Важно отметить, что в отличие от отечественной практики, основная масса зарубежных надувных лодок предназначена для плавания под подвесным мотором. Более того, глиссирующие надувные лодки широко применяются и в чисто спортивных целях: несколько лет назад по многочисленным требованиям гонщиков Международный Союз водномоторного спорта (УИМ) разработал специальные правила и классификацию пневматических любительских судов с подвесными моторами, на которых теперь с большим успехом проводятся официальные соревнования.
Основными преимуществами надувных лодок являются, прежде всего, их совершенно исключительная портативность и транспортабельность, очень небольшой (по сравнению с обычными жесткими лодками) вес, дешевизна применяемых материалов, простота фабричного (и даже кустарного) изготовления, а следовательно, и невысокая стоимость готовой лодки. Самые малые гребные надувные лодки на одного — двух человек весят всего 1—5 кг в зависимости от конструкции и примененного материала. Вес надувных лодок, предназначенных для плавания с подвесным мотором, колеблется в широких пределах, но во всех случаях в несколько раз меньше веса любых других лодок одинаковой грузоподъемности.
Надувные лодки всегда разделяются на несколько самостоятельных герметических отсеков, надуваемых отдельно или перекрываемых после надувки, поэтому практически они непотопляемы, тем более, что их всегда конструируют с большим запасом плавучести. Надувные лодки обладают исключительной остойчивостью; правильно спроектированная лодка не переворачивается даже иа большой волне.
Раньше при изготовлении оболочки применялась чистая резина, малопрочная, пересыхающая, легко прокалывающаяся при встрече лодки даже с самыми незначительными препятствиями. Современные корпуса делают из высокопрочной прорезиненной ткани, часто на нейлоновой, неопреновой или другой синтетической основе, подвергаемой специальной химической обработке. Эти материалы не стареют и не дают трещин даже при продолжительном, в течение многих лет, пользовании или хранении, причем никакого особого ухода (регулярной окраски, очистки и т. п.) изготовленные из них лодки не требуют. для повышения прочности и надежности оболочки более крупных лодок склеивают из нескольких слоев, соответственно подбирая качество материала для каждого слоя. Важным эксплуатационным достоинством надувных лодок является простота их аварийного ремонта, легко выполняемого, например, даже в походных условиях самими туристами.
В сложенном виде надувные лодки исключительно удобны для транспортировки. Такая лодка легко размещается в багажнике любого автомобиля, причем туда же одновременно можно уложить и подвесной мотор. Любой водоем становится легкодоступным для рыбака, туриста или охотника!
Приведение в готовность к плаванию, т. е. надувание лодки, обычно производится специальными ручными или ножными насосами и занимает весьма немного времени. Даже самые большие лодки могут быть надуты за 15—20 минут. Получили широкое применение и специальные зарядные баллоны небольшого размера, содержащие необходимое для заполнения лодки количество воздуха или газа (СО2) под большим давлением. В этом случае на подготовку лодки затрачивается всего несколько секунд, причем на спасательных шлюпках и плотиках такие заранее присоединенные баллоны срабатывают автоматически при соприкосновении лодки с водой. Применение зарядных баллонов, разумеется, наиболее целесообразно для аварийных случаев, но иногда предусматривается и для туристких или гоночных судов. Зарядные баллоны перезаряжаются в специализированных мастерских или просто обмениваются в магазинах.
Перечисленные качества надувных лодок и в первую очередь—удобство хранения и высокая надежность обусловили их широкое применение в качестве спасательных и десантных средств, однако на этом вопросе мы останавливаться не будем.
Говоря о возможностях и достоинствах надувных лодок, нельзя не упомянуть морскую сенсацию недавнего времени: подвиг французского врача-исследователя Алена Бомбара, которому Удалось в 1952 г. за 65 дней благополучно переплыть Атлантический океан наДувной лодке «Еретик», имеющей размеры 4,65X1,9 м при диаметре надувной камеры 500 мм. В отднлььных случаях строятся надувные лодки-плогы и гораздо больших размеров. Так, по заказу Кусто было создано 8-местное судно-база «Амфитрит», имеющее габариты 18X8 м при осадке 0,4 м; интересно отметить, что оно развивает скорость хода до 35 узлов с 6 мощными подвесными моторами.
Любители во всех концах земного шара используют надувные лодки для рыбной ловли, охоты, в туристских целях и даже, как уже мы упоминали, для гонок. Весьма успешно применяются такие лодки и для буксировки воднолыжников.
Благодаря малому весу корпуса и небольшой осадке скорости надувных лодок достаточно высоки даже при сравнительно маломощных моторах. Например, при официальном испытании лодки «Зефир-201» (длина 3,35 м; ширина 1,35 м) скорость под мотором 10 л. с. («Вест-Бенд») с одним водителем равнялась 37,8 км/час, а с двумя людьми на борту 35,1 км/час. С мотором «Меркури» мощностью 20 л. с. та же лодка показала скорость 49,2; 46,0; 42,8 и 40,0 км/час соответственно при одном, двух, трех и четырех пассажирах (включая водителя).
