В предыдущем выпуске сообщалось о том, что в городе Новая Ладога Ленинградской области имеется верфь, строящая по заказам населения деревянные лодки. Опыт новоладожцев интересен тем, что он намечает один из возможных путей организации промышленного выпуска судов для любителей водного туризма, Чтобы получить более подробную информацию об этом интересном начинании, мы решили ознакомиться с работой верфи на месте.
Первое, что обращает на себя внимание в Новой Ладоге, это обилие водных путей. Река Волхов, Ладожское озеро, пересекающие город каналы используются здесь в качестве транспортных магистралей гораздо больше, чем сухопутные дороги. Вдоль берегов — бесконечные лодочные причалы. По-видимому, новоладожцы не мыслят свою жизнь без лодки.
— При организации нашей верфи, — рассказывает главный инженер Новоладожского бытпромкомбината В. А. Кондратьев, — мы ориентировались в основном на запросы местного населения. Надо было добиться, чтобы наша продукция была недорогой при высоком качестве исполнения. Для этого прежде всего важно было снизить накладные расходы до минимума. Сейчас на верфи ни одной административной единицы, — обходимся в этом отношении силами бытпромкомбината. Материал у нас недефицитный — сосновые бревна, причем распиловку их производим сами. С размещением верфи нам повезло. Незадолго до ее организации судоремонтный завод нашего пароходства переехал на новое место. Его-то территорию мы и освоили. Да вот давайте посмотрим, это от нас недалеко.
Верфь расположена на берегу Волхова у нового моста. Все производственные помещения состоят из лесопилки и одноэтажного деревянного здания, переоборудованного в рабочий цех. На верфи всего семь человек — мастеров-шлюлочников.
— На следующий год думаем расширять производство. Будем строить новый цех, — говорит В. А. Кондратьев. — А пока в месяц выпускаем 5—6 лодок длиной от пяти до семи метров и стоимостью от 130 до 150 рублей. Деньги покупатели вносят при заключении договора или выплачивают их в рассрочку. Приобретают лодки в основном для рыбной ловли, но они могут понравиться и туристам. Особенно, если оборудовать их рубкой. Одну такую каютную лодку мы сделали, но больше пока не беремся — не хватает материалов. Не удалось пока получить и некоторое необходимое оборудование, например, ленточную пилу. Когда все это будет,— номенклатура верфи станет разнообразнее, а следовательно, и прибыль увеличится.
Знакомимся с работой верфи, осматриваем готовую продукцию. Лодки строятся добротно, по типу ладожских рыбачьих лодок, известных своей мореходностью. Обводы и конструкция этих лодок выработаны многими поколениями рыбаков.
Набор и обшивка изготовляются целиком из ели и сосны. Штевни вытесываются из брусьев сечением 150Х130 мм и соединяются с килем посредством кнопов, заготовленных из кривослойных кокор. Вырез в ахтер-штевне для гребного винта — это, пожалуй, единственное усовершенствование обводов лодок, внесенное современными строителями. Киль сечением в средней части 180X25 суживается в оконечностях до 90 мм.
После сборки закладки лодки к килю крепятся два флортимберса шпангоутов, отстоящих от носа и кормы примерно на tU длины лодки. Эти флортимберсы (длиной около 1 м) служат направляющими для досок обшивки днища и их форма задает киле-ватость, а следовательно, определяет полноту обводов и грузоподъемность лодки. Кривизна флортимберсов выбирается строителем по опыту, исходя из заданной грузоподъемности.
К килю крепится шпунтовый пояс обшивки, затем наращиваются следующие поясья. Толщина обшивки — 20 мм, ширина пояса 150—180 мм. Лодки строят с обшивкой кромка на кромку. При таком способе проще подогнать поясья друг к другу, обеспечивается лучшая плотность пазов и не требуется конопатка. В некоторых случаях между кромками досок смежных поясьев прокладывается лента из картона, которая при разбухании поясьев обжимается и устраняет малейшие неплотности.
Поясья между собой крепятся на алюминиевых или медных гвоздях-заклепках диаметром 3 мм; на расклепываемые концы заклепок надеваются шайбы. Расстояние между заклепками по пазам 120—150 мм, по шпунтам штевней — 30 мм. Ширина поясьев размечается с учетом обвода по мидель-шпангоуту и высоты штевней, а с верхней кромки каждого установленного пояса снимается малка. Ладожские строители предпочитают обшивать лодки даже длиной 7 м досками без стыков.
Благодаря тому, что доски ложатся одна к одной без принудительного изгиба по лекалам, получаются очень плавные и стройные обводы. Достоинством такого способа постройки является и то, что не требуется ни разбивки теоретического чертежа на плазе, ни изготовления шаблонов и лекал. После того как лодка полностью обшита, строитель раздвигает ее борта до необходимой ширины и фиксирует ее поперечной банкой сечением 50Х180. Все 7 шпангоутов лодки вытесываются из лесных кокор. Средние шпангоуты собираются в замок из трех ветвей — двух топтимберсов и одного флортимберса; в оконечностях шпангоуты состоят из двух бортовых ветвей. Толщина шпангоутов 40—60 мм, высота 60—80 мм. Каждая ветвь подгоняется по месту и нарезается на по-ясья обшивки. Поперечная банка обычно устанавливается на третьем шпангоуте от форштевня. Делается неширокая бортовая опалубка — в одну доску с невысоким комингсом.
Пайолы лодки собираются в виде щитов, которые закладываются в шпации между шпангоутами. В форштевень вворачивается стальной рым для швартовки и буксировки, а в корме с правого борта устанавливается ручная поршневая помпа.
Общее впечатление, которое оставляет продукция верфи, положительное. Лодки, которые она выпускает, отлично держатся на крутой волне, не заливаются водой; ими легко управлять даже в свежий ветер.
Постройку лодок местных типов по заказам или небольшими сериями целесообразно организовать и в других районах страны, например, таких, как Астрахань, Архангельск, имеющих богатые судостроительные традиции.