Саратовская водноспортивная база «Маяк» института «Гипропромсельстрой» была организована в 1972 г. Для ее размещения в пределах города горисполком отвел участок берега Волги длиной 42 м. Здесь уже был оборудован бетонный откос под углом 20°, имеющий ширину 15 м. На этом участке хранились 20 мотолодок, каждая из них имела индивидуальную тележку и ручную лебедку для подъема на берег. 30 лодок стояли на воде. От волн и ветра они были защищены отслужившим свой срок теплоходом.
Стоянка имела неприглядный вид и не могла удовлетворить всех желающих заниматься водно-моторным спортом. Кроме того, ее эксплуатация была нерентабельна, так как она находилась на собственном хозрасчете.
В начале 1974 г. общее собрание водноспортивной секции института постановило расширить емкость базы за счет ее механизации. На оборудование было решено взять в кредит с каждого владельца мотолодки по 55 рублей.
Для хранения лодок я разработал проект механизированной эстакады, который затем согласовал с главным архитектором города.
Эстакада имеет восемь Т-образных колонн, выполненных из швеллера № 22, и восемь колонн — из труб диаметром 145 мм, высотой 5,5 м. Расстояние между колоннами составляет 6 м, между рядами колонн — 7 м. По опорным площадкам колонн приварены продольные балки из швеллера № 20, по которым уложены продольные прогоны с шагом 2 м из двутавра № 12. По прогонам закреплены при помощи стремянок деревянные лаги, по которым сделан деревянный настил из досок толщиной 50 мм. К консолям Т-образных опор прикреплены два монорельса из двутавра № 18 на всю длину эстакады. В 7-метровом пролете монорельс подвешен к поперечным балкам.
На всех трех монорельсах установлены электротельферы грузоподъемностью от 0,5 до 1 т. Их электропитание осуществляется через гибкий кабель, подвешенный на продольном тросе. Электротельферы могут перемещаться по монорельсам по всей длине эстакады.
В середине сооружения сделаны две лестницы для подъема на эстакаду, лестницы по бетонному откосу, рельсовый путь для тележки, при помощи которой мотолодки поднимаются из воды и спускаются на воду. Подъем тележки производится электролебедкой грузоподъемностью 0,5 т.
На бетонном откосе мотолодки устанавливаются в два ряда на сварные металлические опоры-кильблоки, на эстакаде — в один ряд на деревянные кильблоки. В каждом ряду ставится по 18 мотолодок типа «Прогресс», «Казанка-2», «Казанка-5» и т. п. Всего хранится 54 лодки.
При спуске лодки на воду электротельфер подводится к месту ее стоянки. Гак тельфера снабжен захватом, который закрепляется за корпус лодки. Судно поднимается и транспортируется в среднюю часть эстакады, где опускается на тележку и закрепляется специальным гаком за носовую утку. Тележка вместе с лодкой при помощи электролебедки спускается на воду. На место мотолодки проводятся в обратной последовательности.
При проектировании и строительстве эстакады большое внимание было уделено технике безопасности и противопожарным мероприятиям. Эстакада снабжена внешним контурным заземлением, электропроводка выполнена из кабелей в металлических трубах, имеются достаточное количество ящиков с песком, углекислотных огнетушителей, пожарная мотопомпа и электронасос для тушения пожара.
По разработанным мною чертежам многие саратовские водноспортивные базы построили или строят подобные эстакады.
В 1977 г. к вышеописанной эстакаде была пристроена новая — двухэтажная. Ее длина составляет 18 м, ширина — 16 м, высота — 11 м. На этой эстакаде размещаются 72 мотолодки типа «Прогресс», «Казанка-5» и т. п.
Перед началом строительства были проведены геологические изыскания дна, так как эстакада полностью расположена над водой, а глубина воды в месте ее установки достигает 2,5 м. Фундаментные опоры (рельсы типа Р-50) были углублены в грунт дна на 8—8,5 м.
Опоры ставились зимой — со льда при помощи самодельной эстакады высотой 10 м, на которой была установлена электролебедка грузоподъемностью 1 т. Погружение опор в грунт производилось путем их ввертывания при помощи буровых шнеков, приваренных к концам рельсов (в конец шнека вваривалось сверло диаметром 50—55 мм). Всего было поставлено 12 фундаментных опор (4 из них были использованы от первой эстакады).
Шаг между опорами составляет 6 м, пролеты (если считать от первой эстакады) равны соответственно 5, 3 и 6 м, консольный вылет — 2 м. По каждому ряду колонн в продольном и поперечном направлениях приварены раскосы в виде ферм. На пятках фундаментных опор установлены колонны из трубы диаметром 145 мм. По продольным балкам из швеллера № 20 уложены поперечные прогоны из того же швеллера с шагом 2 м.
На первом и втором этажах в среднем 6-метровом пролете сделаны деревянные полы из щитов, а в крайних пролетах на всю длину эстакады натянута проволочная сетка шириной 3 м. Оба этажа обслуживаются электротельферами грузоподъемностью 0,5—1 т.
В боковых пролетах на каждом этаже в два яруса сделаны пути из швеллера № 8 для стояночных тележек мотолодок. Колея путей равна 1 м.
Установлены также продольные пути, которые приварены на кронштейнах к колоннам для нижней и верхней траверсных тележек. Траверсные тележки имеют также пути, соответствующие поперечным путям стояночных тележек.
На первом этаже эстакады справа имеются площадка, где установлена электролебедка, которая служит для подъема на второй этаж (и спуска) лодок при низком уровне воды в реке, и опущенные в воду пути для тележек. Тележка старой эстакады используется для спуска и подъема лодок, хранящихся на первом этаже. При нормальном уровне воды операции по подъему и спуску на воду лодок осуществляются без применения тележек.
При постановке мотолодки на эстакаду тележка опускается в воду, мотолодка заводится на нее и при помощи крюка крепится за носовую утку. Затем электролебедкой тележка поднимается из воды. Электротельфер снабжен захватом, который поворотом четырех рычагов надежно захватывает мотолодку. При помощи тельфера мотолодка поднимается на тот или иной этаж и ставится на траверсную тележку соответствующего яруса для перемещения вдоль эстакады до своего стояночного места. Здесь лодка снова поднимается, траверсная тележка совмещается своими путями с боковыми и поперечными путями стояночной тележки, которая затем выкатывается на траверсную тележку. Мотолодка устанавливается на стояночную тележку, освобождается от захвата и задвигается на свое место на эстакаде.
По сравнению с первой, усовершенствованная эстакада имеет большое преимущество. На каждую мотолодку приходится 4 м2 площади застройки, в то время как на первой эстакаде соответствующая площадь равна 10,5 м2. По сравнению с площадью, которую занимают размещенные на берегу мотолодки, площадь, занимаемая базой, меньше в 7—8 раз.
Все работы по строительству базы и ее благоустройству проводились на общественных началах при активном участии всех членов водноспортивной секции института.