Спасение на мачтах
В марте 1826 г. американский парусник «Френсиз Мери» с грузом леса попал в Атлантическом океане в жесточайший шторм. Корпус не выдержал ударов волн, внутрь стала поступать вода. Отчаянные попытки откачивать ее никаких шансов на успех не имели, спускать шлюпки было бессмысленно — ветер крепчал.
Оставалось надеяться только на то, что парусник благодаря своему грузу продержится на воде до тех пор, пока не встретится какое-либо судно, способное оказать помощь. Однако парусник погрузился так, что под волнами скрылась и палуба. Весь экипаж оказался на мачтах.
Потерпевшие остались без продовольствия и пресной воды. Проходил день за днем, а помощи все не было. Через девять суток дрейфа трое из семнадцати вконец обессилевших люден сорвались с мачт и погибли. Оставшиеся находились в критическом состоянии. Страданиям, казалось, не будет конца. Жажда, голод, холод и страх сводили с ума...
Когда на мачтах «Френсиз Мери» оставалось только шесть человек, на горизонте появился английский фрегат «Блонд»...
Часто ли гибнут большие суда?
Опубликован традиционный ежегодный отчет Ливерпульской ассоциации страховщиков, содержащий сведения о всех авариях морских судов вместимостью более 500 регистровых тонн. Приведенные в этом объемистом документе цифры дают пищу для размышлений.
Как ни странно, в наши дни, когда все суда оснащены мощным радиооборудованием и навигационными приборами, оказался возможным случай, когда в 1971 г. крупнотоннажное судно «пропало без вести». И в предыдущем году тоже был зарегистрирован такой же случай (и тоже один).
За пятилетие (1967—1971 гг.) сигнал SOS звучал десятки тысяч раз: произошло 38 779 морских аварий, в результате которых погибло 793 судна. Рекордным был последний 1971 г., когда пришлось вычеркивать из списков 175 единиц. Интересно посмотреть, каковы же причины их гибели? Оказывается, самый главный враг современного судна это не шторм или ураган (36 случаев гибели), как это принято считать со времен парусного флота, а пожары и взрывы (42 случая) и посадки на мель (40 случаев). Если же говорить о причинах всех зарегистрированных за год аварий (5962), то надо прямо сказать, что самая распространенная — выход из строя двигателя (1667); затем, как ни странно, если вспомнить о радиолокаторах, следуют столкновения (1220), навалы при швартовке (777), посадки на мель (696). При всем при том общее количество кораблекрушений из года в год снижается.
Попутно — раз уж мы занялись статистикой — приведем еще одну цифру: если не считать малые суда тоннажем менее 100 per. т., то всего (по данным на середину 1971 г.) на учете Регистра Ллойда состоит 55041 морское судно.
Модель плывет через Панамский канал
Первым судном, которое прошло через Панамский канал, был грузовой теплоход «Анкои». К очередному юбилею канала построили самоходную модель этого теплохода, названную «Анкои-II». Она имеет дистанционное радиоуправление; длина модели 900 мм, а мощность установленного на ней двигателя 0,9 л. с.
В 1970 г. управляемый по радио «Анкои-II» прошел своим ходом через весь Панамский канал. Со дня ввода в эксплуатацию канала (1914 г.) это самое маленькое судно, воспользовавшееся каналом.