В путевых заметках «На чем плавают по Белой», опубликованных в №37 сборника, ставится вопрос о необходимости всемерно ускорить серийный выпуск новых надувных лодок для туризма. По просьбе редакции ответ на эту статью подготовил начальник главного управления резиновой промышленности министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Виктор Сергеевич Зверев. Его ответ дополняют уфимцы — работники одного из трех заводов, поставляющих надувные лодки для продажи населению. В следующих номерах мы предполагаем предоставить слово конструкторам ярославского завода «Резинотехника».
Перед предприятиями нашего управления, имеются в виду Ярославский, Уфимский и Лисичанский заводы резиновых технических изделий, поставлена очень сложная и важная задача. Предстоит в несколько раз увеличить выпуск надувных лодок для «организованных» и «неорганизованных» туристов, рыбаков, охотников, одним словом — любителей отдыха на воде. Если до сих пор мы ежегодно готовили для продажи населению около 80000—90000 лодок, то, как уже хорошо знают читатели сборника, контрольная цифра на конец пятилетки — 500000. Естественно, нам приходится готовить производственную базу. Проектируются механизированные поточные линии, отрабатывается прогрессивная технология использования новых материалов, наконец,' разрабатываются более технологичные и совершенные проекты лодок — хороших н разных. До сих пор подавляющее большинство выпускаемых лодок на всех заводах составляли одни и те же «ЛГН», теперь нам предстоит в кратчайшие сроки значительно расширить и обновить ассортимент.
Хочется успокоить и автора статьи «На чем плавают по Белой» и главное — читателей сборника: делается все, чтобы кроме «ЛГН» (кстати говоря, неплохих, если судить по неуменынающемуся спросу и отзывам), в продажу с каждым годом поступало все больше новых моделей лодок. И под серийные моторы и для гребли, и для сплава туристских групп по течению.
Семь надувных лодок, в настоящее время осваиваемых производством. уже могут видеть посетители ВДНХ. Впервые, если не считать экспериментальной, разработанной Загорским филиалом НИИРПа большой и дорогой «ЛМН-5», здесь уже представлены надувные лодки для плавания с подвесным мотором. И не просто с моторами, а с наиболее доступными и распространенными моторами конкретных марок.
Ярославский завод, например, показывает две нарядные голубые лодки, одна из которых рассчитана на эксплуатацию с 2-сильным «Салютом» (скорость при этом составляет не менее 7 км/час), а другая — с 5-сильным «Прибоем» (скорость с двумя пассажирами на борту более 10 км/час). Основные размерения меньшей лодки 2700X1300 мм, большей — 3400X1380 при одинаковом диаметре баллона 340 мм. Созданию этих мотолодок предшествовала большая работа по конструированию и испытаниям надежного и технологичного откидывающегося кронштейна для крепления подвесного мотора, прочного транца и жестких настилов, обеспечивающих (вместе с закрепляемыми по бортам веслами) общую продольную прочность. Мы ожидаем, что эти легкие и надежные надувные мотолодки будут пользоваться большим спросом.
В том же павильоне «Резиновая промышленность» экспонируется и мотолодка «Агидель», сконструированная уфимскими конструкторами. Если самая первая «Агидель» во многом напоминала итальянскую «Пирелли» и была рассчитана на подвесной мотор мощностью до 20 л. с., то в дальнейшем она претерпела значительные изменения и на ВДНХ показана практически совсем другая лодка. Сейчас это катамаран с придающим небольшую килеватость надувным килем в ДП под жестким настилом. Носовая част# «запалублена» мягкой декой на небольшом подкосе, транец — жесткий (фанерный). Размеры лодки 3000X1400 при диаметре бортовых баллонов 380 мм; вес порядка 27 кг. «Агидель» рассчитана на самые популярные моторы средней мощности марок «Москва» и «Ветерок» (от 8 до 12 л. с.). Скорость с 8-сильным «Ветерком» около 15 км/час. Как утверждают те, кто проводил испытания, «Агидель» легко идет и под веслами. Предвижу вопрос о ценах. Сейчас об этом говорить еще рано, но по наметкам конструкторов цена «Агидели» будет около 200 рублей.
Попутно отмечу, что продукцию и Ярославского и Уфимского заводов можно было видеть не только на выставке, но и на ходу — на первой у нас в стране гонке надувных мотолодок во время VI Всесоюзных соревнований на приз редакции «Катеров и яхт», только что проходивших в Ленинграде. Ярославские конструкторы показали здесь свою новую модель «Орион-15», рассчитанную на установку подвесного мотора мощностью до 15 л. с. Внешне это классическая подковообразная глиссирующая лодка (3500X1450 мм) с приподнятым закрытым носом и жестким съемным транцем; особенностью ее является деревянный килек под жестким настилом.
Чтобы закончить обзор надувных мотолодок, упомянем, что ведутся конструкторские разработки по приспособлению подмоторного кронштейна под «Салют» для лодок «ЛГН-2».