Лодка «Наутиспорт-330-Супер» (длина 3 м; ширина 1,35 м) с подвесным мотором «Вест-Бенд» («Креветка»; 85 см3; 3,5 л. с.) развивает скорость с одним человеком 13,9 км/час, с двумя — 9,1 км/час. С максимально допустимым для данной лодки по мощности мотором 10 л. с. скорости соответственно были равны 41,0 и 37,8 км/час. На гонках с моторами порядка 50 л. с. скорости надувных лодок значительно выше и приближаются к 100 кв/час!
По своему устройству надувные лодки крайне просты. Две цилиндрические надувные камеры, обеспечивающие плавучесть, образуют борта. Между собой они соединяются упрочненным тканевым дном (полом), на которое укладывают легкую деревянную елань, часто входящую в конструкцию лодки. Нос лодки отогнут вверх, чтобы не заливало на волнении. На корме укреплен деревянный транец для крепления подвесного мотора соответствующей мощности. Существуют конструкции со съемными внутренними камерами наподобие автомобильных. Выпускаются и надувные лодки с парусным вооружением.
Интересно отметить, что производство надувных лодок, как, впрочем, и их применение в любительских целях, сосредоточено главным образом в европейских странах; в США такие лодки большого распространения не получили.
Основные данные английских лодок «Авон» и французских «Зодиак» приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наибольшая из английских лодок — скоростная «Рэд Кэт» («Красная Кошка») выпускается по лицензии французской компании «Аэрозур»; она имеет значительно более прочную конструкцию, чем лодки других моделей, и, как следствие этого, повышенный вес. В сложенном виде она размещается в трех чемоданах габаритами 1016X762X305; 965X635X228 и 1524X152 мм ( в третьем чемодане находятся весла). Общий вес лодки со всеми принадлежностями 78,0 кг. Нормальное давление в камерах 0,21 кг/см2. В стандартное оборудование входят, помимо двух весел, ножной насос и «аптечка» для починки. Дополнительно «Рэд Кэт» может быть оборудована дистанционным рулевым управлением (при моторе мощностью свыше 35 л. с.), тентом и непотопляемыми сиденьями. Время, необходимое для полной подготовки лодки к плаванию, составляет 20 минут. С подвесным мотором 50 л. с. «Рэд Кэт» с одним водителем развивает скорость 80,4 км/час. При моторе 22 л. с. и двух пассажирах скорость равна 40 км/час, с четырьмя пассажирами — 32 км/час.
При полной нагрузке (6 чел.) под мотором 25 л. с. лодка идет со скоростью порядка 30—32 км/час.
Надувные лодки официально включены в число гоночных судов. По классификации УИМ они разделены на три класса; в табл. 2 приведены основные требования и допустимый литраж моторов для каждого из них. Никаких ограничений по обводам корпуса правила УИМ не предъявляют, однако отмечено, что допускается применение лишь одного стандартного мотора с реверсом и нейтралью, а управление должно осуществляться дистанционно. Как на всех гоночных судах, обязательно применение самосбрасывающих рукояток управления дроссельной заслонкой карбюратора. По правилам УИМ 1966 г. для надувных лодок чемпионаты Европы не проводятся, а мировые рекорды на них официально не регистрируются.
Приведем несколько цифр, характеризующих скоростные достижения в официальных классах УИМ.
Таблица 2
В 1964 г. Д. Фридлендер на лодке класса СР, оснащенной подвесным мотором «Меркури» (360 см3; мощность 20 л. с.), показал скорость 62,544 км/час; он же в классе DP с мотором «Пента-Архимед» (600 см3) развил скорость 77,922 км/час. В классе ЕР наибольшую скорость — 92,544 км/час — показал Жан Раффаэлли с мотором «Меркури» (720 см3; 50 л. с.).
Все вышеприведенные рекорды установлены на стандартной надувной лодке «Аттака» (французской фирмы «Аэрозур»), длина которой 4,0 м, ширина 1,75 м, а вес без мотора 66 кг.
В заключение приводим (табл. 3) основные данные надувных лодок, демонстрировавшихся на IV Международной морской выставке в Швейцарии в 1965 г. Конечно, на ней были показаны далеко не все существующие типы надувных лодок. В частности, совершенно не были представлены малые гребные и наоборот — самые большие пневматические лодки, такие, как например, «Марк-V» фирмы «Зодиак».
Таблица 3
Этот краткий обзор зарубежных конструкций хочется завершить пожеланием нашей промышленности. Пора наладить массовый выпуск дешевых надежных и удобных надувных лодок для спортивно-туристских целей (разумеется, нельзя забывать, что они будут полезны и во многих отраслях народного хозяйства!). Успешное развитие отечественной химии и освоение производства целого ряда новых подвесных моторов создали благоприятные условия для решения этого вопроса.
Не следует, конечно, думать, что надувные лодки в какой-то мере должны вытеснить обычные «жесткие» корпуса, непревзойденные по своим ходовым качествам, постоянной готовности к плаванию и исключительной комфортабельности. Совершенно очевидно, что и те и другие имеют право на жизнь, и чем больше будет в нашей стране хороших любительских судов самых разных конструкций, тем лучше!