Каждое утро из больших и малых портов атлантического побережья Африки и из всех прибрежных деревень уходят на рыбную ловлю флотилии парусных лодок. К полудню они возвращаются, и до позднего вечера на берегу океана шумят рыбные базары.
Рядом с огромными лайнерами старинные туземные лодки с характерными ромбическими парусами производят экзотическое впечатление, но в деревушках, на фоне яркой тропической зелени и желтых хижин, они выглядят совсем по-другому, очень естественно. Этими же парусными лодками широко пользуются как средством для местных перевозок и всех других хозяйственных целей. И несмотря на то, что в том же Дакаре (столица Сенегала) уже появился современный рыболовный флот из сравнительно крупных судов-теплоходов, местные мастера, как и десятки лет назад, здесь же рядом, на берегу, строят и строят небольшие, но исключительно мореходные долбленые лодки. Единственная дань сегодняшней технике — подвесной мотор, устанавливаемый в специальном колодце.
Африканская лодка наиболее распространенного типа имеет сравнительно узкий корпус длиной до 8—10 м. Основой служит выдолбленное сверху лыжеобразное бревно, концы которого в носу и корме выступают на 1—1,5 м за транцы, ограничивающие защищенный бортовыми досками кокпит. Часто для достижения необходимой ширины днища к выдолбленному бревну с боков крепятся дополнительные брусья, как показано на приводимой схеме. Борта лодки образованы широкими досками, положенными внакрой на края днища. Такие же доски поставлены поперек в виде транцев, подкрепленных солидными горизонтальными кницами-брештуками. Несколько в нос от середины лодки крепится бимс с наметкой для установки мачты. На кромки днищевой части укладываются банки.
Рулей на лодках нет, правят кормовым веслом. Парус в виде ромба крепится одной из вершин к топу мачты, а по нижним боковым шкаторинам распирается двумя «гиками».
Подвесные моторы применяются рыбаками Сенегала и Гвинеи широко. Однако океан — есть океан. Нам однажды пришлось буксировать одну такую лодку, владельцы которой понадеялись на свой «Джонсон» и не взяли парус. В довольно свежую погоду они ушли за 20 миль от Конакри, а мотор вышел из строя. Большинство рыбаков даже при наличии мощного подвесного мотора основным средством движения лодки считают парус.
Отдельные лодки подобного типа иногда имеют весьма внушительные размеры: длина их доходит до 20 м. В этом случае судно вооружают двумя мачтами.
Африканские лодки, как и народные лодки всех широт, удивительно хорошо приспособлены к особенностям эксплуатации. Носовой и кормовой «тараны» легко рассекают крутую прибойную волну, высокие борта надежно защищают от заливания гребнями.