Теперь о лодках, которые не предполагается использовать с мотором, но которые, очевидно, будут составлять немалую, если не основную, долю в числе лодок выпуска 1975 г. Практически на всех трех заводах ведется модернизация «ЛГН», первоначальный проект которой был разработан едва ли не 20 лет назад. При всех своих недостатках эта 80-рублевая надежная, испытанная временем лодка может послужить хорошей основой для разработки новых вариантов, но, естественно, она одна не может удовлетворять растущие и разнообразные потребности любителей отдыха на воде.
Как читатели уже знают по предыдущим публикациям в сборнику, целое семейство новых чисто гребных лодок подготовил Уфимский завод РТИ. В их числе такие, на наш взгляд, перспективные модели, как двухместные 2,6-метровая светло-зеленая «Уфимка» и 2,7-метровый голубой «Дельфин-2». Они также представлены в нашей экспозиции на ВДНХ. Цена их при массовом выпуске вряд ли будет намного превышать 100 рублей.
На смену одноместной «ЛГН-1» пришел уфимский «Ветерок». При той же грузоподъемности новая лодка заметно длиннее (на 300 мм), чуть выше и чуть уже; вес ее удалось снизить почти на 4 кг за счет применения нового материала на основе полукапрона. На Ярославском заводе также создается новая, совершенная модель «одиночки».
Продолжается выпуск и двухместной «Волны» грузоподъемностью 230 кг при весе лодки в комплекте не более 10 кг. При поступлении заказов будет возобновлено и производство туристских плотов-понтонов, которые плавают пока только по реке Белой. Дело в том, что 300 таких плотов-понтонов было изготовлено Уфимским заводом по заказу Башкирского совета по туризму и экскурсиям. Несмотря на самые положительные отзывы и заключения об их эксплуатационных свойствах, все попытки завода найти новых заказчиков пока остаются безуспешными. Такая, казалось бы заинтересованная организация, как Центральный Совет по туризму, встретила предложение завода без всякого энтузиазма. Подчеркну: при наличии гарантированного сбыта завод уже в 1972 г. мог бы изготовить до 2000 штук плотов, а в дальнейшем, .после получения от потребителей отзывов и пожеланий, готов работать над их различными модификациями.
Кстати сказать, печальная судьба надувной байдарки, которую сфотографировал на Белой автор «путевых заметок», также связана с отсутствием заказов. Она была разработана по заказу того же Башкирского совета по туризму, изготовлена всего в двух экземплярах, испытана и... в производство не пошла. Башкирскому совету такие байдарки в конце концов не понадобились, а торговая сеть ими не заинтересовалась. Может быть публикации сборника «Катера и яхты» помогут установить контакт между изготовителями и потребителями?
Как читатель уже убедился, «период конструкторских поисков» может быть несколько и затянулся, но оказался весьма плодотворным. Разумеется, наши конструкторы не складывают оружия, а продолжают поиск. Так, например, в планах головного конструкторского отдела, созданного полтора года назад на ярославском заводе «Резинотехиика», значится подготовка документации и испытания 15 моделей новых видов товаров народного потребления. Будут разрабатываться надувные лодки грузоподъемностью от 100 до 300 кг с увеличенным диаметром бортовых баллонов и применением светоизностойких прорезиненных тканей; лодка с легким тентом; лодка специально под установку паруса: надувной катамаран; надувные детские спасательные жилеты; надувная куртка и т. п. и т. д. Готовы к запуску в производство два вида жилетов для любителей водных видов спорта и туризма, надувной комбинированный матрац дли туристов и рыбаков-охотников, кресло-матрац, детский Матрац.
Не следует, однако думать, что у нас нет трудностей или что они связаны только с обеспечением сбыта продукции. Главное — бедность ассортимента исходных материалов. Чаще всего конструкторы лодок и технологи вынуждены пользоваться материалами, созданными совсем для других целей. Чтобы получить легкие, недорогие и долговечные, надежные лодки, нужно объединить усилия химиков, текстильщиков и резинщиков. Их общей задачей должно стать создание более совершенной текстильной основы и ярких, светостойких пигментов, самовулканизующихся нетоксичных клеев, различных видов новых прорезиненных тканей.
Вот, например, такая проблема. Из всех текстильных материалов для выпуска «лодочных» прорезиненных тканей в настоящее время наиболее перспективен капрон. Однако при существующем уровне оптовых цен на технические капроновые ткани нам очень трудно обеспечить приемлемые для покупателей цены готовых лодок.
Всесоюзным объединением «Союзхимпласт» не решен вопрос о разработке и изготовлении деталей и узлов из пластмасс для комплектации проектируемых товаров народного потребления. Еще хуже с массовым выпуском комплектующих узлов из других материалов (например, фанерных транцев и подмоторных кронштейнов), обработка которых не свойственна заводам РТИ. Такое перечисление можно было бы продолжать, но я полагаю, что читателей наши беды интересуют мало.
Работники предприятий Главрезинпрома сделают все, чтобы выполнить свою «лодочную пятилетку», чтобы надувные лодки 1975 года были лучше по качеству, чтобы широкий выбор их в магазинах удовлетворял любые вкусы.