Диапазон деятельности электронных счетно-вычислительных машин почти неограничен — от сочинения плохих стихов до предсказания погоды. Логично отсюда было предположить, что какая-нибудь машина, наконец, «навострит» свои транзисторы и возьмется за проектирование судов. Так и случилось.
По сообщению американского журнала «Rudder», при одном из многочисленных ответвлений ООН — Организации по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО) — создан «электронный конструктор-кораблестроитель». Его специальность — проектирование малых рыболовных судов.
Дело это очень тонкое. Для получения хороших уловов необходимы специализированные надежные, мореходные и экономичные суда. Но большинство верфей до сих пор строит малые рыболовные суда, руководствуясь, в основном, местными традициями, а не строго научными расчетами эксплуатационных качеств. В результате порты мира кишат судами самых разнообразных конструкций, причем эксплуатация многих из них едва ли позволяет оправдывать расходы.
Ученые-кораблестроители, занятые, в основном, созданием атомных подводных лодок и супертанкеров, сравнительно мало внимания уделяют разработке оптимальных вариантов рыболовных судов. Дело тормозит и высокая стоимость проведения модельных испытаний, без которых трудно подобрать наилучшее сочетание размерений и формы корпуса малого судна.
ФАО взялась одним махом решить эти проблемы. Нынешний глава секции рыболовных судов при этой организации швед Ян-Олоф Траунг в течение 22 лет собирал данные по испытаниям и эксплуатации рыболовных судов. В результате были собраны исчерпывающие сведения по 600 судам со всего света. Для того, чтобы из такого обилия интереснейшей информации вывести какие-либо общие заключения обычными способами, самому способному инженеру потребовалось бы столетие напряженной работы.
Вся эта масса технической информации была нанесена на перфокарты и после разработки соответствующей программы «скормлена» цифровой вычислительной машине KDF при Национальной физической лаборатории в Теддингтоне (Англия). Машина должна была для пробы выдать оптимальные проекты в виде данных теоретического чертежа рыболовных судов длиной 12,2; 16,8 и 21,3 м. Модели судов, изготовленные по проектам, выданным машиной, были тут же испытаны в опытовом бассейне, причем результаты оказались отличными!
Все, что теперь требуется от заказчика,— заложить исходные данные в электронную махину и «шепнуть» ей, какие операции должно выполнять будущее судно с учетом тех или иных определенных ограничений (скажем, малых глубин гавани, местных условий эксплуатации и т. д.). Машина выдает полную характеристику такого судна, «ручаясь» за то, что его мореходные и эксплуатационные качества будут высокими. Раньше на это требовалось несколько месяцев работы большого коллектива и в среднем 20 модельных испытаний. Электронная машина выполняет работу за пару часов.
Траунг говорит: «В будущем мы надеемся создать следующую систему обслуживания: конструктор малого судна присылает нам свой проект, мы запускаем его в машину и через день-два сообщаем ему, насколько эффективным будет его судно».
А в дальнейшем, надо полагать, типичным станет письмо-заказ примерно следующего содержания:
«Дорогая счетно-вычислительная машина! Сконструируй мне, пожалуйста, 5-метровую прогулочную лодку, которая будет глиссировать под парусами, буксировать четырех воднолыжников под мотором, выходить в бурную погоду в открытое море и успешно преодолевать мелководье во внутренних водах, причем на ней должна со всеми удобствами размещаться семья из 6 человек».
Такой заказ заставит попыхтеть и электронную машину!..
Без подобной машины, очевидно, не обойтись и редакции сборника «Катера и яхты» при составлении ответов на поток писем, иной раз весьма напоминающих вышеприведенное.