катера «Кальмар»
Длина наибольшая, м | 6,5 |
Ширина, м | 2,1 |
Высота борта на миделе, м | 1,1 |
Мощность двигателя, л., с. | 75 |
Нормальная пассажировместимость, чел. | 6 |
Конструктор «Кальмара» В. И. Васильев предостерегал будущих строителей от использования для обшивки корпуса фанеры, я же решил выбрать именно этот материал. Пришлось переделать чертежи для возможности использования фанеры, что, на мой взгляд, не отразилось на внешнем виде и ходовых качествах катера, но зато намного облегчило постройку.
Набор выклеен из сосновых реек 20X60 на эпоксидной смоле и по стыкам усилен накладками из авиационной фанеры толщиной 6 мм. Корпус обшит листами авиафанеры; на днище пошли листы толщиной 8 мм, а на борта — 6 мм. После обшивки корпус оклеен двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле.
Изменена несколько и планировка катера. Кабина — рубка — смещена ближе к носу и несколько уменьшена по высоте. Это позволило увеличить кокпит и уменьшить парусность. Длина кокпита увеличилась с 900 до 1800 мм также и за счет сокращения длины моторного отсека. Угловой реверс-редуктор вынесен в кокпит и накрыт съемным ящиком, который одновременно служит удобным столиком. В носу перед кабиной оборудован герметичный отсек, объем которого сравним с носовым багажником «Прогресса-2». Однако никогда он не был заполнен даже наполовину: все необходимое снаряжение легко размешалось под сиденьями. Также под сиденьями — в кокпите, около переборки кабины, размещены два бензобака емкостью по 60 л.
На катере установлен двигатель «ГАЗ-52» мощностью 75 л. с. Двухконтурное охлаждение, выполненное по чертежам сборника, позволяет поддерживать температуру двигателя в пределах 85—90° при любом режиме работы.
На мой взгляд, катер «ЛМ4-87М», наиболее близкий к «Кальмару» по своим размерам и планировке из выпускаемых нашей промышленностью, уступает ему и в комфортабельности, и в мореходности.
Единственным недостатком моего катера являлся большой дифферент на корму. С помощью установки на днище у транца заменяющих транцевые плиты клиньев толщиной 20 мм и длиной 400 мм этот недостаток был устранен. Клинья изготовлены из дюраля и крепятся четырьмя винтами к днищу катера. При осмотре днища или при его покраске их легко снять.
На большой попутной волне катер плохо слушается руля. Создается впечатление, что он сам пытается вывести нос из волны, «приводится», как говорят яхтсмены, но после того, как катер начнет подниматься на волну, он опять управляется нормально. Правда, подобные явления происходят на волне высотой свыше 2 м и длиной больше длины катера, по которой другие лодки, такие как «Прогресс» или «Казанка», идти просто не могут.
Пост рулевого размещен в кокпите по левому борту. Крыша каюты сделана плоской, благодаря этому на ней удобно размещать спиннинги или ружья в зависимости от времени года. На плоской крыше удобно также загорать. В каюте на ночлег спокойно размещаются четыре человека; средняя слань укладывается на сиденья, получается сплошная ровная площадка. Еще два спальных места могут быть оборудованы на сиденьях в кокпите.
Скорость на мерной миле не замерялась, но думаю, что она где-то под 40 км/ч.
Считаю, что «Кальмар» является отличным многоцелевым катером для больших водоемов, в котором сочетаются высокая мореходность, комфортабельность и скорость. Хочется выразить благодарность конструктору этого катера.